Современная поэзия — из чего она сшита?
С чем у вас ассоциируется слово «поэзия»? С пером, чернилами и Пушкиным? Если в вашей голове не возникает мыслей о чем-то более современном, тогда эта статья для вас.

Классика и современность
Читаешь классику и думаешь: «Да как же это скучно. Какие-то пространные описания природы, действий, которые превращаются в кашу в голове. Сюжеты всех книг сплетаются в один сложный узел и, кажется, выхода из этого тугого клубка нет». Порой это всё ужасно надоедает. Хочется чего-то нового и свежего.

После посещения этих мыслей с чаёчком в руках открываешь эту заветную страничку на сайте стихи.ру. «Ага, так. Почитаем-ка… Постой, вот здесь герой говорит о любви, а здесь пытается пережить расставание… о, а тут его гложет одиночество… Так это что получается? Всё о том же?». Ну да, так и есть. Темы вечные — любовь, дружба, смысл жизни, Родина, человеческая природа. Они известны каждому школьнику по сочинениям и каждому современному поэту. Как так? «Неужто не о чем больше писать?» — Ну-у… тут, наверное, стоит тебя поправить: неужто нечего больше чувствовать? — должно так отзываться, ведь это всё-таки лирика.

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли, и, обходя моря и земли, глаголом жги сердца людей», — эти слова принадлежат известному классику и, похоже, объясняют актуальные темы и для современной поэзии. В сравнении с прошлым литературным веком концепция вечных тем несколько меняется.

С любовной лирикой всё понятно. «Я вас любил, любовь, быть может…», — такой Пушкин жив в каждом из нас. Как-то иначе обстоят дела с религиозной темой. Люди отдалились от Бога, и это как никто лучше замечает современный поэт.


«В чистоте себя не сохранив,
Многие впадают в сеть подлога —
Не приемлют истины от Бога,
Путь порока лаврами покрыв…»,

— Алексий Зайцев.

Не так много современных поэтов, на самом деле, уделяют внимание этой теме. Однако находятся те, кто считает своим долгом упомянуть в тексте о том, как исказился духовный путь, как изменилось отношение человека к церкви. Поменялся и подход поэтов, которые в своём творчестве затрагивают злободневные политические темы. Теперь такие мысли активно складываются в рэп.

Рэперы могут говорить о самых скверных переменах общества, о делах правительства и многом другом, что раньше очень сурово наказывалось и не выходило в свет. Пожалуй, рэп — это вид самой свободной поэзии за всю историю литературы. Ведь раньше были строгие рамки цензуры и люди не могли прямо говорить о своих несогласиях.
Рэп – это вид самой свободной поэзии за всю историю литературы.
Время идёт, поэзия двигается вместе с ним. Это нельзя оспорить, поскольку поэты — это отголоски общества, его желаний, его позиции. Поэты всегда были из народа. А что нас, простых смертных, всегда волнует? Наверное, наше благополучие в будущем, желание быть счастливыми от искренних чувств и хоть иногда верить в то, что есть кто-то, кто заступится за нас. Это мы и находим в творчестве современных литераторов.
Что изменилось в современной поэзии?
Конечно, задача каждого из поэтов писать о том, что его волнует и что он чувствует. Некоторые говорят, что они не способны контролировать ход письма, потому что кто-то сверху движет их рукой. Быть марионеткой и прикрываться сенью всевышнего можно, но... кому интересно об этом знать? Во всяком случае, кроме многочисленных редакторских правок нужно уметь ещё подать материал в интересной форме. Как раз отсюда тянутся ноги нынешней изобретательности.
Видеопоэзия
Синтез поэзии, перформанса, актерского мастерства и видеосъёмки.
Цифровая поэзия
Поэзия в цифрах.
Лингвобелен
Поэтический текст, сочиняемый на разных языках, который представлен как единое целое или как контрастные отрывки.
Листовертень
Синтез поэзии и каллиграфии




Видеопоэзия — это один из новых способов визуализировать
поэтический текст

Видеопоэзия — это синтез поэзии, перформанса, актерского мастерства и видеосъёмки. Это стихотворение и видео, дополняющие друг друга. Но это не клип для произведения, не мини-фильм, для которого текст будет сценарием.

