Координаторы модуля: Галина Данилова и Вадим Пугач. Этапы работы над сочинением:1. Выбор проблемного вопроса — 2 дня;
·
посещение семинарских занятий, лекций и занятий по редактуре, сбор материала и написание первой версии текста — 6 дней;
· объем сочинения от 7 000 до 15 000 знаков, критерии проверки и оценки смотрите в системе
Canvas;
· получение «обратной связи» от научного руководителя, анализ критики, внесение изменений — 2 дня;
·
размещение итоговой версии текста в
сети программы.
2. Знакомство с текстами коллег, выбор сочинения для критического анализа,
написание критического отклика на одно из произведений объемом от 1000 до 2000 знаков.
Критический отклик предполагает анализ работы на предмет полноты раскрытия заявленной темы, обоснованности авторской позиции, целесообразности способов выражения своей мысли и других критериев
. Важно помнить о главном принципе программы «Литературное творчество» —
«текст порождает текст». Ваш отклик должен стать самостоятельным произведением, которое интересно читать и обсуждать. Подробные рекомендации по написанию смотрите в
Canvas.
3.
22 марта — участие в Большой дискуссии.
Большая дискуссия — это заключительный этап работы с текстом, для которого авторы
предоставляют ключевые идеи сочинений, фрагменты текста, а слушатели задают вопросы по представленным для дискуссии текстам. Событие проходит в формате «Мировое кафе», и у каждого участника есть возможность обсудить тексты и интертексты со всеми авторами.
Проблемные вопросы1. Как соотносятся в классической литературе смешное и серьезное, ничтожное и важное? («Повести Белкина», «Ревизор», «Мертвые души», «Когда б вы знали, из какого сора…»)
2. «Петербургский текст» в творчестве Пушкина, Гоголя и Ахматовой: сознательное создание мифа или попытка постичь сущность города? (Кроме произведений юбиляров, статьи В. Топорова и видео с Б. Авериным.)
3. Литературная тусовка: социальный феномен или «творческий коллайдер»? (Салоны Золотого и Серебряного веков: сравнительный очерк.)
4. Можно ли читать классику гипертекстуальным методом? («Медный всадник», Вяземский и Мицкевич, а также литературоведческие работы.)
5. Поэт и власть: что изменилось в соотношении этих феноменов от XIX к ХХ веку? (По лирике Пушкина и Ахматовой).
6. «Над чем смеетесь?»: какова природа смеха в произведениях Гоголя? (Произведения Гоголя по выбору, Аристотель и Бергсон о комическом.)
7. Работают друг на друга или друг против друга в произведениях Гоголя эстетическая и воспитательная функции литературы?
8. Ахматова-поэт и Ахматова-легенда: совпадают ли эти образы?
9. Пушкин глазами Ахматовой: чем художественный образ поэта отличается от поэта как объекта исследования? (По поэтическим и литературоведческим текстам.)
10. Пушкин и постмодерн (по произведениям Хармса, Синявского и Вен. Ерофеева; спектакль Праудина): органичен ли союз классики и современности?
11. Гоголь и постмодерн («Ревизор» по Фокину): органичен ли союз классики и современности?
12. С чем связаны мистические мотивы в произведениях юбиляров («Медный всадник», «Пиковая дама», «Вий», «Портрет», «Поэма без героя» и ранняя лирика): с литературной модой, требованиями жанра или особенностями мировоззрения художников?
13. Чем вызван интерес юбиляров к истории? («Борис Годунов», «Капитанская дочка», конец первого тома «Мертвых душ», «Поэма без героя» и лирика Ахматовой.)
Литературные семинары «Эссе о классиках» Семинары предполагают изучение жанровых особенностей критического эссе и сочинения, формирование навыков исследовательской работы и погружение в редакторскую и корректорскую деятельность. Помогать вам будет пара преподавателей — семинарист и редактор:
1. Александр Мелихов и Юлия Малкова
2. Вадим Пугач и Марина Сыромятникова
3. Нелли Пащук и Евгения Пастернак
4. Татьяна Кучина и Андрей Жвалевский
5. Игорь Сухих и Мария Ровинская
6. Сергей Носов и Татьяна Алферова
7. Александр Моисеев и Всеволод Воронов
8. Римма Раппопорт и Светлана Друговейко-Должанская.
Лекции и мастер-классыВ.В. Головин, Почему Баратынский ржал и бился: к вопросу нового комментария «Повестей Белкина» / Хрестоматийный текст: Пушкин, Шишков, Суриков.
Г.В. Данилова, Анна Ахматова «Поэма без героя». Текст в Тексте.
С.В. Друговейко-Должанская, Зачем лингвисты портят наш язык?
Т.Г. Кучина, Современная литература в диалоге с русской классикой.
В.Е. Пугач, Важное и ничтожное в истории маленького человека: алгоритм создания образа («Станционный смотритель» и «Шинель») / Граница между автором и героем: анализ лирических отступлений в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души».
И.Н. Сухих, Дерево жанров: нижние ветви (знать/уметь).