3-25 января 2020
Образовательная программа
«Современный литературный поток»
Образовательный центр «Сириус»
Ищем писателя.
Воспитываем читателя.
В этом январе вы окунетесь в поток современной литературы во всем его многообразии: будете анализировать актуальную на сегодняшний день прозу, осмыслять поэзию, а также познакомитесь с миром визуальной литературы.
Лекторы
Мария Черняк
Доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы РГПУ им. А. И. Герцена.
Вероника Разумец
Алексей Варламов
Писатель, публицист, доктор филологических наук, профессор МГУ, ректор Литературного института имени А. М. Горького
Вадим Пугач
Старший научный сотрудник Центра русского языка и славистики РАО, член Союза писателей РФ, доцент СПбГУ, кандидат педагогических наук.
Наталья Свирина
Сергей Модестов
Кандидат педагогических наук, доцент Невского Института Языка и культуры, руководитель проекта «Учёный мир», автор методик по развитию творческого воображения, сертифицированный специалист по ТРИЗ
Полный список преподавателей можно увидеть здесь.
8
мастерских
Пять дней практики и новых знаний в мастерских «текстов новой природы»
22
часа лекций
Встречи с известными писателями, филологами и издателями
5
литературных проектов
Создание тематического гида по комиксам
СОДЕРЖАНИЕ
6 января —
10 января

6 января —
10 января

Вам предстоит познакомиться с понятием «тексты новой природы» и стать их создателями, присоединившись к одной из восьми мастерских.
«Бумажное кино» — Дарья Новоселова
«Вижу слово» — Марина Сыромятникова
«Просто о сложном: инфографика» — Александра Семашко
«Время и Текст: дизайн календаря» — Галина Лола
«Расширяя реальность. Новые медиа» — Валентина Полякова
«Говорим и показываем» — Мария Горбатова
«Театр историй» — Анастасия Криволапова
«Текст 2.0» — Глеб Чэн
6 января — 11 января
6 января — 11 января
Мастер-классы
Практические занятия от специалистов в области редакторского, издательского, писательского и читательского дела.
13 января —
17 января
13 января —
17 января
Сочинение
В январе вам предстоит серьезная работа с текстом — создание аналитического сочинения. Для этого вам нужно выбрать одну из предложенных тем, построить индивидуальный лекционный маршрут, найти и проанализировать дополнительные источники, посмотреть художественные фильмы, получить консультации преподавателей и мастеров программы.
Лучшие тексты будут опубликованы в Альманахе «Литературного творчества».
Темы сочинений
1. Литература авторская и массовая: можно ли провести между ними четкую границу? (По материалам современного литературного потока.)

2. Близость и понятность языка современной литературы молодому читателю — это истина или миф?

3. Почему современные писатели так часто обращаются к истории? (По романам «Золото бунта» А. Иванова, «Обитель» З. Прилепина, «Лавр», «Авиатор» Е. Водолазкина, «Зулейха открывает глаза» и «Дети мои» Г. Яхиной, А. Архангельского «Бюро проверки».)

4. Нужна ли молодому читателю литература с возрастными ограничениями? (По русским и зарубежным произведениям современной детской и подростковой литературы.)

5. За пределами слова (о синтетических жанрах современной культуры).

6. Что надо делать с поэзией — читать или слушать? (Об особенностях восприятия современной поэзии.)

7. Живопись и современная литература - возможна ли точка соприкосновения?

8. Почему именно в наши дни «Народная книга» стала явлением современной литературы?

9. Классический культурный код и интертекстуальность - основа многих сюжетов современных книг. Согласны ли вы с этим мнением?

10. Литературно-художественные журналы, такие как "Новый мир", "Знамя", "Звезда", "Юность" и другие, - пережиток прошлого, музейные экспонаты или авангард литературных поисков и открытий?


Критический отклик
После написания авторского текста вам необходимо познакомиться с работами коллег и подготовить критическое эссе на один из прочитанных текстов. Критический отклик предполагает анализ работы на предмет полноты раскрытия заявленной темы, обоснованности авторской позиции, целесообразности способов выражения своей мысли и других критериев.
Важно помнить о главном принципе программы «Литературное творчество» — «текст порождает текст». Ваш отклик должен стать самостоятельным произведением, которое интересно читать и обсуждать.


Большая дискуссия
Заключительный этап работы с текстом — Большая дискуссия. На ней авторы представляют ключевые идеи сочинения, фрагменты текста, отвечают на вопросы слушателей.
13 января —
17 января
13 января —
17 января
Лекции по современной литературе
Вы можете самостоятельно построить свой образовательный маршрут из предложенных лекций.
Вадим Евгеньевич Пугач

Современная поэзия
13 января
- Почему я не люблю стихов А. Вознесенского, Е. Евтушенко и Р. Рождественского?
- Почему я люблю стихи И. Бродского?