Главные задачи видеосъёмки: раскрытие всех граней поэтического произведения, правильная расстановка акцентов, выделение ведущих образов и помощь аудитории, зрителям глубже понять семантику представляемого произведения.
Лингвогобелен — одна из наиболее известных форм современной поэзии — лингвогобелены. Лингвогобелен — подобие языкового ковра, вмещающее поэтический текст, сочиняемый на разных языках, который представлен как единое целое или как контрастные отрывки. Фрагменты такого ковра обладают единым повествовательным смыслом, они как бы «дополняют» друг друга.
Создатель лингвогобелена — российский многоязычный поэт-экспериментатор, фотохудожник Вилли Мельников.
Вся жизни Мельникова была тесно связана с разнообразными языками мира, которые потом слились воедино — в лингвогобелен.
Он начал увлекаться языками в четыре года, а в средней школе изучил несколько германских языков. В институте освоил ряд африканских и южноамериканских языков. Участвовал в войне в Афганистане, знакомился с местными языками. Во время военных действий благодаря полученным ранениям Вилли научился «понимать и усваивать незнакомые языки, в том числе просто слушая чужую речь от собеседника».
Сам Вилли Мельников объясняет свою любовь к языкам так:
«Но языки для меня, их количество, не самоцель. Они двери в другие миры, строительный материал для создания своего арт-космоса, а иной раз — и ключи к загадкам истории».
«Жанр не декларирует самоцелью использование максимального количества языков: они формируют получаемую поэзо-ткань сами. По мере ветвления древа лингвогобеленов на место предыдущего языка заступает следующий, контрастный по отношению к своему пред(со-)шественнику, продолжая эволюцию тематических мутаций, но сообщая о них кодом своей фразео-мифологии».
Автор о своих лингвогобеленах:

При помощи лингвогобеленов осуществляют лингвотерапию — психотерапевтическое средство, которое заключается в демонстрации и прочитывании полотен. По словам Вилли лингвогобелены также позволяют людям легче освоить новые иностранные слова и сложные грамматические конструкции.
Цифры. Рифмуем цифры... Что?!

На просторах сети можно встретить множество примеров цифровой поэзии.

(запись, которая была довольно популярна в социальных сетях)
Цифровая поэзия — это необычное явление. В цифровых стихотворениях роль букв играют цифры. Не нужно думать, что любой набор чисел может превратиться в произведение искусства. Все цифровые стихотворения обладают характеристиками обычных стихотворений: ритм, размер, рифма и т.д.

Цифровая поэзия из-за отсутствия слов более близка к музыке. Значит, цифры могут быть не только друзьями математики, но и литературы!
Для любителей взглянуть на вещи под другим углом будет интересно познакомиться с техникой игры в листовертнях.

Правила просты:
Читаем…
Дмитрий Авалиани,
Листовертень
«Здравствуй», фрагмент
Теперь добавим жАру и перевернём дисплей на 180 градусов.
Вуаля...
Дмитрий Авалиани,
Листовертень
«Здравствуй», фрагмент
В США самым знаменитым умельцем в этой области считается дизайнер, математик и музыкант Скотт Ким. Он начал их рисовать в 1975 году, в 1981 году выпустил книгу «Inversions» (перевертывания). Через 10 лет такие палиндромы получили своё название амбиграмы. Подробнее об этом пишет Анатолий Калинин.
В России с амбиграмами стали играть поэты, соответственно дали своё название «листовертни». Родоначальник листовертней и опытный игрок в этом жанре Дмитрий Евгеньевич Авалиани (1938 -2003). Его почерк непрост. Но разобраться в технике стоит.

