1-24 декабря 2019
Образовательная программа
«Поэзия»
Образовательный центр «Сириус»
Поэтический декабрь
«Поэтическое воображение странствует и перевоплощает вещи, придает им самый их чистый смысл и определяет взаимосвязи, дотоле неведомые...» — так говорил испанский поэт Федерико Гарсиа Лорка.

В этом декабре вы сможете окунуться в многообразный мир поэзии: прослушать лекции филологов, поэтов и писателей, стать волонтером чтениям и филологом-исследователем, проявить свое поэтическое воображение и умение находить «дотоле неведомые» связи при создании авторского текста и работе над литературным арт-проектом.
Лекторы
Владимир Плунгян
Действительный член РАН (2016, член-корреспондент с 2009), доктор филологических наук (1998), сотрудник Института языкознания РАН и Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН, профессор МГУ им. М. В. Ломоносова, член Европейской академии наук.
Тимофей Животовский
Поэт, искусствовед, старший преподаватель института им. И.Е. Репина Российской Академии Художеств
Татьяна Галактионова
Доктор педагогических наук, профессор СПбГУ
Татьяна Кучина
Доктор филологических наук, член жюри всероссийской олимпиады по литературе.
Вадим Пугач
Старший научный сотрудник Центра русского языка и славистики РАО, член Союза писателей РФ, доцент СПбГУ, кандидат педагогических наук.
Михаил Башаков
Российский музыкант, поэт, автор-исполнитель, художник, лидер и автор песен группы «Башаков Бэнд».
Полный список преподавателей можно увидеть здесь.
14 часов филологических исследований
Погружение в основы исследовательской деятельности
6 цехов поэзии
Шесть дней семинарских занятий и создания собственного авторского текста в одном из поэтических цехов
20 лекционных часов
Встречи с известными филологами, поэтами и писателями
6 поэтических выставок
Создание творческого выставочного пространства, посвященного поэзии
Филологические исследования
В декабре филологические исследования будут направлены на выявление уровня остаточных знаний по классической поэзии среди взрослых жителей России. Вы выступите в роли интервьюеров и наблюдателей, после чего сможете проанализировать полученные данные и сделать выводы.
Что вас ждет?
В течение модуля «Филологические исследования» вы познакомитесь с такими методами научных исследований, как структурированное интервью и наблюдение за паралингвистическими проявлениями. С помощью этих методов вы проведете апробацию исследовательских гипотез, проанализируете полученные данные и сделаете выводы, подтверждающие, дополняющие или опровергающие первоначальную гипотезу.

Результатом работы каждой исследовательской группы станет презентация, в которой будут обозначены: цели, задачи, гипотеза исследования, количественные и/или качественные данные, анализ этих данных, выводы.
Координаторы модуля
Азбель Анастасия Анатольевна, доцент СПбГУ, кандидат психологических наук
Илюшин Леонид Сергеевич, доктор педагогических наук, профессор СПбГУ
Авторский текст
В этом модуле вам предстоит выбрать один из предложенных литературных семинаров. В декабре каждый семинар — это поэтический цех. Вам нужно будет найти и проанализировать дополнительные источники, посмотреть фильмы, получить консультации преподавателей — и на основе всего этого написать собственный авторский текст. Лучшие работы будут опубликованы в Альманахе Литературного творчества.
Поэтические цеха
  • Цех поэтов-обэриутов
Руководитель: Башаков Михаил Анатольевич, российский музыкант, поэт, автор-исполнитель, художник, лидер и автор песен группы «Башаков Бэнд»


  • Цех классического эксперимента
Руководитель: Животовский Тимофей Иванович, поэт, искусствовед, старший преподаватель института им. И.Е. Репина Российской Академии Художеств


  • Цех современных поэтов
Руководитель: Кучина Татьяна Геннадьевна, доктор филологических наук, член жюри всероссийской олимпиады по литературе


  • Цех рок-поэтов
Руководитель: Моисеев Александр Анатольевич, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, член ассоциации «Гильдия словесников»


  • Цех классических поэтов
Руководитель: Пугач Вадим Евгеньевич, старший научный сотрудник Центра русского языка и славистики РАО, член Союза писателей РФ, доцент СПбГУ, кандидат педагогических наук


  • Цех женской поэзии
Руководитель: Раппопорт Римма Вадимовна, учитель русского языка и литературы первой категории, член Союза писателей РФ



Подробнее об авторском тексте
Жанр авторского текста и его объем определяются руководителем семинара.