14 января
- Такая разная петербургская поэзия (по лирике А. Кушнера, Н. Слепаковой, Г. Горбовского, В. Сосноры, В. Лейкина)
- Чем современная поэзия отличается от несовременной (по лирике В. Полозковой, Н. Савушкиной, Д. Коломенского)

15 января
- Ученики Александра Кушнера
- Ученики Вячеслава Лейкина

16 января
- Метафорическая грамматика (по стихотворениям В. Бобрецова, А. Танкова, Д. Коломенского, Т. Поповой)
- Поэты, которые не станут известными (по лирике А. Ильичева, А. Гуревича и др.)

Нелли Михайловна Пащук

Современная проза: имена и тексты
13 января
- Писатель VS историк, или Почему современные писатели обращаются к истории? (Е. Водолазкин, Г. Яхина, А. Иванов, З. Прилепин и другие)
- «Другая история» в романе Евгения Водолазкина «Авиатор»

14 января
- Рецепция классики в современной литературе (на материале рассказов Людмилы Улицкой «Пиковая дама», «Цю-юрихъ»)
- «Футлярный человек» в творчестве Вячеслава Пьецуха (на материале рассказов «Наш человек в футляре», «Шкаф»)

15 января
- «Недетские» рассказы Захара Прилепина о дружбе и предательстве, любви и верности. Целостный анализ рассказа «Убийца и его маленький друг»
- «Маленькие истории маленьких судеб»: целостный анализ рассказа Анны Матвеевой «На озере»

16 января
- «Кто на новенького!» Новые имена в современной литературе: Арина Обух, Елена Долгопят, Вячеслав Ставецкий, Григорий Служитель…
- Создаем «текст о тексте» в контексте литературы и живописи, литературы и театра. Учимся писать эссе

Анастасия Николаевна Серазетдинова

Калейдоскоп современной литературы
13 января
- Краткая история тени
- Питер Брейгель Старший и современные поэты (картины Брейгеля и поэзия Сергея Гандлевского).

14 января
- Искусство как крик о помощи (Арт Шпигельман «Маус», проекты Ансельма Кифера) - Детская травма: столкновение миров (Ольга Громова «Сахарный ребенок», живопись учеников Фридель Дикенбрайдайлз)

15 января
- Философские рассуждения Ежика и Медвежонка в сказках Сергея Козлова
- Когда весь мир против тебя (Дорит Линке «По ту сторону синей границы», серия «Недетские книжки»)

16 января
- Мультипликация как способ высказывания: поиск культурного кода («Пишто уезжает», «Рождество», «Ежик в тумане»).
- Визуальная метафора как способ высказывания (живопись Цая Гоцяна, проекты Михаль Ровнер)

Наталья Михайловна Свирина

Современный литературный поток: многообразие аспектов
13 января
- Современная подростковая и молодежная проза — повод читателям зрелого возраста вернуться в молодость? Наличие глубокого психологического подтекста это новая волна в литературе или повторение пройденного?
- Дискуссия по проблемным вопросам

По произведениям:
Евгения Овчинникова "Мортал комбат и другие 90-е", Доминик Смит "Прекрасное разнообразие", Рената Вельш «Супчик от всех бед», Мэг Кэбот «Отчаянная девчонка», Нина Дашевская «Второй» (рассказы).

Джулия Баксбаум «Три правды о себе», Сьюзан Хинтон «Бойцовые рыбки», Кристина Гудоните «Дневник плохой девчонки», Давид Гроссман «С кем бы побегать», Эрленд Лу «Наивно. Супер».



14 января
- «Народная книга» как явление современной литературы
- Творческая работа в группах

По произведениям:
Сборники «О любви. Истории и рассказы. Народная книга» (Серия «Народная книга», руководитель проекта Владимир Чернец), Людмила Улицкая «Детство в 45-53: а завтра будет счастье»; Людмила Улицкая и другие «Человек в истории»; «Дети детям. Ключ к победе» Составитель С.Ф.Щукина; Джек Кэнфилд, Марк Виктор Хансен, Эми Ньюмарк «Куриный бульон для души».

15 января
- Сцены признания в любви в классической и современной литературе: традиции и/или новаторство?
По произведениям:
Елена Колина «Двойная жизнь Алисы», сборник «Счастье –то какое!» (составитель Майя Кучерская), Марина Степнова «Где-то под Гроссето», Виктория Ледерман «Первокурсница», Жвалевский, Пастернак "Открытый финал", Клементина Бове «Ужель та самая Татьяна», Мюрай Мари-ОД "Мисс Черети".

- Катастрофы как тема литературного произведения
По произведениям:
Дарья Доцук «Голос», Джонатан Фоер "Жутко громко и запредельно близко", Мэг Рософф «Как я теперь живу», Джек Майер «Храброе сердце Ирены Сендлер», Пэм Муньос Райан "Эхо", Мари-Од Мюрай, серия «Спаситель и сын», Гэри Шмидт «Битвы по средам».