Аз есмь строка, живу я, мерой остр.
За семь морей ростка я вижу рост.

Я в мире сирота.
Я в Риме Ариост.

Дмитрий Авалиани


Чем отличается от классиков?
Взгляд на современную поэзию
Кого почитать?
Московская поэтесса, выпустила две книги. В 2013 году ее авторский концерт был признан лучшим арт-проектом года и отмечен статуэткой «Золотая горгулья».
Петербургская поэтесса. Член Союза писателей Санкт-Петербурга. Стала лауреатом премии журнала «Звезда» в 2011 году.

Русскоязычный поэт из Латвии. Был главой Национального совета при Министерстве культуры Латвии. Получил театральный приз в номинации «Лучшая оригинальная драматургия 2014 года» и стал лауреатом «Русской премии» в 2010 году.

Поэтесса, ставшая лауреатом Премии имени Аполлона Григорьева. По многим ее стихотворениям поставлены спектакли в Москве, Перми, Скопине.

Российский поэт, прозаик, доктор физико-математических наук. Награжден премиями Андрея Белого, Алексея Крученых и премией «Различие».
Польская поэтесса, стала лауреатом Нобелевской премии по литературе в 1996 году. Занималась переводом французских произведений на польский язык.
Давайте разбираться
Вислава Шимборская «Лук»
Давайте проанализируем отрывок стихотворения Виславы Шимборской «Лук». Автор произведения описывает простой, казалось бы, знакомый всем овощ — луковицу, которая представлена в её видении как эталон гармонии с собой и совершенства:

Могла бы заглянуть луковица
Без страха в собственные глубины..

Вислава создает образ «превосходного яства» при помощи постмодернистского пафоса, используя высокопарные определения, которые, тем не менее, кажутся абсурдными:
(«Производит она фурор», «Центростремительная фуга»), правда? Выраженная метафоричность, смещение идеалов, неожиданное заключение: в начале повествования лирический герой упоминал «чужеродность и дикость» человеческой личности, а в финале становится ясно, что это и делает его особенным по сравнению с остальным миром.

Отличие произведения Виславы Шимборской от других стихотворений эпохи постмодернизма, для представителей которого не чужд хаос, заключается в рациональной конструкции стихотворения, ее четко выстроенной логике. В то же время Вислава, как и многие поэты современности, использует «технику телесности» — восприятия мира через кинестетику и органы чувств, в ее стихотворении можно найти множество отсылок к анатомии не только человека, но и самого лука: («Слизи и тайны блаженства»), что позволяет сопоставить возвышенное описание внутреннего мира овоща и некрасивость человека. Вислава Шимборска наделяет овощ поистине буддистскими качествами: предельная открытость миру и внутренняя чистота:

А в луковице луковица,
Не кишки позавиты.
Она многократно нага.

И все же хорошо, что нам, по словам Виславы, «заказан идиотизм совершенства»: именно «нервы, жиры и жилы» делают человека человеком, живым и неидеальным, но тем не менее прекрасным. Человеку доступен весь мир, а лук замкнут в своем совершенстве — в этом и заключается идея её произведения.
Ах Астахова «Однолюб»
Стихотворение написано в 2013 году. Оно относится к разделу «Мужская лирика» и имеет высокие рейтинги среди пользователей интернета («4,6»).

Основные мотивы: любовь и одиночество («Я — однолюб!»). Стихотворение от первого лица, от лица поэтессы, но в мужском обличии. Ах Астахова написала это лирическое произведение без сюжета, но использовала темообразующий прием — чувства. В стихотворении говорится о безответной любви, «однолюбстве» и одиночестве. Ах Астахова при написании использует как бытовую (повседневную) лексику, так и литературную (книжную).

