E-LEARNING
Модель образования XXI века
~
Перед погружением в online-обучение, мы предлагаем Вам пройти тест, который определит Ваше отношение к формату «E-learning». Начинаем!
Вы не поняли новую тему урока, но нужно выполнить домашнее задание.
Что будете делать: отчаянно рвать волосы или найдёте видеуроки с доступным объяснением?
Вам пришлось уехать во время учебного процесса.
Что будет удобнее: взять с собой кипу учебников или выполнить задания online?
Школьные курсы по подготовке к экзаменам совпадают по времени с другими дополнительными занятиями.
Как Вы поступите: будете выбирать что-то одно или найдёте online курс, чтобы учиться в удобное для себя время?
~
E-learning (электронное образование) – система обучения online, в основе которой лежит передача знаний с помощью компьютерных технологий и медиа средств.
Идеи и принципы электронного обучения
1. Совершенствование образовательного процесса с помощью внедрения новых информационных технологий.

2. Возможность самостоятельного обучения.

3. Экономия времени учителя на проверку домашнего задания.

4. Возможность отслеживания прогресса учеников.

5. Равные условия обучения как в крупных городах, так и в небольших.

6. Прохождение дистанционных курсов в ведущих университетах.

7. Возможность обучения у лучших преподавателей с помощью вебинаров.

8. Прохождение онлайн курса в любое время, из любой точки мира.
~
~
Е-learning в мире уже больше 50 лет!
1960
Иллинойсский университет связал классы с компьютерными терминалами. Учащиеся могли получить доступ к лекциям других курсов, записанным на телевизоры или аудиоустройства.
1971
Австрийский философ и социальный критик Иван Иллич опубликовал знаковую книгу «Освобождение от школ. Пропорциональность и современный мир» (Deschooling Society), где описал «обучающий интернет» как модель, которая позволяет студенту выстраивать образовательный процесс для себя.
1974-1978
Специалисты Технологического института Нью-Джерси Мюррей Терроф и Старр Роксанна Хилц разработали электронную систему обмена информацией (EIES), которая позволила проводить сеансы конференц-связи. EIES называют одним из ранних примеров программного обеспечения совместной работы (лежат в основе электронной почты, календарей, чатов и т.п.). В книге «Виртуальное сообщество» Говард Рейнгольд охарактеризовал EIES как «прабабушку всех виртуальных сообществ».
1986
Профессор Школы коммуникации при Университете Саймона Фрезера Линда Харасим составила и провела первый в мире онлайн-курс совместно с канадским социологом Дороти Смит. Тема касалась компьютерного образования женщин.
1994
Образовательная организация CompuHigh основала первую в мире школу онлайн-обучения Whitemore School.
1997
Майкл Часен и Мэттью Питтински разработали электронную информационную систему обеспечения образовательного процесса Blockboard Inc.
2005
Европейская ассоциация дистанционный университетов (EADTU) при поддержки программы Европейской комиссии eLearning разработали стандарты онлайн-обучения в рамках проекта «E-xcellence».
2008
Министерство образования США выпустило исследование, которое показало, что в 2006-2007 годах 77% студентов зачислились на онлайн-курсы.
2014
В ответ на критику традиционного электронного обучения Ассоциация Развития талантов (ATD) провозгласила манифест «серьезного электронного обучения» (The Serious E-Learning Manifesto), в котором сформулировано 24 принципа электронного обучения, адекватного реалиям современного цифрового мира.
Тот же 2014
Российский рынок электронного обучения в 2014 году оценивался в 9,3 млрд. рублей, среднегодовой темп роста составил 16,9%.
2015
Впервые частные некоммерческие организации опередили коммерческие по числу онлайн-студентов. Лидерство осталось за государственными университетами. Более 6 млн. студентов проходили хотя бы один онлайн-курс.
2016
Онлайн-обучение признали одним из самых быстро развивающихся секторов в сфере образования благодаря буму вспомогательных технологий (виртуальной и дополненной реальности, мобильных устройств, искусственного интеллекта).
~
«Дистанционное обучение»:
1 шаг к созданию модели «E-learning»
Составляющие online-обучения
На самом деле понятия «дистанционное обучение» не существовало до конца XVIII века. С появлением регулярной и доступной почтовой связи, возникло «корреспондентское обучение». По почте люди получали учебные материалы, общались с преподавателями и сдавали экзамены в виде научной работы. На этом развитие обучения не остановилось.

Появление радио и телевидения в 20 веке колоссально изменили методы дистанционного обучения – появились «программы-обучалки». Однако у этой системы был существенный недостаток: учащиеся не могли получать обратную связь.

