3-26 марта 2020
Образовательная программа
«Классическая литература»
Образовательный центр «Сириус»

«Классика — это не книга, как-то по особенному написанная, а книга, особым образом прочитанная».
(Хорхе Луис Борхес)

В этом марте вы сможете заново открыть для себя классические тексты, «прочитав» их с точки зрения филолога-исследователя, литературоведа, автора литературного проекта и создателя текстов новой природы.
Лекторы
Игорь Сухих
Доктор педагогических наук, профессор кафедры истории русской литературы СПбГУ, профессор СПб АППО.
Татьяна Кучина
Доктор филологических наук, член жюри всероссийской олимпиады по литературе.
Нелли Пащук
Почетный работник общего образования РФ, член ассоциации «Гильдия словесников», член ЦПМК Всероссийской олимпиады школьников по литературе.
Вадим Пугач
Старший научный сотрудник Центра русского языка и славистики РАО, член Союза писателей РФ, доцент СПбГУ, кандидат педагогических наук.
Мария Черняк
Доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы РГПУ им. А. И. Герцена.
Леонид Илюшин
Доцент СПбГУ, доктор педагогических наук.
Полный список преподавателей можно увидеть здесь.
8 исследований
Погружение в основы исследовательской деятельности
30
лекционных часов
Встречи с известными филологами, литературоведами и деятелями культуры
10 мастерских
Шесть дней практики и новых знаний в мастерских текстов новой природы
8 литературных семинаров
Изучение творчества классиков-юбиляров этого года и написание эссе
Маршрут программы
3 марта
3 марта
Открытие НИИЧАВО
3 марта —
6 марта
3 марта —
6 марта
В марте филологические исследования будут направлены на выявление уровня остаточных знаний по классической литературе среди взрослых жителей России. Вы выступите в роли интервьюеров и наблюдателей, после чего сможете проанализировать полученные данные и сделать выводы.

6 марта —
10 марта
6 марта —
10 марта
Вам предстоит стать участником «Школы волонтёров чтения» — Всероссийского проекта, который объединяет людей, читающих хорошие книги.
11 марта —
17 марта
11 марта —
17 марта
Вас ждет серьезная работа на основе классических текстов — написание аналитического эссе. Для этого вам нужно выбрать тему, посетить занятия с руководителем семинара и редактором, прослушать лекции общекультурного и гуманитарного характера, найти и проанализировать дополнительные источники, получить консультации преподавателей.
Лучшие сочинения будут опубликованы в Альманахе «Литературного творчества» — нашем сборнике гордости и радости.
18 марта — 24 марта
18 марта — 24 марта
В завершающем модуле программы вы познакомитесь с понятием «тексты новой природы» и станете их создателями в составе одной из десяти мастерских.
4 марта — 25 марта
4 марта — 25 марта
В течение всей мартовской смены вас ждут встречи с филологами, литературоведами, деятелями культуры и искусства, а также мероприятия, на которых у вас будет возможность познакомиться с творчеством друг друга и обсудить животрепещущие вопросы, связанные с классической литературой.
26 марта
26 марта
Закрытие программы. Послесловие
Подробнее о содержании программы
Ниже вы можете подробнее ознакомиться с каждым из модулей мартовской программы.
Филологические исследования
Координаторы модуля: Анастасия Анатольевна Азбель, Леонид Сергеевич Илюшин

В этом марте филологические исследования посвящены изучению восприятия ценностных аспектов в текстах русской классической литературы взрослыми жителями России (родившимися до 1980 года).

В течение модуля вы познакомитесь с такими методами научных исследований, как структурированное интервью и наблюдение за паралингвистическими проявлениями.
С помощью этих методов вы проведете апробацию исследовательских гипотез, проанализируете полученные данные и сделаете выводы, подтверждающие, дополняющие или опровергающие первоначальную гипотезу.

