Полдень
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЕКТ
КОМАНДЫ Л-4
По мотивам романа Германа Гессе «Игра в бисер»
I
Дверь с сильным шумом отворилась, и в кафе вошел человек средних лет. Внешне он мало чем отличался от остальных жителей этого города, однако воодушевленный и во всех смыслах собранный вид выдавал в нем приезжего. Он подошел к столику у окна, сел на жестковатое сиденье и бережно поставил небольшой кожаный чемодан на пол возле себя.
К вошедшему, оказавшемуся первым сегодняшним клиентом, бодро подбежал официант. Гость заказал себе чашечку крепкого кофе и две мягкие вафли.
— Не видел вас здесь раньше. Вы приезжий, верно? — с интересом спросил официант, принеся заказ.
— Да, вы угадали. Я из Лессина. — ответил посетитель.
— Из Лессина? Никогда там не был. От дома до кафе, от кухни до столика… впрочем, простите, не буду вас отвлекать.
— Да нет, мне интересно. Я ведь художник. Приехал искать сюжеты для своих работ…
Когда кофе был выпит, а вафли съедены, гость поднялся с места, взял чемодан и вышел на пробуждающуюся улицу. Он направлялся в ближайшую гостиницу.
Путь лежал через главную площадь. Среди немногих прохожих бегали мальчики с газетами и выкрикивали заголовки.
— Свежий выпуск! Свежий выпуск! «Новый Геракл! Объявлен победитель ежегодных соревнований по тяжелой атлетике…»
— «Знания — сила! Состоялась олимпиада школьников по физике!»
— «Нет силе притяжения! Ловкий акробат преодолел закон Ньютона!»
«Что-то есть общее в этих заголовках», — подумал Художник, проходя мимо.
На площади было просторно, посередине, на небольшом зеленом островке в брусчатом море росла яблоня. Эта картина сразу запечатлелась в глазах Художника и отложилась до ближайшей надобности, но гораздо сильнее его поразил человек, который стоял рядом с деревом. Художник увидел, что этот странный тип трясет яблоню и периодически выжидательно смотрит наверх. Одет он был прилично, как подобает горожанину, — на нем была даже модная шляпа-котелок. Недолго думая, приезжий решил остановиться неподалеку и посмотреть, чем это закончится. «Какой силой воли и глупости надо обладать, чтобы несколько минут трясти дерево, еще и посреди площади!»