Критерии оценивания авторского текста:
  1. Соответствие жанру. Начинающие авторы выбирают жанр самостоятельно, в котором будут творить, и несут за свой выбор полную ответственность. Это значит, что за стихи не нужно выдавать набор лозунгов, в рассказе должно что-то происходить, в сказке неизбежно столкновение с чудесным, а эссе не стоит писать в стихах.
  2. Язык. Язык художественной литературы и литературный язык — разные вещи. Первый неизмеримо богаче второго. В этом смысле задача критиков кажется более простой: от них требуется писать грамотно, связно, понятно, убедительно. Задача автора художественного произведения — выбирать языковые средства, которые максимально соответствуют художественной идее.
  3. Цельность произведения. В этот критерий входит умение выстраивать композицию своего произведения так, чтобы оно было полноценным законченным высказыванием, части которого соотносятся друг с другом по принципу необходимости и достаточности.
  4. Оригинальность. В стихах мы приветствуем свежесть поэтического взгляда, в прозе — полнокровность образов и искусство вымысла, в критике — тонкость и самостоятельность анализа.
Каждый текст проверяется на плагиат!
Поэтому, пожалуйста, создавайте именно авторские тексты, не забывайте корректно цитировать источники и приводите чужие высказывания только в поддержку собственных аргументов.

Подробности можно узнать в электронной системе Canvas.
Критический отклик
Написание критического отклика на произведения других участников декабрьской программы — это еще одно задание текстового модуля. Вам предлагается познакомиться с произведениями, которые написали стажеры вашей программы, и подготовить критическое эссе на один из прочитанных текстов.
Подробности можно узнать в электронной системе Canvas.


Большая дискуссия
Большая дискуссия — это открытое обсуждение наиболее удачных текстов, созданных на декабрьской программе. Авторы расскажут о своих произведениях и ответят на вопросы аудитории.
Ведущая дискуссии — Казакова Елена Ивановна, профессор СПбГУ, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО
Читательские инициативы
В модуле «Читательские инициативы» вы примите участие в «Школе волонтеров чтения» — Всероссийском молодежном движении, благодаря которому чтение хороших книг объединяет людей.
Что вас ждет?
Вас ждет работа в группах под руководством тьюторов, знакомство с методиками проектирования, а также разработка собственных идей для читательских инициатив, которые позволят привлечь внимание подростков к чтению поэзии.

Для подготовки к этому модулю стажерам рекомендуется заранее познакомиться с материалами онлайн-курса «Школы волонтеров чтения».

В содержание курса включено 8 тем:

  • Проекты, в которых хочется участвовать (из опыта прошлых лет)
  • Текст как феномен культуры
  • Homo Legens. Человек читающий
  • Волонтёрство как добровольный выбор
  • Многообразие как норма жизни.
  • Работа в команде
  • Как превратить проектный опыт в текст
  • Тексты, которые «потрясли мир»

Результаты работы каждая группа представит на презентации, которая пройдет в формате «Мирового кафе».
Наиболее удачные идеи будут включены в сборник «100 проектов Про чтение 2020».

Координатор модуля
Галактионова Татьяна Гелиевна, профессор СПбГУ, доктор педагогических наук
Литературный проект «Республика поэтов»
На модуле «Литературный проект» у вас есть возможность стать жителями «Республики поэтов» и создателями ее арт-пространств, для каждого из которых будет характерна уникальная интерпретация поэтического текста.
Проектные мастерские
Для работы над литературным проектом вам предстоит объединиться в шесть проектных мастерских, каждая из них будет работать в определенном тематическом жанре.
На мастерских вы будете осваивать творческие технологии, расширяющие возможности литературного творчества, эти навыки вы сможете использовать при создании собственного поэтического арт-пространства.

