1-24 декабря 2018
Образовательная программа
«Лингвистика»
Образовательный центр «Сириус»
О программе

«Нелингвисты совершенно не осознают мощности языка как механизма, а именно, количества и степени сложности правил, которые надо соблюсти, чтобы получить правильный текст»
, — говорил Андрей Зализняк.

В декабре вы ощутите истинные масштабы той информации, которой бессознательно оперируете каждый день, и вместе с командой профессиональных лингвистов совершите увлекательное путешествие в лабиринты русского языка.
Лекторы
Эксперты в области языкознания прочитают для вас лекции, проведут открытые встречи и превратят «любительскую» лингвистику в профессиональную.
  • Александр Пиперски
    Руководитель декабрьской образовательной программы «Лингвистика», кандидат филологических наук, доцент РГГУ, научный сотрудник НИУ ВШЭ.
  • Елена Риехакайнен
    Руководитель декабрьской образовательной программы «Лингвистика», кандидат филологических наук, доцент СПбГУ.
  • Максим Кронгауз
    Доктор филологических наук, профессор-исследователь и заведующий лабораторией лингвистической конфликтологии и современных коммуникативных практик НИУ ВШЭ, заведующий лабораторией социолингвистики РГГУ.
  • Светлана Бурлак
    Доктор филологических наук, профессор РАН, ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН, старший научный сотрудник филологического факультета МГУ.
  • Борис Иомдин
    Кандидат филологических наук, заведующий сектором теоретической семантики Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН, доцент школы лингвистики НИУ ВШЭ, преподаватель Школы анализа данных Яндекса.
  • Елена Ерофеева
    Доктор филологических наук, профессор,заведующая кафедрой теоретического и прикладного языкознания ПГНИУ.
  • Светлана Друговейко-Должанская
    Преподаватель филологического факультета СПбГУ, член Совета по русскому языку при Президенте РФ, член Орфографической комиссии Российской академии наук, научный руководитель портала «Грамма.ру», председатель экспертной комиссии Тотального диктанта в Санкт-Петербурге.
  • Виктор Сонькин
    Кандидат филологических наук, переводчик-синхронист, лауреат премии «Просветитель» в номинации «Гуманитарные науки» (2003).
  • Мария Ровинская
    Заместитель руководителя школы филологии НИУ ВШЭ, координатор Тотального диктанта в Москве.
Полный список преподавателей можно увидеть здесь.
5
мастерских
Пять дней практики и новых знаний в мастерских «текстов новой природы»
20
часов олимпиадного интенсива
Решение самодостаточных языковых задач и неожиданные лингвистические
открытия
5
лингвистических исследований
Погружение в языковые исследования и навыки проектной работы
СОДЕРЖАНИЕ
1 декабря —
6 декабря
1 декабря —
6 декабря
Елена Бачманова, «Дизайн текста: инфографика»
Валентина Браташ, «ИЗОтекст. Рисуем текст от букв до звуков»
Валерия Зверева, «Книжная иллюстрация»
Софья Манухина, «Пиши, снимай»
Глеб Чэн, «Цифровой сторителлинг»
7 декабря —
12 декабря
7 декабря —
12 декабря
Тренинг по лингвистическим задачам
Александр Пиперски, координатор олимпиадного тренинга, кандидат филологических наук, доцент РГГУ, научный сотрудник НИУ ВШЭ
Антон Сомин, младший научный сотрудник НИУ ВШЭ, старший научный сотрудник РГГУ, руководитель команды России на Международной олимпиаде по лингвистике
Анастасия Пучкова, магистрант СПбГУ, руководитель команды России на Международной олимпиаде по лингвистике
Юлия Панченко, студент МГУ
Алексей Старченко, студент НИУ ВШЭ
Новопашенная Элина, студент СПбГУ
Самодостаточные лингвистические задачи существуют уже более пятидесяти лет и являются эффективной моделью деятельности учёных-лингвистов. Работая над задачами, можно открыть интересные лингвистические явления в неизвестных языках или в своём родном языке. Для решения таких задач не требуется специальных знаний, но в их решении помогают тренировка, знание о том, как бывают устроены языки мира, и знание о том, как устроены задачи.
3 декабря — 20 декабря
3 декабря — 20 декабря
Встречи
14 декабря — 15 декабря
14 декабря — 15 декабря
Мастер-классы
В декабре вам предстоит посетить образовательные мастер-классы по русскому языку и совершить погружение в профессию. Программа мастер-классов предполагает теоретическое и практическое знакомство с тремя прикладными сферами лингвистики: художественным переводом, синхронным переводом и лингвистическими технологиями Яндекса. Можно выбрать наиболее привлекательную сферу и попробовать себя в ней.

13 декабря — 22 декабря
13 декабря — 22 декабря
Лингвистическое исследование
Как школьники произносят частотные слова?
Эксперт: Елена Игоревна Риехакайнен
Техническое задание
Что исследуется: устная речь старших школьников — учащихся ОЦ «Сириус».

Цель проекта: описать, каким образом произносят частотные слова старшие школьники — воспитанники ОЦ «Сириус», и проверить таким образом гипотезу о том, что частотные слова в русской речи часто подвергаются редукции, т.е. в них произносятся не все звуки.

