1-24 марта 2019
Образовательная программа
«Классическая литература»
Образовательный центр «Сириус»
Март, который открывает
классику заново.
В первый месяц весны вам предстоит с головой нырнуть в тексты Пушкина, вдоль и поперёк проплыть прозу Гоголя и погрузиться в лирику Ахматовой.
Лекторы
Вадим Пугач
Старший научный сотрудник Центра русского языка и славистики РАО, член Союза писателей РФ, доцент СПбГУ, кандидат педагогических наук.
Игорь Сухих
Доктор педагогических наук, профессор кафедры истории русской литературы СПбГУ, профессор СПб АППО.
Михаил Башаков
Российский музыкант, поэт, автор-исполнитель, художник, лидер и автор песен группы «Башаков Бэнд».
Светлана Друговейко-Должанская
Преподаватель филологического факультета СПбГУ, член Совета по русскому языку при Президенте РФ, научный руководитель портала «Грамма.ру», председатель экспертной комиссии Тотального диктанта в Санкт-Петербурге.
Андрей Жвалевский
Евгения Пастернак
Писатели, лауреаты литературных премий «Алые паруса» и «Заветная мечта» за книгу «Правдивая история Деда Мороза», премии Алиса и Книгуру за книгу «Время всегда хорошее», премии Книгуру за сборник «Шекспиру и не снилось».
Мария Ровинская
Заместитель руководителя Школы филологии НИУ ВШЭ, координатор Тотального диктанта в Москве.
Татьяна Алфёрова
Главный редактор издательства «Геликон Плюс», член Союза писателей Санкт-Петербурга, член Союза российских писателей.
Сергей Носов
Российский прозаик и поэт, драматург, лауреат премии «Нацбест» за роман «Фигурные скобки».
Александр Мелихов
Русский писатель и литературный критик, обладатель премии им. Гоголя, премии журнала «Иностранная литература», премии журнала «Звезда».
Полный список преподавателей можно увидеть здесь.
30 исследований

Филологические исследования по Школьному Энциклопедическому Словарю «Русский язык»
10 читательских инициатив
Разработка новых проектов для «Школы волонтеров чтения» и работа с классической и современной драмой
10 мастерских
Пять дней практики и новых знаний в мастерских «текстов новой природы» и выставка-фестиваль по творчеству классиков
30
лекционных часов
Встречи с известными писателями, филологами, лингвистами, литературоведами и деятелями культуры
Маршрут программы
1 марта
1 марта
Открытие НИИЧАВО
1 марта —
7 марта
1 марта —
7 марта
Сочинение
В марте вас ждет серьезная работа на основе классических текстов — написание аналитического эссе. Для этого вам нужно выбрать тему, посетить занятия с семинаристом и редактором, прослушать лекции общекультурного и гуманитарного характера, найти и проанализировать дополнительные источники, посмотреть фильмы, получить консультации преподавателей.
Лучшие сочинения будут опубликованы в Альманахе «Литературного творчества» — нашем сборнике гордости и радости.
8 марта —
12 марта
8 марта —
12 марта
Читательские инициативы
Вам предстоит стать участником «Школы волонтёров чтения» — Всероссийского проекта, который объединяет людей, читающих хорошие книги. Идея Школы состоит в том, чтобы с помощью литературных проектов привлечь внимание молодежи к чтению и созданию произведений драматического жанра: показать актуальность текста классических пьес и самобытность современных решений; проанализировать роли, которые привлекают современных подростков, и все-таки выяснить, с какой «вешалки» начинается театр.
12 марта —
15 марта
12 марта —
15 марта
Филологические исследования
Проблемные исследовательские вопросы этого модуля построены на данных Школьного Энциклопедического Словаря «Русский язык», созданного коллективом авторов СПбГУ. Ваша задача — узнать, как происходит социальное расслоение языка, как соотносятся активный и пассивный состав лексики, что такое жаргонизмы, какое значение имеет гипербола и многое другое.
Результатом работы станет текст и стендовая сессия докладов, оценить которые смогут ваши коллеги.
16 марта — 21 марта
16 марта — 21 марта
Фестивальная программа
В завершающем модуле программы вы познакомитесь с понятием «тексты новой природы», на пять дней окунетесь в работу одноименных мастерских и создадите фестивальный проект — выставку по творчеству Пушкина, Гоголя и Ахматовой, которая станет важным проектом для всего направления «Искусство» Образовательного центра «Сириус».
1 — 22 марта
1 — 22 марта
События
Весь месяц вас ждут лекции, мастер-классы и встречи с филологами, литературоведами, лингвистами, публицистами, известными деятелями культуры и искусства.
23 марта
23 марта
Закрытие программы. Послесловие
Подробнее о содержании программы
Ниже много важных и полезных слов, чтобы вы понимали, с чем вам придется работать и как ориентироваться в модулях программы.
Сочинение
Координаторы модуля: Галина Данилова и Вадим Пугач.