Исследование предполагает работу в группах. Результатом работы каждой исследовательской группы станет презентация, в которой будут обозначены:

  • цели
  • задачи
  • гипотеза исследования
  • количественные и/или качественные данные
  • анализ этих данных
  • выводы
По итогам модуля будет проведена конференция, для которой каждая группа подготовит выступление с демонстрацией полученных результатов.

Читательские инициативы
Координатор модуля: Татьяна Гелиевна Галактионова

В рамках модуля «Читательские инициативы» вы примете участие в работе «Школы волонтеров чтения» — всероссийского молодежного движения, благодаря которому чтение хороших книг объединяет людей.

С учетом «классической» тематики марта вам предлагается разработать проекты, которые позволят привлечь внимание подростков к чтению русских классиков. В этом году в связи с юбилейными датами нам бы хотелось поговорить о произведениях А.Чехова, И.Бунина, А.Блока, А.Белого, Б.Пастернака.

Для подготовки к проектной работе рекомендуется заранее ознакомиться с материалами онлайн-курса Школа волонтеров чтения. Прохождение курса позволяет вам получить 3 дополнительных балла по данному модулю.

Для работы над проектом вам предстоит объединиться в группы под руководством тьютора. Результатом вашей работы станет решение проектного задания и представление его результатов в формате «Мирового кафе». Сведения о проекте каждой группы необходимо оформить в формате «Информационного листа» и загрузить в систему Canvas.

Сочинение
Координатор модуля: Вадим Евгеньевич Пугач.

Этапы работы:
1. Написание эссе:
  • выбор проблемного вопроса
  • посещение семинарских занятий, лекций и занятий по редактуре, сбор материала и написание первой версии текста (объем сочинения от 7 000 до 15 000 знаков, критерии проверки и оценки смотрите в системе Canvas);
  • получение «обратной связи» от научного руководителя, анализ критики, внесение изменений — 2 дня;
  • размещение итоговой версии текста в сети программы.

2. Знакомство с текстами коллег, выбор сочинения для критического анализа, написание критического отклика на одно из произведений объемом от 1000 до 2000 знаков. Критический отклик предполагает анализ работы на предмет полноты раскрытия заявленной темы, обоснованности авторской позиции, целесообразности способов выражения своей мысли и других критериев. Важно помнить о главном принципе программы «Литературное творчество» —«текст порождает текст». Ваш отклик должен стать самостоятельным произведением, которое интересно читать и обсуждать. Подробные рекомендации по написанию смотрите в Canvas.

3. 25 марта — участие в Большой дискуссии.
Большая дискуссия — это заключительный этап работы с текстом, для которого авторы предоставляют ключевые идеи сочинений, фрагменты текста, а слушатели задают вопросы по представленным для дискуссии текстам.

Проблемные вопросы:

1. Скучно ли читать Чехова? (Выбор произведений свободный)

2. Чехов в традиции литературы абсурда (по ранним рассказам и «Вишневому саду»): случайный гость или свой среди своих?

3. Драматургия Чехова в «кривом» зеркале современной литературы («Чайка» Б. Акунина и «Русское варенье» Л. Улицкой)

4. Стоит ли запретить школьникам читать Бунина? (по сборнику «Темные аллеи»)

5. За что Бунин «убивает» своих персонажей? («Митина любовь», «Легкое дыхание», «Господин из Сан-Франциско» и другие произведения)

6. Бунин-поэт. Поэт ли Бунин?

7. Что такое символизм: направление в искусстве или образ жизни? (По творчеству А. Блока и А. Белого)

8. Есть ли грань между прозой и поэзией? (По творчеству А. Белого)

9. За что можно любить и не любить поэзию Александра Блока?

10. Пастернак ранний и Пастернак поздний: как, начиная с футуризма, стать классиком?

11. Что такое проза поэта: побочный продукт его творчества или ядро? (По роману «Доктор Живаго»)

12. «Я Пастернака не читал…» А надо ли современному молодому человеку читать Пастернака?