В ходе проекта вы познакомитесь со всеми этапами инструментально-фонетического исследования: запишите монологи учащихся «Сириуса», расшифруете их с помощью программного обеспечения для обработки звукового сигнала, проанализируете звуковой состав встретившихся в записях реализаций высокочастотных слов, составите список всех возможных реализаций для каждого из слов.

Итоговый продукт: корпус устных монологов учащихся ОЦ «Сириус» (звуковые файлы + орфографическая расшифровка), перечень реализаций частотных слов, презентация.
Что такое креативность и как ее измерить?
Эксперт: Влада Алексеевна Репейкова
Техническое задание
Что исследуется: креативность учащихся ОЦ «Сириус».

Цель проекта: провести анализ данных по батарее Креативности и проверить ряд гипотез, в том числе о существовании связи между креативностью и интеллектом.

В ходе проекта вы познакомитесь со всеми этапами научно-исследовательской работы, изучите основы теории креативности, поработаете с различными методиками по измерению креативности, проведете анализ данных по батарее креативности.

Итоговый продукт: обработанные данные, презентация.
Что такое технопредпринимательство?
Эксперт: Елена Валентиновна Ерофеева
Техническое задание
Что исследуется: как учащиеся ОЦ «Сириус» понимают слова из семантической группы «технопредпринимательство».

Цель проекта: описать представления учащихся ОЦ «Сириус» о технопредпринимательстве.

В ходе проекта вы проведете два психолингвистических эксперимента (эксперимент на порождение нарратива на заданную тему и ассоциативный эксперимент) и в ходе анализа полученных результатов выявите представления старших школьников о технопредпринимательстве.

Итоговый продукт: описание представлений школьников о технопредпринимательстве, презентация.
Корпусные исследования вариативности в русском языке
Эксперт: Александр Чедович Пиперски
Техническое задание
Что исследуется: грамматически и социально обусловленная вариативность в русском языке.

Цель проекта: описать отдельные аспекты вариативности в области русской грамматики и фразеологии с точки зрения корпусной лингвистики.

В ходе проекта вы проведете корпусное исследование выбранной вами лингвистической переменной, используя Национальный корпус русского языка и другие лингвистические корпуса, и примените к полученным данным количественные методы.

Примеры возможных тем для исследования: выбор между квазисинонимичными конструкциями только и знает что / только и делает что; наличие / отсутствие прилагательного в выражении между X и Y чёрная кошка пробежала / между X и Y кошка пробежала. Вариативность может быть соотнесена как с собственно лингвистическими переменными (глагольное время в примере с только и знает что / только и делает что), так и с внешними факторами (время написания текста в примере с кошка пробежала).
Что такое сложные слова?
Эксперт: Борис Леонидович Иомдин
Техническое задание
Что исследуется: сложность слов.

Цель проекта: оценить по шкале сложность русских слов разной частотности из разных тематических групп для воспитанников ОЦ «Сириус».

В ходе проекта вы познакомитесь со всеми этапами лингвистического исследования: подготовка материала для экспериментов, составление и проведение тестов, проверка нескольких критериев сложности, анализ результатов.

Итоговый продукт: набор существительных русского языка, размеченных по ряду критериев (тематическая группа, время появления в языке, частотность, длина толкования, освоенность и др.), упорядоченных по сложности для школьников разного возраста.

22 декабря
22 декабря
Публичная защита исследований
Команда экспертов:
Е.И. Риехакайнен, А.Ч. Пиперски, Т.Е. Петрова, В.А. Репейкова
24 декабря
24 декабря
Закрытие программы. Послесловие
Система оценивания
Способ оценки — система накопительных баллов.
Для успешного прохождения программы необходимо набрать более 60 баллов.
Модуль
Задание и количество баллов
Текст порождает текст
Впечатление от текста Альманах, макс. 5
Кто оценивает: мастер
Дата выполнения: 5 декабря


Письмо, макс. 5

Кто оценивает: мастер
Дата выполнения: 19 декабря

Максимальное количество баллов: 10
Проект
Защита проекта
Кто оценивает: Экспертный совет (оценка за защиту проекта идет в зачет каждому)

Дата выполнения: 22 декабря

Итоговый балл за исследовательский проект складывается из двух составляющих: материалы исследования и презентация.
Материалы исследования — до 20 баллов (расшифровка записей, анализ исследовательских данных и т.д.)
Защита проекта — до 20 баллов (актуальность, цели и задачи, описание хода исследования, полученные выводы, обозначение уникальности и перспективы подобной исследовательской практики).
Примечание: письменные материалы высылаются внешним экспертам.

Максимальное количество баллов: 40

Тренинг по лингвистическим задачам
Тренинг по лингвистическим задачам

Кто оценивает: команда тренеров

Дата выполнения: индивидуально

Максимальное количество баллов: 40
Мастерская
Фестиваль мастерских
Кто оценивает: мастер

Дата выполнения: 6 декабря

Максимальное количество баллов: 10
Всего:
0-100
Литература для чтения
Предыдущая программа
В ноябре на программе
«Литературное творчество» готовились к Всероссийской олимпиаде школьников по литературе.

Сборник литературных работ НИИЧАВО им. А. и Б. Стругацких

Контакты
8 (800) 100 76 63
lit.sochisirius.ru