Когда единственный плод упал на землю, Незнакомец, довольно улыбаясь, подобрал его и стал оживленно осматриваться по сторонам. Потом он подошел к проходившей мимо девушке и предложил ей яблоко. «Какой-нибудь городской сумасшедший», — подумал Художник и пошел дальше.
II
На следующий день Художник снова прогуливался по центру города. Он шёл, считая каменные плитки на земле, переступал через трещины между ними и думал о будущей работе. Ему хотелось написать что-то стоящее. Если картину купят, то хорошо заплатят. Он сможет отправиться в Китай или, наконец, побывать в Индии...
Но пока мысли о шедевре пришлось отложить — работать все равно не получается. У него закончилась зелёная краска, поэтому следовало зайти в художественный магазин.
Там его встретил тихий звон дверных колокольчиков. Он оказался в светлом помещении с огромными окнами, витринами, бесконечными рядами полок. Художник подошел к стеллажам и начал искать нужный тюбик. Ничего подходящего: оттенки зеленого казались ему то слишком травянистыми, то слишком ядовитыми, то слишком изумрудными, то слишком синими.
В раздумьях бродя между рядами, он вдруг заметил на стене небольшую картину. Причудливые фигуры, смелые линии, неожиданные цвета. Особенно его восхитил глубокий оттенок зелёного, гармоничный, манящий — Художник не представлял, как такой получить. Он долго разглядывал картину, но в какой-то момент его взгляд остановился на небольшой надписи в самом углу. «Сообщество художников "circuitio"». «Хорошо бы наладить контакт с этим сообществом», — подумал Художник.
Он уже направлялся к выходу, мельком посмотрел в окно и остановился. Яблоню тряс тот самый человек. С дерева упал плод.
Художник заинтересовался. «Опять? Что же он сделает дальше? Уйдёт? Снова отдаст яблоко кому-нибудь?» И правда, Незнакомец подошел к компании из трех девушек, проходившей неподалеку. Одна из них что-то сказала ему. Незнакомец протянул ей плод, но подруга, смеясь, выхватила фрукт у первой. Девушки развеселились и стали перекидывать яблоко друг другу. Оно упало на землю и куда-то укатилось. Незнакомец исчез в толпе.
Художник покачал головой. Слишком много этого странного человека-яблочника в его жизни. Зачем он это делает? Вчера он тоже отдал яблоко девушке...
Художник совершенно смутился и пришёл к выводу, что это какая-то чепуха и совсем не его дело. Он шел домой, напрочь забыв, что хотел связаться с каким-то сообществом.
III
На следующий день Художник уверенно пошел на площадь в то же время. Он решил проверить, придет ли на этот раз странный незнакомец. «Если придет и в третий раз, то здесь точно что-то неладное. Хотел бы я понять, что происходит». Он прохаживался неподалеку от яблони, осторожно осматриваясь по сторонам. Ждать пришлось недолго. На противоположном конце площади вскоре появился Незнакомец в котелке. Он приблизился к яблоне и, схватив ствол цепкими руками, тряхнул дерево. Яблоня содрогнулась, и с ветки упал спелый плод. Художника одолело любопытство, и он решительным шагом подошел к Незнакомцу.
Странный человек отпустил дерево и повернулся к нему. Их глаза встретились, Незнакомец смотрел выжидающе.
— Простите, зачем вы трясете яблоню? — спросил Художник.
Незнакомец нагнулся, поднял яблоко с земли и с коварной улыбкой предложил Художнику. Тот вежливо отказался, но чудак настойчиво протягивал спелый фрукт. «Он что, отравить меня хочет?» — промелькнуло в голове Художника. Уже жалея о том, что подошел, он развернулся и стремительно зашагал в противоположную сторону. Отойдя на подобающее расстояние, он заметил в своей руке яблоко: «Как оно у меня оказалось?». Художник обернулся и заметил, как незнакомец скрывается в толпе, медленно проскальзывая между прохожих.
Художник еще немного бесцельно побродил по городу. Сумерки начинали медленно опускаться, становилось зябко. Возвращаясь домой, он снова пересекал площадь, остановился перед яблоней. Положив руку в карман, Художник нащупал яблоко, подаренное Незнакомцем. С одной стороны, оно почему-то пугало его, хотелось выбросить фрукт подальше. С другой стороны, оно таило в себе загадку, яблоко нужно было изучить поподробнее.
Придя в гостиницу, он решил позвонить своему другу Фучижи:
— Алло, Артем?
— Да.
— Это я, Художник. Этот новый город просто удивителен!
— Правда? Как продвигается работа? Написал что-нибудь?
— Да-да, работаю. Я буду за ним следить. Представляешь, сегодня он дал мне яблоко!
— Стой, о чем ты? Ты хоть что-нибудь написал?
— Картины? Да… Завтра точно что-нибудь набросаю.
— Хорошо. Буду ждать твоего звонка.
IV
Утро было странным. Яблоко на столе притягивало взгляд Художника и не давало сосредоточиться. Он невольно вновь и вновь вспоминал вчерашнее. Пронзительный взгляд Незнакомца, вытянутая рука, блестящее яблоко. «Не похож он на злодея». Художник хорошо помнил выражение его глаз, и что-то подсказывало, что разгадка должна быть другой. Но поскольку предположение об отравлении ещё маячило в сознании Художника, яблоко оставалось нетронутым.

Он не знал, чем заняться, и время тянулось так медленно, как бывает только слишком жарким летом. В тревожно-ленивом ожидании он опустился на стул и уставился в окно. Оранжевые лучи проникали в комнату, заставляя пыль танцевать.