Литературные семинары «Эссе о классиках»
Семинары предполагают изучение жанровых особенностей критического эссе и сочинения, формирование навыков исследовательской работы и погружение в редакторскую и корректорскую деятельность. Помогать вам будет пара преподавателей — руководитель семинара и редактор:

1) Кучина Татьяна Геннадьевна — Жданова Валерия Алексеевна
2) Пугач Вадим Евгеньевич — Киселева Наталья Сергеевна
3) Пащук Нелли Михайловна — Манухина Софья Владимировна
4) Бушканец Лия Ефимовна — Сыромятникова Марина Валерьевна
5) Сухих Игорь Николаевич — Бачманова Елена Сергеевна
6) Бабурина Марина Анатольевна — Кожанова Екатерина Вадимовна
7) Моисеев Александр Анатольевич — Ковалев Борис Вадимович
8) Раппопорт Римма Вадимовна — Страдымова Мария Михайловна


Мастерские текстов новой природы

Вы предстоит выбрать одну из десяти мастерских, в каждой из которых вы сможете овладеть навыками, расширяющими возможности литературного творчества, и с помощью этих навыков переосмыслить классические литературные тексты. Результаты вашей работы будут представлены на фестивале мастерских.

  • «Игротехника» — Модестов Сергей Юрьевич
  • «ИЗОтекст» — Браташ Валентина Сергеевна
  • «Вижу слово» — Сыромятникова Марина Валерьевна
  • «Театр историй» — Криволапова Анастасия Анатольевна
  • «Книга, камера, мотор!» — Полякова Валентина Николаевна
  • «Пространство искусства» — Жданова Валерия Алексеевна
  • «Говорим и показываем» — Горбатова Мария Дмитриевна
  • «Просто о сложном: инфографика» — Семашко Александра Игоревна
  • «Текст 2.0» — Чэн Глеб Николаевич
  • «Язык литературы vs язык сцены: сложности перевода» — Николаев Виктор Иванович, Черняк Мария Александровна

Подробнее о мастерских смотрите здесь.

События
1. Встреча с Сергеем Юрьевичем Модестовым

Человек и внешние обстоятельства: зачем становиться великим писателем?
Зачем нужны писатели? Анализ биографий показывает: одних творческих качеств недостаточно для эффективной жизненной стратегии. Почему не каждый, кто хорошо пишет, становится великим писателем? Что представляют собой «внешние обстоятельства» и какую роль они играют в жизни человека? И что можно сделать начинающему творцу?

2. Встречи с Марией Александровной Черняк

Литература ХХ века - тоже классика! Или что такое литературный канон.

«Классика – универсальный язык, основанный на абсолютных ценностях. Русская литература золотого XIX века стала нерасчленимым единством, некой типологической общностью, перед которой отступают различия между отдельными писателями», - эти слова культурологов П. Вайля и А. Гениса сегодня требуют уточнения. Ушел в литературную историю и ХХ век. Как сегодня имена Блока, Булгакова, Ахматовой, Пастернака, Платонова, Хармса многих других формируют и дополняют поле классической литературы?

«Игра с классикой» как стратегия современной литературы

Отношение к классике определяет лицо всякой литературной эпохи. Что стоит за провокационной фразой М.Твена: «Классика – то, что каждый считает нужным прочесть и никто не читает»? Жанровые поиски современной литературы в значительной степени связаны с игровым использованием классического наследия. Литература обнаруживает склонность к созданию вторичных произведений (ремейки, сиквелы, фанфики, комиксы по классическим текстам и др.). С чем связана эта тенденция? И как к ней относиться? Признак ли это болезни или свидетельство нормального литературного развития?

3. Встреча с Николаевым Виктором Ивановичем
Виктор Иванович Николаев, режиссер и художественный руководитель творческой лаборатории «Ювента», откроет для вас секреты работы с текстом на сцене. Как сделать уместную визуализацию поэзии? Как перевести прозу на язык сцены? И что помогает актеру лучше понимать литературу? Ответы на эти вопросы вы найдете на встрече.