Размер стихосложения — дольник. Стихотворение «Однолюб» написано кольцевой рифмовкой (абба). Ах Астахова использует метафору («С других я таю губ») для более ясного, красивого и лаконичного изъяснения. Произведение буквально пронизано такой стилистической фигурой, как инверсия — нарушение порядка слов в предложении («Её под ручку водят смело / Лихие женихи»), чтобы читатель почувствовал всю горечь и досаду происходящего. Первая и последняя строфа сопровождаются повтором с междометием («Черт подери! Я — однолюб»). Все стихотворение написано с восклицанием — это передаёт возбуждение чувств автора. Астахова в этом произведении использует постановку авторских знаков («А эти губы — далеки!») для того, чтобы акцентировать внимание читателей на каких-то определённых строках стихотворения и для передачи нужной интонации — пауз.

Использование тропов, стилистических (синтаксических) фигур и других литературных приёмов придаёт стихотворению «Однолюб» динамику и экспрессию, а также способствуют полному и глубокому раскрытию его идейного содержания.
Виктор Коркия «Люблю, когда меня приводят в чувство»
Люблю, когда меня приводят в чувство
жрецы официального искусства.
Их уши занавешены лапшой,
их идеалы вечны и нетленны.
Со всех сторон их защищают стены,
в которые не вхож никто чужой.
И я не знаю, кто я в их кругу,
и чувствую себя всю жизнь в долгу
не перед ними, нет, а перед теми,
кто верит им и не поверит мне...


Виктор Коркия — это представитель иронической, шаржированно-гротесковой поэзии. В своих произведениях он высмеивает порядки и законы абсурдного общества, где правда заменена тем, что нужно правящей элите. Начинается стихотворение с глагола «люблю», но он несет не душевную теплоту чувства, а оставляет после себя горькое, неприятное послевкусие грустной иронии и ядовитого сарказма и настраивает читателя на негативное отношение к главным образам «жрецов официального искусства» стихотворения. Автор использует прием инверсии в первом предложении, чтобы противопоставить свое лирическое «я» образу «жрецов», показать, что они находятся на разных полюсах в своих взглядах на обстановку вокруг. Важную роль в понимании произведения играет метафора «жрецы официального искусства», где с помощью иронии автор высмеивает представителей «официального», партийного искусства, одновременно показывая, что все стало настолько нелепым и неправильным. Те, кто раньше растворялся в настоящем творчестве, теперь стали хранителями нерушимого культа власти. Знаменитая поговорка про уши и лапшу занимает немаловажное смысловое место в стихотворении: сами «жрецы» не ведают, что окружены ложью и обманом, как и другие люди, которые слушают и верят уже им, «занавешенным лапшой». Не просто так здесь употреблено именно краткое причастие «занавешены» — возможно, это отсылка к «железному занавесу», который отделил СССР от всего мира. Единоначатие третьей и четвертой строки с местоимения «их», однако, не сближает их по смыслу — в первой автор говорит, что представители угодного официальной идеологии искусства сами не ведают правды, а во второй он саркастически подчеркивает окостенелость всех их установок и «идеалов» с помощью эпитетов «идеалы вечны», «нетленны».

Неоднозначен смысл двустишия «Со всех сторон их защищают стены, в которые не вхож никто чужой». С одной стороны, это относится к «жрецам», показывая их неприкосновенность и ограниченность одновременно, а, с другой стороны, смысл этого стиха связан и с «идеалами», которые «вечны и нетленны»: они спрятаны глубоко в шкафу, никто посторонний не может получить к ним доступ, чтобы хоть как-то понять или изменить. Создается впечатление, что и «жрецы», и их истины находятся в бетонной коробке, как радиоактивные элементы, которые опасны для окружающей среды и людей.

Стоит обратить внимание на проявление личного лирического «я» в последних четырех строках. Герой, как оказывается, является одним из высмеянных им же «жрецов официального искусства», но при этом он не понимает, что он делает среди них и кто он такой: «И я не знаю, кто я в их кругу». Повтор местоимения «я», употребление «себя», «мне» показывает метания личности в поисках ответов на вопросы, нужна ли, важна ли она в этом мире, на своем ли месте она.