Этапы работы над сочинением:
1. Выбор проблемного вопроса — 2 дня;
· посещение семинарских занятий, лекций и занятий по редактуре, сбор материала и написание первой версии текста — 6 дней;
· объем сочинения от 7 000 до 15 000 знаков, критерии проверки и оценки смотрите в системе Canvas;
· получение «обратной связи» от научного руководителя, анализ критики, внесение изменений — 2 дня;
· размещение итоговой версии текста в сети программы.
2. Знакомство с текстами коллег, выбор сочинения для критического анализа, написание критического отклика на одно из произведений объемом от 1000 до 2000 знаков. Критический отклик предполагает анализ работы на предмет полноты раскрытия заявленной темы, обоснованности авторской позиции, целесообразности способов выражения своей мысли и других критериев. Важно помнить о главном принципе программы «Литературное творчество» —«текст порождает текст». Ваш отклик должен стать самостоятельным произведением, которое интересно читать и обсуждать. Подробные рекомендации по написанию смотрите в Canvas.
3. 22 марта — участие в Большой дискуссии.
Большая дискуссия — это заключительный этап работы с текстом, для которого авторы предоставляют ключевые идеи сочинений, фрагменты текста, а слушатели задают вопросы по представленным для дискуссии текстам. Событие проходит в формате «Мировое кафе», и у каждого участника есть возможность обсудить тексты и интертексты со всеми авторами.

Проблемные вопросы
1. Как соотносятся в классической литературе смешное и серьезное, ничтожное и важное? («Повести Белкина», «Ревизор», «Мертвые души», «Когда б вы знали, из какого сора…»)
2. «Петербургский текст» в творчестве Пушкина, Гоголя и Ахматовой: сознательное создание мифа или попытка постичь сущность города? (Кроме произведений юбиляров, статьи В. Топорова и видео с Б. Авериным.)
3. Литературная тусовка: социальный феномен или «творческий коллайдер»? (Салоны Золотого и Серебряного веков: сравнительный очерк.)
4. Можно ли читать классику гипертекстуальным методом? («Медный всадник», Вяземский и Мицкевич, а также литературоведческие работы.)
5. Поэт и власть: что изменилось в соотношении этих феноменов от XIX к ХХ веку? (По лирике Пушкина и Ахматовой).
6. «Над чем смеетесь?»: какова природа смеха в произведениях Гоголя? (Произведения Гоголя по выбору, Аристотель и Бергсон о комическом.)
7. Работают друг на друга или друг против друга в произведениях Гоголя эстетическая и воспитательная функции литературы?
8. Ахматова-поэт и Ахматова-легенда: совпадают ли эти образы?
9. Пушкин глазами Ахматовой: чем художественный образ поэта отличается от поэта как объекта исследования? (По поэтическим и литературоведческим текстам.)
10. Пушкин и постмодерн (по произведениям Хармса, Синявского и Вен. Ерофеева; спектакль Праудина): органичен ли союз классики и современности?
11. Гоголь и постмодерн («Ревизор» по Фокину): органичен ли союз классики и современности?
12. С чем связаны мистические мотивы в произведениях юбиляров («Медный всадник», «Пиковая дама», «Вий», «Портрет», «Поэма без героя» и ранняя лирика): с литературной модой, требованиями жанра или особенностями мировоззрения художников?
13. Чем вызван интерес юбиляров к истории? («Борис Годунов», «Капитанская дочка», конец первого тома «Мертвых душ», «Поэма без героя» и лирика Ахматовой.)

Литературные семинары «Эссе о классиках»
Семинары предполагают изучение жанровых особенностей критического эссе и сочинения, формирование навыков исследовательской работы и погружение в редакторскую и корректорскую деятельность. Помогать вам будет пара преподавателей — семинарист и редактор:
1. Александр Мелихов и Юлия Малкова
2. Вадим Пугач и Марина Сыромятникова
3. Нелли Пащук и Евгения Пастернак
4. Татьяна Кучина и Андрей Жвалевский
5. Игорь Сухих и Мария Ровинская
6. Сергей Носов и Татьяна Алферова
7. Александр Моисеев и Всеволод Воронов
8. Римма Раппопорт и Светлана Друговейко-Должанская.