«И все-таки, зачем Незнакомец раздает яблоки? Девушка, три подруги, потом я... Между нами есть что-то общее?..» — размышлял Художник. «Кого он выберет на этот раз? Может, никакой логики нет?»

Ожидание утомляло, мысли были беспорядочны. Художник решил выйти на площадь. Захватил альбом и простые карандаши — стоит зарисовать полюбившуюся яблоню. Он нашел тихое местечко в тени, разложил материалы на рассохшемся деревянном столике, который когда-то был частью закусочной, и принялся делать набросок.
«Все не так просто. Почему никто до сих пор не обратился в полицию? Его вообще замечают? А что, если… Нет, это совсем глупо, при чем здесь полиция. Почему с дерева падает только одно яблоко? Это так странно».

Незнакомец не появлялся. Художник не заметил, как опустил голову на стол. Ему снились странные черные тени — его мысли. Они то превращались в неведомых монстров, то снова расплывались пятнами. Беспокойный сон резко закончился. На лице отпечатались деревянные узоры стола. «Со стороны я, наверное, напоминал гравюру Гойи», — подумал Художник. «Как там она называлась… Сон рождает чудовищ? Нет, чего-то не хватает...»
Вот и он. Лавирует среди прохожих со странной ловкостью. Сегодня на Незнакомце зеленоватые брюки и атласный блестящий пиджак. В такой одежде он кажется длинным и тонким. Уже у яблони. Снова загадочный ритуал. Минута, две... Незнакомец ритмично трясёт яблоню, его тень извивается на плитке мостовой. Было что-то странное в его движениях, или Художнику так казалось. Воздух сгустился.

Яблоко упало.

Незнакомец тут же поднял его и замер, оглядываясь по сторонам. Его взгляд метался от одного человека к другому. Художник заметил в этом что-то зловещее. Он готов был поклясться, что видел змеиную улыбку на лице Незнакомца, когда тот сделал выбор. Это была красивая длинноволосая девушка в белом платье. Она казалась такой легкой, светящейся! А Незнакомец уже скользил к ней с яблоком.

«Не бери, пожалуйста, не бери», — пронеслось в голове Художника.
Он понял, кем был этот Незнакомец, понял, зачем все это, но какая-то сила не давала ему довести эту мысль до конца. В самый последний момент слова путались и менялись. Яблоко, страх, падение. Она откусила его — невыносимо! Художник зажмурил глаза. Этот гад снова хочет спрятаться. Как ему это удаётся? Он залез в мои мысли. Кто он такой?