16 января
- Взгляд современных писателей на Великую Отечественную войну
По произведениям:
Эдуард Веркин «Облачный полк», Даниил Гранин "Мой лейтенант", Ольга Громова «Сахарный ребенок», Джон Бойн «Мальчик в полосатой пижаме», Ури Орлев «Беги, мальчик, беги».

- «Для широкого круга читателей» или для особой группы читателей: чем привлекает современного книгомана литература наших дней?
По произведениям:
Григорий Служитель «Дни Савелия», Евгения Викторовна Некрасова "Калечина-Малечина", Чулпан Хаматова, К. Гордеева «Время колоть лед», Владимир Липовецкий «Ковчег детей», Лидия Чуковская «Памяти детства», Михаил Герман «Воспоминания о ХХ веке (книга первая «Сложное прошедшее»)», Грег Мортенсон «Три чашки чая», «Школа на краю земли».
7 января — 21 января
7 января — 21 января
Встречи
Весь месяц вас ждут встречи с филологами, литературоведами, лингвистами и публицистами.
18 января — 23 января
18 января — 23 января
Литературный проект «Как выбирать комиксы»
В этом январе у вас будет возможность погрузиться в мир визуальной литературы, изучить различные тематические направления комиксов и разработать гид по одному из них.
Техническое задание
Заказчик проекта: издательство «Бумкнига»

У каждой команды будет книга-ориентир, через которую начинается погружение в тематическое направление.

Что предстоит сделать после знакомства с книгой:

1. Познакомиться с темой: собрать первичную информацию, описать особенности, составить подборку авторов и основных тем.

2. Провести небольшое исследование о том, какие представления о комиксах и выбранной теме есть у ваших ровесников и родителей.

3. Проанализировать различные ресурсы (российские и зарубежные), которые занимаются популяризацией комиксов (классификация ресурсов, которые популяризируют комиксы, поиск форматов популяризации).

4. Составить гид по направлению с описанием книг и обоснованием их включения — не менее 5 книг. Включить в гид один комикс, который еще не издан на русском языке (опционально).

5. Разработать проект тематической площадки по одной из заданных тем. Продумать интерактивный формат работы с посетителями вашей площадки.

6. Оформить павильон по законченному оригинальному проекту и организовать презентацию.

7. Опубликовать статью в VK о разработанном проекте в формате лонгрида. Для описания каждой книги использовать обложку и не менее 4 страниц из издания.
Тематические направления
Каждая команда будет работать с одним из тематических направлений:

  • Биография («Персиполис» Маржан Сатрапи)
  • Супергероика («Чудеса» Курт Бьюсик, Алекс Росс; «Паучок»)
  • История («Сурвило» Ольга Лаврентева)
  • Юмор («Готовим с Кафкой» Том Голд)
  • Взросление/выбор жизненного пути («Бакуман» Такэси Обата, Цугуми Ооба)
Защита проекта и критерии оценки
Формат защиты:

1. Презентация темы в формате фестиваля, где в электронном или печатном формате у зрителей будет возможность познакомиться с гидом.

2. Представление проекта, оформленного в письменном виде.

3. Публикация статьи о гиде в социальных сетях.

Критерии оценки:

1. Полнота и корректность представления материалов гида (в соответствии с техническим заданием).

2. Результаты исследования представлены в формате гида или постера.

3. Оформление тематической площадки: наглядность, интерактивные элементы, артефакты.

23 января
23 января
Публичная защита проектов
Команда экспертов:
Бедеров Вячеслав Константинович
Браташ Валентина Сергеевна
Лавреньтева Ольга Александровна
Лопатин Владимир Николаевич
Модестов Сергей Юрьевич
Яковлев Дмитрий Владимирович


24 января
24 января
Большая дискуссия
Финальный этап работы над сочинением — пресс-конференция с авторами лучших текстов, написанных на январской программе. Вы почувствуете себя настоящим писателем, представляющим свое произведение на публике, ответите на каверзные вопросы и выскажете свою авторскую позицию.
25 января
25 января
Закрытие программы. Послесловие
Система оценивания
Способ оценки — система накопительных баллов.
Для успешного прохождения программы необходимо набрать более 60 баллов.
Впечатление от текста Альманаха (по выбору)
Дата выполнения — 9 января
Макс. — 5 баллов
Краткий книжный обзор (по выбору)
Дата выполнения — 9 января
Макс. — 5 баллов
Мастерская
Дата выполнения — 10 января
Макс. — 15 баллов
Сочинение
Дата выполнения — 17 января
Макс. — 30 баллов
Критический отклик
Дата выполнения — 22 января
Макс. — 15 баллов
Литературный проект
Дата выполнения — 23 января
Макс. — 30 баллов
Некоторые книги для чтения
Предыдущая программа
В декабре на программе «Литературное творчество» проводили филологические исследования, писали стихотворения в поэтических цехах и создавали арт-пространства «Поэтической биеннале».

Сборник литературных работ НИИЧАВО им. А. и Б. Стругацких

Контакты
8 (800) 100 76 63
lit.sochisirius.ru