Лекции и мастер-классы
В.В. Головин, Почему Баратынский ржал и бился: к вопросу нового комментария «Повестей Белкина» / Хрестоматийный текст: Пушкин, Шишков, Суриков.
Г.В. Данилова, Анна Ахматова «Поэма без героя». Текст в Тексте.
С.В. Друговейко-Должанская, Зачем лингвисты портят наш язык?
Т.Г. Кучина, Современная литература в диалоге с русской классикой.
В.Е. Пугач, Важное и ничтожное в истории маленького человека: алгоритм создания образа («Станционный смотритель» и «Шинель») / Граница между автором и героем: анализ лирических отступлений в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души».
И.Н. Сухих, Дерево жанров: нижние ветви (знать/уметь).
Читательские инициативы
Координаторы модуля: Татьяна Галактионова, Римма Раппопорт, Глеб Чэн, Елена Линд, Валентина Полякова, Мария Горбатова, Ксения Орлова, Евгения Самойлова, Марина Колпакова.

В рамках модуля «Читательские инициативы» вы станете участником «Школы волонтёров чтения» и попробуете ответить на главный вопрос: «С чего начинается театр, или Все билеты проданы?»
Идея Школы состоит в том, чтобы с помощью литературных проектов привлечь внимание сверстников к чтению и созданию произведений драматического жанра (драма, трагедия, комедия и т.п.): показать актуальность текста классических пьес и самобытность современных решений; проанализировать роли, которые привлекают современных подростков, и все-таки выяснить, с какой «вешалки» начинается театр.

Ваша образовательная программа состоит из четырех этапов:
1. Самостоятельное освоение открытого онлайн-курса «Школа волонтёров чтения» — 12 часов индивидуальной работы в режиме «перевернутый класс» и консультации тьюторов.
2. Очные занятия — 8 часов. Этот блок включает в себя установочную лекцию, мастер-классы «Возможные формы волонтерских проектов» и стендовую сессию «Заявка на проект: защита красивой идеи» (12 марта).
3. Стажёрская практика по возвращении домой. Вам нужно пройти путь «от идеи до воплощения», реализовать литературный проект в своем городе и по итогам проекта разместить материалы в группе ВКонтакте (до 25 апреля).
4. Подготовка статьи для участия в конкурсе и публикации во Всероссийском Атласе «100 проектов про чтение. Молодежные инициативы — 2019» (до 5 мая).
Получение Сертификатов об окончании курса (до 25 мая).

Онлайн-курс «Школа волонтёров чтения»
1. Проекты, в которых хочется участвовать
2. Волонтёрство как добровольный выбор
3. Многообразие как норма жизни
4. Работа в команде
5. Текст как феномен культуры
6. Homo legens. Человек читающий
7. Тексты, которые потрясли мир
8. Как превратить проектный опыт в текст

Очные мастер-классы (по пьесам «Ревизор» Н.В. Гоголя и «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина):
1. «Моцарт и Сальери»: ассоциации, воспоминания, образы» — творческая мастерская;
2. «Незнайка. По следам Гоголя» — круглый стол;
3. «Гений VS злодейство» — творческая мастерская;
4. «Из XIX века в XXI: отношения между действующими лицами в пьесе А.С. Пушкина "Каменный гость"» — дебат-сессия;
5. «Моцарт и Сальери»: музыкальные мотивы, или как передать смысл звуками» — музыкальная студия;
6. «Пир во время чумы»: трагедия не только на бумаге» — «литературные расстановки»;
7. «Пир во время чумы: счёт на минуты» — незаконченные диалоги и театрализация;
8. «Каменный гость: встречают по обложке» — литературный вернисаж.

Список рекомендованных для проектов пьес:
Эсхил «Прометей прикованный», Софокл «Царь Эдип», Шекспир «Ромео и Джульетта», «Гамлет», Корнель «Сид», Мольер «Тартюф», Кальдерон «Жизнь есть сон», Гоцци «Король-Олень», Гольдони «Слуга двух хозяев», Фонвизин «Недоросль», Грибоедов «Горе от ума», Островский «Бесприданница», Чехов «Вишневый сад», Червинский «Счастье мое», Володин «Пять вечеров», Вампилов «Старший сын», Роулинг «Проклятое дитя», Шварц «Обыкновенное чудо», «Тень», «Дракон», Горин «Тот самый Мюнхгаузен», Шоу «Пигмалион», Зорин «Варшавская мелодия», Ионеско «Носорог», «Лысая певица», Петрушевская «Московский хор», Улицкая «Русское варенье», Вырыпаев «Кислород», Гришковец «Как я съел собаку».