«Кто я в их кругу», — герой противопоставляет себя обществу, находится в конфликте с окружающим миром и самим собой. Он испытывает чувство долга перед теми, кто был ненамеренно обманут «жрецами», потому что такие люди верят не лирическому герою, и пока он бессилен просветить их. Потому в конце всего произведения и конкретных последних четырех строк автор поставил многоточие — это и сожаление о собственной беспомощности, и те слова , которые он хотел бы сказать и представителям «официальной» культуры, и доверяющим им простым людям.

Таким образом, в своем стихотворении «Люблю, когда меня приводят в чувство» автор выражает сожаление лирического героя о собственном бессилии перед обществом, построенного на фальши и лжи. Герою стыдно, что он не может противостоять обману и помочь простым людям прозреть и найти истину.
Дмитрий Авалиани листовертень-коллаж «Там хорошо правда»
На фото видим сельский дом, где рядом нет проезжей дороги, а только узкая тропинка, скользящая вдоль забора. Само пространство, в котором находится домик — туман, окраина леса, высокая трава, — это тихий уголок, куда можно сбежать от суеты, ведь здесь затаилась тишина, которой не всегда можно насладиться в повседневности. Здесь уют для души. Дмитрий Авалиани расположил строчку «Там хорошо правда», передавая оценку героя, который вероятно неоднократно бывал в этом месте.

Дом без ограждения, он свободен: вход открыт для каждого гостя, желающего провести время вдали от суеты, что и предлагает рассказчик: «Уйдём отдохнём». Это предложение для близкого рассказчику читателя, сумевшего почувствовать глубину пейзажа. Таким образом рассказчик находит себе друга-спутника, с которым действительно тайное местечко станет «хорошим».


Танкетки
Танкетка — это новый жанр русской современной поэзии. Автор термина «танкетка» — Алексей Верницкий. Он писал: «Танкетки — это твердая поэтическая форма, то есть танкетка должна удовлетворять ряду правил. Вот правила, описывающие танкетку. Танкетка есть стихотворение из шести слогов, разбитых на две строки либо по 3, либо 2 в первой, 4 во второй. В танкетке запрещены знаки препинания и должно быть не больше пяти слов». Целый ряд известных современных поэтов использовали и используют эту форму в своем творчестве, среди них Валерий Прокошин, Георгий Жердев, Александр Корамыслов, Владимир Монахов, Роман Савоста, Рой Ежов, Алина Дием, Валентина Ермакова, Наталья Выборная, Виктор Ключников, Валерий Березовский, Галина Романова, Марк Мезонинов, Андрей Василевский и многие другие.

Для рассмотрения средств выразительности и приемов, используемых в произведениях современной русской поэзии возьмем танкетки Валерия Прокошина.

1) «Галилей в стоп-кадре»

Сразу бросается в глаза: в конце стихотворения нет точки. Мысль автора, заключенная в танкетке, безгранична, она занимает огромное невидимое пространство. Читатель может сам додумать продолжение.
Несмотря на небольшой объем произведения, Прокошин сумел вместить такой художественный прием, как контраст: слово «стоп-кадр» выделяется на фоне безграничного полета мысли. Упоминание ученого Галилея показывает, что великие люди бессмертны, они остаются в «стоп-кадре» всемирной истории человечества. Еще одно замечание: в этой танкетке много согласных, их вдвое больше, чем гласных. Это иллюстрирует остановку момента, «стоп-кадр» жизни.

2) «На десерт грибной дождь»
В этом произведении мы вновь видим одну из главных особенностей танкеток: отсутствие точки в конце, безграничность мысли. Здесь Прокошин использует игру слов: читая «грибной дождь» на ум человека сразу приходит грибной суп, а люди обычно не едят суп на десерт. Вспомним детскую присказку: погуляешь под грибным дождем —вырастешь. То есть, грибной дождь на десерт символизирует рост человека в любом проявлении, помогает развить какие-либо нравственные качества. После грибного дождя на небе появляется радуга — символ богатства и счастья.