Когда Художник снова поднял голову, площадь была пуста.
V
Художник проснулся позже обычного и, шатаясь без дела, решил перебрать свои зарисовки:
«Везде эта яблоня… Откуда она здесь взялась и кто ее посадил? Как бы узнать об этом? Где только прибывшему человеку узнать что-то из истории города? Есть только один вариант — библиотека. Во-первых, среди десятка книг, наверняка, что-то найдется. А во–вторых, проверенная информация», — рассудил Художник и отправился в библиотеку.
Проштудировав три тома по истории города, художник не нашел ничего примечательного. Он прошел мимо полки с буквой «Ч»: «Так, невидимка...был четвергом...песочный...этот вообще смеется, — взгляд Художника опускался все ниже, — жену со шляпой спутал… странная полочка».
— Мужчина, простите. Вам чем-то помочь? — немного сердито сказала подошедшая библиотекарша.
— Да, это было бы славно. А вы случайно ничего не слышали о Незнакомце с площади?
— Я кое-что про него знаю, – гордо сказала женщина.
— Да, да. Так вот, мой знакомый журналист, у которого еще недавно дочка в гимназию поступила, рассказал, что живет этот господин в канализации недалеко от школы. Каждое утро он выползает из своего логова и путешествует на четвереньках по городу. Вы видели каменные статуи в парке? Это люди, посмотревшие в один из его четырех глаз, — зловеще закончила библиотекарша
— Простите, четырех? Мне казалось, что я определенно видел два.
— Не знаю, что вы там видели, но легенды не врут — отмахнулась библиотекарша.
«Что же все это значит? Завтра я точно за ним прослежу»,
— решил для себя Художник и вышел из библиотеки.
VI
Художник встал рано утром — ему не спалось. Вчерашний рассказ никак не выходил из головы. Он казался ему то полным бредом, то полным смысла. Художник заварил крепкий кофе, чтобы хоть как-то бороться с сонливостью.
Ещё один день в попытках разгадать секрет незнакомца.
Художник посмотрел на часы — без четверти двенадцать. Пора одеваться.
Он пролетел по лестнице, едва касаясь ступеней и быстрым шагом направился к летнему кафе. Художник занял место на веранде ближе к выходу с лучшим видом на яблоню. Он сидел, напряженно вглядываясь в край площади, в который раз отгоняя от себя официанта и перебирая в руке зубочистку.
Вот из-за угла дома показался знакомый котелок, движущийся по направлению к дереву. Ничего нового не случилось: Незнакомец потряс яблоню и вручил одно из упавших яблок прохожему. Тот с жадностью схватил плод и сразу же спрятал в карман потрепанных брюк.
Художник сорвался со стула и быстро направился за незнакомцем, стараясь не привлекать внимание.
«Сегодня я его не упущу», — думал он на бегу.
Проследить за Незнакомцем было не так сложно — движение автомобилей на улицах было перекрыто.
Художник проводил незнакомца до роскошного дома на Броуновской улице — престижный район, всегда наполненный людьми.
«Какой-то богатый чудак», — решил Художник.
Остаток дня он провёл у себя.
Перед сном Художник ещё раз прокрутил в голове детали «расследования». Что-то тут не так. Не бывает до такой степени странных и неразумных богачей.
VII
Художнику снова не спалось. Он поднялся с кровати помятый и угрюмый и все утро бесцельно шатался по квартире. Незаметно приблизился полдень.
Художник посмотрел на часы. Теперь пора.
Он пришел в кафе и занял своё насиженное место.
Ничего нового не произошло: Незнакомец потряс яблоню и дал одно из упавших яблок прохожему. Тот, безразлично вздохнув, принял плод и поплелся куда-то.
Художник направился за Незнакомцем. Вчерашний маршрут.
«Не упущу», — думал он на ходу. Художник вновь проводил незнакомца до дома. Он постоял неподалеку, разглядывая окна.
«Все-таки просто чудак. Сумасшедший», — решил Художник.
По пути домой он обратил внимание на самое новое здание в городе — школу. Художника привлекла ее форма: «Как же здесь наказывают учеников? Даже в угол не поставишь…».
Остаток дня он провёл у себя, снова забыв поужинать.
Перед сном Художник ещё долго бормотал:
— Сумасшедший... А завтра снова на площадь... Сумасшедший…
/
На следующий день Художник проснулся в предвкушении очередной встречи с Незнакомцем. Он не спеша оделся: «Сегодня — последний день. Осталось только подтвердить свои догадки. Как же приятно достигнуть намеченной цели!». Художник с удовольствием позавтракал, сел в кресло у окна и стал спокойно разглядывать площадь в ожидании ежедневной сцены, помешивая кофе.
Близился двенадцатый час. Незнакомец не появлялся. Художнику становилось неловко: «Где же он? Что-то не так…» .

Перевалило за полдень. Беспокойство нарастало. «А что, если яблоко сегодня никто не получит? Боже, что тогда с нами будет?». Он выбежал из гостиницы в одних тапочках. Мигом оказался у яблони, но замер в нерешительности. Однако, пересилив себя, Художник схватил древесный ствол и стал его отчаянно трясти. Он поднял упавшее яблоко и оглядел площадь.

Мимо проходил мужчина с чемоданом...