Этапы работы:

1. Анализ различных возможностей работы с оформлением арт-пространства, которое в зрелищной художественной форме отражает язык поэзии.
2. Разработка проекта определенного жанрового формата, отражающего многообразие возможностей использования поэтического языка в разных видах искусства.
3. Поскольку презентация арт-пространств пройдет в форме «Поэтической Биеннале» — фестивального праздника, очень важно включить в содержание проекта специфические активные фестивальные формы:

  • открытие арт-пространства (встреча гостей);
  • перформанс; выставка артефактов, отражающих выбранную фестивальную тему;
  • интерактивное действие со зрителями;
  • экскурсия по значимым поэтическим локациям арт-пространства
4. Оформление фестивальной площадки по законченному оригинальному проекту и организация тематической экскурсии для участников программы и гостей Образовательного Центра.
Тематические жанры
Вы сможете выбрать, в каком из тематических жанров вы хотите работать. За каждым тематическим жанром закреплена определенная мастерская.

1. «Поэтический карнавал» — мастерская «Говорим и показываем».
Мастер — Горбатова Мария Дмитриевна.
2. «Памятник» — мастерская «Вижу слово».
Мастер — Сыромятникова Марина Валерьевна.
3. «Живой журнал» — мастерская «Текст 2.0».
Мастер — Чэн Глеб Николаевич.
4. «Звуки и символы. Пространство визуальной поэзии» — мастерская «Бумажное кино».
Мастер — Новоселова Дарья Николаевна.
5. «Площадь искусств» — мастерская «ИЗОтекст».
Мастер — Браташ Валентина Сергеевна.
6. «Поэтический театр» — мастерская «Театр начинается с тебя».
Мастер — Полякова Валентина Николаевна.


  • Узнать подробнее о каждом тематическом жанре можно здесь.
  • Узнать подробнее о мастерских можно здесь.

Защита проектов. «Поэтическая Биеннале»
«Поэтическая биеннале» — это фестивальное событие, на котором проходит презентация созданных вами арт-пространств. Каждая проектная мастерская представляет свою часть общей «Поэтической биеннале». Проводится интерактивная экскурсия по созданному пространству с элементами поэтических и театральных игр и постановок. Длительность — до 30 минут.

Также для защиты проекта будет необходимо подготовить оформленный в письменном виде кураторский текст.
Кураторский текст включает в себя аннотацию выставочного пространства, перечень разработчиков и описание выполненной ими работы, краткую экспликацию на объекты.
«Поэтическая биеннале» в вопросах и ответах
После фестиваля пройдет обсуждение подготовленных вами арт-пространств и всего мероприятия в целом. Каждая группа расскажет о своем проекте и ответит на вопросы аудитории.

Выступление — до 15 минут
Ответы на вопросы — до 10 минут
Встречи
Мастер-классы
10 — 19 декабря
Задания
В декабре для успешного освоения программы вам необходимо выполнить шесть заданий и набрать более 60 баллов.
Способ оценки — система накопительных баллов. Критерии проверки можно найти в электронной системе Canvas, с которой вам стоит подружиться.

Филологические исследования
Дата выполнения — 4 декабря
Макс. — 10 баллов
Впечатление от текста Альманаха
Дата выполнения — 5 декабря
Макс. — 5 баллов
Авторский текст
Дата выполнения — 9 декабря
Макс. — 30 баллов
Читательские инициативы
Дата выполнения — 14 декабря
Макс. — 10 баллов
Критический отклик
Дата выполнения — 18 декабря
Макс. — 15 баллов
Литературный проект
Дата выполнения — 21 декабря
Макс. — 30 баллов
Литература для чтения
Предыдущая программа
В октябре на программе «Литературное творчество» занимались языковыми исследованиями и решали лингвистические задачи.

Сборник литературных работ НИИЧАВО им. А. и Б. Стругацких

Контакты
8 (800) 100 76 63
lit.sochisirius.ru