Общее впечатление от танкеток Валерия Прокошина неоднозначное. Читатель сначала пугается необычной формы произведения, поскольку он привык к стандартной форме стихотворений с рифмой и стихотворным размером. Но Прокошин смог вместить в эту танкетку столько смысла, сколько иногда не помещается и в обычных стихотворениях.
Где найти единомышленников?
Выкладывая свои стихотворения в интернете, автор зачастую не показывает свое лицо. Для многих это плюс, но ведь кому-то хочется прочитать свое творение и сразу увидеть реакцию слушателя. Как раньше Жуковский читал стихи и черновики своим близким друзьям, так и сейчас поэты могут поделиться своими творениями на площадках для выступлений совершенно бесплатно. Теперь не только узкий круг приятелей сможет услышать ваши строки, но и большая аудитория.

Вход для посетителей либо свободный, либо за символическую плату. Если вы хотите познакомиться со своими читателями, донести смысл своего стихотворения с помощью собственного голоса и выражения, то этот способ для вас. На карте по всей России отмечены места, где можно читать свои стихи.
Сайты для публикации
На поэтических форумах и сайтах свободно публикуются более 700 тысяч авторов. С помощью таких платформ можно познакомиться с людьми, которые разделяют Ваши увлечения, и получить дельный совет в написании стихотворений. Вы должны быть готовы к критике Вашей работы.
стихи.py
poetov.netpoezia.ru
поэмбук.ру
artbull
ТЕРМИтник поэзии
Poetik.ru
Группы ВК
ВКонтакте — социальная сеть, в которой каждый может найти своё место. Многие начинающие авторы создают группы, в которых публикуют свои стихотворения. Вы можете разбавлять свои посты тематическими фотографиями, музыкой и видео. Вот несколько групп и сообществ ВК, в которых можно поделиться своими стихотворениями с единомышленниками и с людьми, искренне любящими поэзию.
Легкие люди
Dum Spiro
Написал я пару строк
Поэзия земной души
Стихи - порыв души
Авторские стихи
Instagram
Инстаграм-аудитория в разы превышает аудиторию ВК. Вы можете публиковать свои сочинения не только на родном языке, но и на иностранном. В посте в инстаграме главную роль занимает изображение. Не забудьте уделить ему отдельное внимание, чтобы привлечь большую аудиторию. Не забывайте дополнять свои стихотворения картинками, соответствующими тематике. Добавляйте к своему посту хэштеги, связанные с Вашим творением и поэзией в целом. Если Вы будете следовать этим советам и стабильно выкладывать посты, то Вы найдете свою аудиторию.
@shestakov.poetry
@_ryfma_
@ozawriter
@aiducho
@dykhanov_eduard
@kramar_k
АВТОРЫ ЛОНГРИДА
Предлагаем обмен поэтическими знаниями
Анастасия Анциферова
г. Белгород, Белгородская область
Пиши здесь
Ирина Склянина
г. Ачинск, Красноярский край
Пиши здесь
Софья Ульнырова
г. Сыктывкар, р-ка Коми
Пиши здесь
Софья Придворова
г. Курск, Курская область
Пиши здесь
Алина Замирина
г. Северск, Томская область
Пиши здесь
Алина Бикбаева
г. Учаны, р-ка Башкортостан
Пиши здесь
Ирина Уланова
г. Наро-Фоминск, Московская область
Пиши здесь
Ксения Толмачева
Московская область
Пиши здесь
Владислава Мицукова
г. Красноярск, Красноярский край
Пиши здесь
Валерия Орлова
г. Кемерово, Кемеровская область
Пиши здесь
Алёна Подмосковная
г. Белгород, Белгородская область
Пиши здесь
Каролина Монайкина
г. Калининград, Калининградская область
Пиши здесь
Софья Устымчук
г. Омск, Омская область
Пиши здесь
Мастер Глеб Чэн
Олимпийский парк