Материалы Всероссийского Атласа «100 проектов про чтение. Молодежные инициативы — 2018» доступны по ссылке.
Группа «Школы волонтёров чтения».
Филологические исследования
Координаторы модуля: Анастасия Азбель, Леонид Илюшин, Елена Линд, Валентина Полякова, Мария Горбатова, Ксения Орлова, Евгения Самойлова, Марина Колпакова.

Исследовательский модуль в марте построен на содержании тридцати статей из Школьного Энциклопедического Словаря «Русский язык», созданного коллективом авторов Санкт-Петербургского государственного университета в 2014 году. В дополнение к печатной версии Словарь существует в мобильном приложении.
Вы можете заранее познакомиться с исследовательскими заданиями и сделать выбор, который будет уточнён и официально зафиксирован на установочном семинаре исследовательского модуля. Любое из тридцати исследований может быть выполнено индивидуально, в паре или группе — по согласованию с руководителем лаборатории. Всего в рамках исследовательского модуля работают 8 лабораторий, в каждой лаборатории — 3−4 темы исследований.

Результатом работы каждого станет текст (индивидуальный или групповой, если исследование выполнялось в паре/мини-группе), в котором должны быть представлены: цели, задачи, гипотеза исследования, количественные и/или качественные данные, анализ этих данных, выводы. Конкретные рекомендации по структуре, стилю, оформлению текста вы получите у руководителей своих лабораторий.
Объём текста по каждому исследованию — от 2 до 3,5 тыс. знаков.
Защита проектов пройдет 15 марта и предполагает выбор лучшего проекта от каждой исследовательской лаборатории, проведение стендовой сессии с 8 лучшими проектами и голосование всех учащихся-исследователей.

Концепты исследовательских заданий (подробнее смотрите здесь):
1. Точность речи 2. Фразеологическая единица 3. Языковая картина мира (исследование в формате фокус-группы) 4. Социальное расслоение языка 5. Активный и пассивный состав лексики 6. Заимствования 7. Жаргон, жаргонная лексика 8. Языковой знак 9. Метафора 10. Язык писателя 11. Подтекст 12. Согласные
13. Морфологическая категория 14. Однородные члены предложения 15. Определение 16. Перифраза 17. Письмо 18. Пословицы и поговорки 19. Правильность речи 20. Авторская пунктуация 21. Буква 22. Вводные конструкции 23. Гипербола 24. Текст 25. Чувство языка 26. Абзац 27. Антитеза 28. Выразительные средства языка 29. Иноязычная лексика 30. Лексическое значение слова.
Фестивальная программа
Координатор модуля: Мария Гринёва

Фестивальная программа — связующее звено между «Литературным творчеством» и другими направлениями департамента «Искусство». На протяжении всего месяца для вас будут читать лекции и проводить мастер-классы специалисты в области искусства и культуры, учащиеся программ «Живопись», «Музыкально-исполнительское искусство» и «Рисунок» подготовят концерты и выставки, а вы возьмете на себя важную задачу — создание и проведение Литературного фестиваля (21 марта), посвященного осмыслению классических текстов Пушкина, Гоголя и Ахматовой.

Помогут вам в этом десять мастерских «текстов новой природы», одну из которых необходимо выбрать:
Сергей Модестов, «Игротехника»
Валерия Жданова, «Слово автору»
Глеб Чэн, «Цифровой сторителлинг»
Марина Колпакова, «Инструменты новых медиа»
Егор Кудряшов, «Мастерская графических историй»
Ксения Орлова, «Расширяем классику: фанфикшен»
Елена Бачманова, «Просто о сложном: инфографика»
Валентина Браташ, «ИЗОтекст: рисуем текст от букв до звуков»
Софья Манухина, Дарья Новосёлова, «Пиши, снимай» / «Бумажное кино»
Виктор Николаев, Мария Черняк, «Язык литературы vs язык сцены: сложности перевода»

Подробнее о мастерских смотрите здесь.