В конце 80-х свободный доступ к персональным компьютерам дал новую надежду – упрощение и автоматизация обучения. Первые компьютерные «обучалки» были в виде различных игр. Потом возникли более сложные обучающие комплексы, вплоть до симуляторов реальности. Потом придумали интернет, который стал неотъемлемой частью жизни каждого. Появилась возможность общаться и получать обратную связь от любого ученика, где бы он ни находился. Распространение «быстрого интернета» дало возможность создать и активно использовать онлайн – лекции для обучения. На сегодняшний день несколько сотен фирм по всему миру разрабатывают программные продукты для обучения.
Дистанционный курс для учителей
~
Роль учителя в формате «E-learning»
Первыми последователями технологий электронного обучения в России были вузы. Тогда в образование внедряется новое понятие – «электронная педагогика». Она представляет собой эволюцию классического преподавания, которая происходит в результате появления новых технологий. Электронное обучение не отменяет живое слово учителя. Оно дает возможность учителю раскрыть свой творческий потенциал, сделать уроки более интересными, эмоциональными. Преподаватель помогает обучающемуся решать проблемы, вопросы, разбираться в потоке разнообразной учебной информации с помощью электронного обучения. Такая деятельность требует от преподавателя развития специальных навыков, приемов педагогической работы:
  • Разработка содержания курса на новой технологической основе
  • Помощь в ориентировании по обширной учебной информации и найти
  • Разработка индивидуального подхода к образовательной траектории
  • Обеспечение активных взаимодействий обучаемого с преподавателем и другими обучаемыми
Современные школьники и студенты получили возможность учиться дистанционно благодаря использованию специально организованной электронной образовательной среды. Учащиеся имеют доступ ко всем учебным материалам и в случае необходимости всегда могут повторно их изучить. Возможность заниматься в индивидуальном и комфортном темпе значительно повышает результаты обучения, положительно сказывается на качестве образования, снимает все ограничения на время и место проведения занятий, а также позволяет людям с ограниченными возможностями получать качественное образование. Электронное обучение обеспечивает регулярный и систематический контроль над успехами учащихся.
E-learning базируется на принципе доставки учебного контента конечному пользователю, осуществляется посредством компьютера с использованием стандартных Интернет-технологий, включает в себя сочетание очной и заочной форм обучения, обеспечивает удаленное общение с экспертами разных сфер. Формирование и активное внедрение образовательных IT-технологий изменяет структуру образования в сторону виртуализации информационного поля обучаемого.
~
Различные форматы Е-learning:
  • Серии видеоуроков
  • Модерируемые обсуждения на форумахe и чаты
  • Серии текстовых статей, разбитых по урокам
  • Интерактивные образовательные игры
  • Онлайн-тестирования
  • Вебинары
  • Электронные курсы
  • Интерактивные образовательные игры
~
SWOT-анализ
Преимущества
  • Общедоступность
    Обеспечение доступности получения образования для населения, открытость образовательных ресурсов вузов.
  • Разнообразие
    Использование разнообразных методов донесения учебной информации (радио, телевидение, аудио/видеотрансляции, аудио/видеоконференции).
  • Охват
    Существенное расширение масштабов подготовки кадров, в том числе в сфере образования.
  • Индивидуальный подход
    Возможность составления персонального плана обучения — учиться только тому, чего не знаешь, а также возможность обучаться в своем темпе.
  • Экономия
    Снижение издержек получения образования, например: не требуется дополнительных расходов на дорогу до места учебы.
  • Анализ результатов
    Возможность аналитики обучения, т.е. анализа данных по творческому процессу.
Недостатки
1. Применение дистанционных технологий в учебный процесс по методу «шоковой терапии», а не эволюционным методом.

2. Отсутствие стратегии и тактики внедрения дистанционного обучения в учебный процесс.

3. Слабо развитая информационная инфраструктура в ряде регионов.

4. Отсутствие политики массового обучения населения использования ИКТ.

5. Дефицит высокопрофессиональных кадров, обладающими навыками использования дистанционных технологий (кадровая проблема).

6. Разрыв понимания, что ИКТ может сделать для образования, отсутствует система знаний, что мы должны получить в итоге.

Возможности использования E-learning
  • Улучшение демографической ситуации в регионах, избежание массовых переездов населения в столичные города.
  • Возможность получения образовательных услуг в престижных университетах.
  • Повышение уровня образования населения за счет доступности получения образования.
  • Взаимопроникновение отраслей, широкая доступность междисциплинарных исследований и инновационных разработок.
Риски
1. Отсутствие четкой позиции власти по отношению к внедрению дистанционного обучения.

2. Появление дистанционного образования низкого качества в регионах по методу «шоковой терапии», которое широко распространилось в период закрытия представительств и филиалов по стране.

3. Отказ учителей работать в условиях электронного обучения.

~
Ситуация в России
В современном дистанционном образовании используются следующие основные элементы: среда передачи информации (почта, телевидение, радио, информационные коммуникационные сети), методы, зависимые от технической среды обмена информацией.

Дистанционное обучение позволяет снизить затраты на проведение обучения (не требуется затрат на аренду помещений, поездок к месту учёбы, как учащихся, так и преподавателей и т. п.), проводить обучение большого количества человек, повысить качество обучения за счет применения современных средств, объёмных электронных библиотек и т.д., создать единую образовательную среду (особенно актуально для корпоративного обучения).

В России дистанционное обучение пока не является официально узаконенным способом получения образования. Это обусловлено следующими причинами:
  • Отсутствием объективной информации о качестве и эффективности дистанционного обучения.
  • Отсутствием достаточного количества специалистов в области дистанционного обучения, имеющих надлежащую квалификацию.
  • Высокой стоимостью разработки учебного контента.
  • Отсутствием хороших каналов передачи данных.
  • Недостаточной подготовкой населения к использованию современных информационных технологий при прохождении обучения и т.д.
В рамках нашего проекта мы, команда авторов, создали 2 полезных медийных продукта:

1. Электронная страница «E-learning. Модель образования XXI века» (http://lit.sochisirius.ru/e-learning)
2. Онлайн-курс для учителей.

3. Информационный буклет

Все эти материалы Вы можете скачать и использовать в дальнейшем в своей работе с указанием авторского права создателей.
Источники информации:

1. Центр разработки мультимедийных материалов

2. Вебинары. Организационно-методические указания

3. infourok

4. Книга "Информационные и коммуникационные технологии как эффективное средство повышения качества образования" (Ватунский Андрей Андреевич)

5. «SWОТ-анализ применения дистанционного обучения в России» Е. Н. Кошкина

6. Книга "Корпоративное обучение для цифрового мира". Катькало В. С., Волков Д. Л.