Танкетка — это новый жанр русской современной поэзии. Автор термина «танкетка» —
Алексей Верницкий. Он писал: «
Танкетки — это твердая поэтическая форма, то есть танкетка должна удовлетворять ряду правил. Вот правила, описывающие танкетку. Танкетка есть стихотворение из шести слогов, разбитых на две строки либо по 3, либо 2 в первой, 4 во второй. В танкетке запрещены знаки препинания и должно быть не больше пяти слов». Целый ряд известных современных поэтов использовали и используют эту форму в своем творчестве, среди них Валерий Прокошин, Георгий Жердев, Александр Корамыслов, Владимир Монахов, Роман Савоста, Рой Ежов, Алина Дием, Валентина Ермакова, Наталья Выборная, Виктор Ключников, Валерий Березовский, Галина Романова, Марк Мезонинов, Андрей Василевский и многие другие.
Для рассмотрения средств выразительности и приемов, используемых в произведениях современной русской поэзии возьмем
танкетки Валерия Прокошина.
1)
«Галилей в стоп-кадре»Сразу бросается в глаза: в конце стихотворения нет точки. Мысль автора, заключенная в танкетке, безгранична, она занимает огромное невидимое пространство. Читатель может сам додумать продолжение.
Несмотря на небольшой объем произведения, Прокошин сумел вместить такой художественный прием, как контраст: слово «стоп-кадр» выделяется на фоне безграничного полета мысли. Упоминание ученого Галилея показывает, что великие люди бессмертны, они остаются в «стоп-кадре» всемирной истории человечества. Еще одно замечание: в этой танкетке много согласных, их вдвое больше, чем гласных. Это иллюстрирует остановку момента, «стоп-кадр» жизни.
2)
«На десерт грибной дождь»В этом произведении мы вновь видим одну из главных особенностей танкеток: отсутствие точки в конце, безграничность мысли. Здесь Прокошин использует игру слов: читая «грибной дождь» на ум человека сразу приходит грибной суп, а люди обычно не едят суп на десерт. Вспомним детскую присказку: погуляешь под грибным дождем —вырастешь. То есть, грибной дождь на десерт символизирует рост человека в любом проявлении, помогает развить какие-либо нравственные качества. После грибного дождя на небе появляется радуга — символ богатства и счастья.
Общее впечатление от танкеток Валерия Прокошина неоднозначное. Читатель сначала пугается необычной формы произведения, поскольку он привык к стандартной форме стихотворений с рифмой и стихотворным размером. Но Прокошин смог вместить в эту танкетку столько смысла, сколько иногда не помещается и в обычных стихотворениях.