События
Жизнь на программе «Литературное творчество» насыщенная и многогранная: вам предстоит не только много писать и читать, но и активно общаться, ездить на экскурсии, посещать концерты, встречаться с гостями «Сириуса» и исследовать разные проявления науки, спорта и творчества. Ниже мы выделили несколько событий профильной программы, на которые вам точно стоит обратить внимание.

11 марта
Open Space
Есть ли в жизни место современному прочтению классики? Как живет «маленький человек» и в чем его проблемы? Почему стихи Ахматовой так часто пишут на стенах петербургских домов? Вот лишь несколько тем, обсудить которые можно и нужно в рамках Open Space — открытой дискуссии, смелого выхода в «открытый космос» вопросов.

11 марта
Концерт Михаила Башакова

Михаил Башаков — известный российский поэт, музыкант, автор песен, художник. Для стажёров НИИЧАВО в камерной и секретной обстановке он исполнит свои лучшие блюзовые и рок-композиции, составляющие основу группы «Башаков Бэнд».

12 марта
Встреча с Михаилом Башаковым

Наверняка многие из вас робко пишут стихи, которые хотят увидеть свет, сочиняют песни и подбирают к ним музыку. На встрече с Михаилом Башаковым у вас будет возможность поговорить с музыкантом о тексте и смысле, получить профессиональные советы, а также понять, как выбрать свой творческий путь.

16 марта
Встреча с Марией Черняк

М.А. Черняк — доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы РГПУ им. А. И. Герцена, автор словаря «Массовая литература в понятиях и терминах». На лекции она расскажет, как разбираться в современной литературе и чем полезна филология в обычной жизни.

18 марта
Встреча с Виктором Николаевым

В.И. Николаев, режиссер и художественный руководитель творческой лаборатории «Ювента», откроет для вас секреты работы с текстом на сцене. Как сделать уместную визуализацию поэзии? Как перевести прозу на язык сцены? И что помогает актеру лучше понимать литературу? Ответы на эти вопросы вы найдете на встрече.

19 марта
Встреча с Сергеем Модестовым

С.Ю. Модестов, автор методик по развитию творческого воображения и сертифицированный специалист по ТРИЗ, расскажет вам, какие механизмы включают креативность, чем полезно структурное мышление и что делать, если задача кажется нерешаемой.

22 марта
Встреча с Татьяной Поздняковой

Т.С. Позднякова — старший методист научно-просветительского отдела музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме. Она знает всё о женщине, которой дали имя — Анна, готова поделиться своим богатым музейным опытом и рассказать о специфике научно-исследовательской и литературоведческой работы.

Система оценивания
Способ оценки — система накопительных баллов.
Для успешного прохождения программы необходимо набрать более 60 баллов.
Модуль
Задание и количество баллов
Авторский текст
Сочинение, макс. 25
Кто оценивает: семинаристы и редакторы
Дата выполнения: 8 марта
Критерии оценки: смотрите в Canvas

Критический отклик, макс. 15
Кто оценивает: семинаристы и редакторы
Дата выполнения: 18 марта
Критерии оценки: смотрите в Canvas

Редактура текста, макс. 10
Кто оценивает: семинаристы и редакторы
Дата выполнения: 8 марта
Критерии оценки: смотрите в Canvas
Максимальное количество баллов: 50
Читательские инициативы
Школа волонтеров чтения
Кто оценивает: тьюторы Школы
Дата выполнения: 12 марта
Критерии оценки: смотрите в Canvas
Максимальное количество баллов: 10
Филологические исследования
Защита проекта
Кто оценивает: координаторы модуля
Дата выполнения: 15 марта
Максимальное количество баллов: 15
Фестивальная программа
Мастерская
Кто оценивает: мастер
Дата выполнения: 21 марта
Максимальное количество баллов: 15
НИИЧАВО
Впечатление от текста Альманаха, макс. 5
Кто оценивает: мастер
Дата выполнения: 4 марта
Критерии оценки: смотрите в Canvas

Литераторы о..., макс. 5
Кто оценивает: мастер
Дата выполнения: 14 марта
Критерии оценки: смотрите в Canvas
Максимальное количество баллов: 10
Всего:
0-100
Некоторые книги для чтения
Предыдущая программа
В январе на программе
«Литературное творчество» исследовали современный литературный поток и придумывали стратегии продвижения новых книг.

Сборник литературных работ НИИЧАВО им. А. и Б. Стругацких

Контакты
8 (800) 100 76 63
lit.sochisirius.ru