4. Open space
Как классические тексты прорастают в тексты современные, и являются ли эти современные тексты в таком случае самостоятельными произведениями? Можно ли жить как «нормальный» человек и писать при этом гениальные стихи? Или же жизнь и творчество поэта — неразделимы?
Вы сможете присоединиться к обсуждению этих и многих других спорных литературных вопросов на Open space — открытой дискуссии, где мы с вниманием относимся к мнению каждого.

5. Большая дискуссия
Большая дискуссия — это заключительный этап работы с текстом, на котором авторы представляют ключевые идеи сочинений, цитаты из своих работ, а слушатели задают вопросы по предложенным для дискуссии текстам. Это событие — уникальная возможность как для спикеров, так и для слушателей на своем опыте прочувствовать, как работает вечный треугольник «автор — текст — читатель».
Система оценивания
Способ оценки — система накопительных баллов.
Для успешного прохождения программы необходимо набрать более 60 баллов.
Впечатление от текста Альманаха
Дата выполнения — 6 марта
Макс. — 5 баллов
Филологические исследования
Дата выполнения — 6 марта
Макс. — 15 баллов
Читательские инициативы
Дата выполнения — 10 марта
Макс. — 15 баллов
Эссе
Дата выполнения — 14 марта
Макс. — 25 баллов
Критический отклик
Дата выполнения — 20 марта
Макс. — 15 баллов
Письмо стажеру
Дата выполнения — 22 марта
Макс. — 5 баллов
Мастерская
Дата выполнения — 24 марта
Макс. — 20 баллов
Художественная литература для подготовки к программе
  • Акунин Б. «Чайка»
  • Белый А. «Петербург»
  • Бунин И.А. «Темные аллеи» (рассказы из сборника), «Митина любовь», «Легкое дыхание», «Господин из Сан-Франциско»
  • Пастернак Б.Л. «Доктор Живаго»
  • Улицкая Л.Е. «Русское варенье»
  • Чехов А.П. «Вишневый сад», «Чайка», «Человек в футляре», «Дом с мезонином», «Дама с собачкой», «Палата № 6», «Скрипка Ротшильда», «О любви», «Ионыч», «Крыжовник», «Дуэль», «Невеста», «Письмо к ученому соседу», «Смерть чиновника», «Тонкий и толстый», «Трагик», «Экзамен на чин», «Хамелеон», «Лошадиная фамилия», «Переполох», «Шуточка», «Гриша», «Хористка», «Пассажир первого класса», «Володя», «Счастье», «Драма», «Беззаконие», «Отец», «Свирель», «Именины», «Степь», «Огни», «Спать хочется».
  • Лирика А. Белого, А.А. Блока, И.А. Бунина, Б.Л. Пастернака
Рекомендуемые литературоведческие источники
  • Альфонсов В. Н. Поэзия Бориса Пастернака. СПб., 2001
  • Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994
  • Минц З. Г. Поэтика Александра Блока. СПб., 1999
  • Минц З. Г. Поэтика русского символизма. СПб., 2004
  • Михайлов О.Н. Строгий талант: И. Бунин, жизнь, судьба, творчество. М., 1976
  • Сухих И. Н. Проблемы поэтики А. П. Чехова. Л., 1987
  • Сухих И. Н. Русский канон: Книги ХХ века. М., 2013
  • Чудаков А. П. Поэтика Чехова. М., 1971

Предыдущая программа
В январе на программе «Литературное творчество» размышляли над проблемными вопросами современной литературы, создавали гиды по комиксам и проводили первый в «Сириусе» фестиваль визуальной литературы.

Сборник литературных работ НИИЧАВО им. А. и Б. Стругацких

Контакты
8 (800) 100 76 63
lit.sochisirius.ru