3-25 января 2019
Образовательная программа
«Современный литературный поток»
Образовательный центр «Сириус»
Ищем писателя.
Воспитываем читателя.
Январь, в котором можно и нужно сочинять, читать, творить, выдумывать, пробовать, обсуждать, искать и находить ответы на все (не)литературные вопросы.
Лекторы
Елена Казакова
Руководитель программы «Современный литературный поток», доктор педагогических наук, профессор, директор Института педагогики СПбГУ, заместитель директора Центра русского языка и славистики РАО.
Мария Черняк
Доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы РГПУ им. А. И. Герцена.
Владимир Плунгян
Действительный член РАН (2016, член-корреспондент с 2009), доктор филологических наук (1998), сотрудник Института языкознания РАН и Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН, профессор МГУ им. М. В. Ломоносова, член Европейской академии наук.
Вадим Пугач
Старший научный сотрудник Центра русского языка и славистики РАО, член Союза писателей РФ, доцент СПбГУ, кандидат педагогических наук.
Наталья Свирина
Доктор педагогических наук, профессор Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования.
Елена Шубина
Российский литературовед, редактор и издатель, руководитель «Редакции Елены Шубиной» в издательстве «АСТ».
Евгения Пастернак
Писатель, лауреат литературных премий «Алые паруса» и «Заветная мечта» за книгу «Правдивая история Деда Мороза», премии Алиса (2010) и Книгуру сезона 2010-2011 года за книгу «Время всегда хорошее», премии Книгуру сезона 2011-2012 за сборник «Шекспиру и не снилось».
Андрей Жвалевский
Писатель, лауреат литературных премий «Алые паруса» и «Заветная мечта» за книгу «Правдивая история Деда Мороза», премии Алиса (2010) и Книгуру сезона 2010-2011 года за книгу «Время всегда хорошее», премии Книгуру сезона 2011-2012 за сборник «Шекспиру и не снилось».
Нелли Пащук
Почетный работник общего образования РФ, член ассоциации «Гильдия словесников», член ЦПМК Всероссийской олимпиады школьников по литературе, учитель русского языка и литературы.
Полный список преподавателей можно увидеть здесь.
8
мастерских
Пять дней практики и новых знаний в мастерских «текстов новой природы»
28
лекционных часов
Встречи с известными писателями, филологами, лингвистами и издателями
5
литературных проектов
Продвижение новых книг, литературное исследование и выбор 100 лучших современных произведений

СОДЕРЖАНИЕ
7 января —
11 января
7 января —
11 января
Елена Бачманова, «Просто о сложном: инфографика»
Валентина Браташ, «ИЗОтекст: рисуем текст от букв до звуков»
Валерия Зверева, «Мастерская книжной иллюстрации»
Егор Кудряшов, «Мастерская графических историй»
Евгения Кудряшова, «Мультимедийный гид: расскажи свою историю»
Софья Манухина, «Пиши, снимай»
Римма Раппопорт, «Блогпост»
Глеб Чэн, «Цифровой сторителлинг»
15 января —
18 января
15 января —
18 января
Сочинение
В январе вам предстоит серьезная работа с текстом — создание аналитического сочинения. Для этого вам нужно выбрать одну из предложенных тем, построить индивидуальный лекционный маршрут, найти и проанализировать дополнительные источники, посмотреть художественные фильмы, получить консультации преподавателей и мастеров программы.
Лучшие тексты будут опубликованы в Альманахе «Литературного творчества».
Темы сочинений
1. Литература авторская и массовая: можно ли провести между ними четкую границу? (По материалам современного литературного потока)
2. Близость и понятность языка современной литературы молодому читателю — это истина или миф?
3. Почему современные писатели так часто обращаются к истории? (По романам «Золото бунта» А. Иванова, «Обитель» З. Прилепина, «Лавр», «Авиатор» Е. Водолазкина, «Каменный мост» А. Терехова, «Зулейха открывает глаза» и «Дети мои» Г. Яхиной)
4. Нужна ли молодому читателю литература с возрастными ограничениями? (По русским и зарубежным произведениям современной детской и подростковой литературы)
5. За пределами слова (о синтетических жанрах современной культуры).
6. Что надо делать с поэзией — читать или слушать? (Об особенностях восприятия современной поэзии от постмодерна до рэп-текстов)


Критический отклик
После написания авторского текста вам необходимо познакомиться с работами коллег и подготовить критическое эссе на один из прочитанных текстов. Критический отклик предполагает анализ работы на предмет полноты раскрытия заявленной темы, обоснованности авторской позиции, целесообразности способов выражения своей мысли и других критериев.
Важно помнить о главном принципе программы «Литературное творчество» — «текст порождает текст». Ваш отклик должен стать самостоятельным произведением, которое интересно читать и обсуждать.


Большая дискуссия
Заключительный этап работы с текстом — Большая дискуссия. На ней авторы представляют ключевые идеи сочинения, фрагменты текста, отвечают на вопросы слушателей.
15 января —
18 января
15 января —
18 января
Лекции по современной литературе
Вы можете самостоятельно построить свой образовательный маршрут из предложенных лекций.
Вадим Пугач
Современная поэзия: имена и тексты
15 января
· Почему я не люблю стихов А. Вознесенского, Е. Евтушенко и Р. Рождественского?
· Почему я люблю стихи И. Бродского?

16 января
· Такая разная петербургская поэзия (по лирике А. Кушнера, Н. Слепаковой, Г. Горбовского, В. Сосноры, В. Лейкина)
· Чем современная поэзия отличается от несовременной (по лирике В. Полозковой, Н. Савушкиной, Д. Коломенского)

17 января
· Ученики Александра Кушнера
· Ученики Вячеслава Лейкина

18 января
· Метафорическая грамматика (по стихотворениям В. Бобрецова, А. Танкова, Д. Коломенского, Т. Поповой)
· Поэты, которые не станут известными (по лирике А. Ильичева, А. Гуревича и др.)

Марина Бабурина
Традиции и новаторство современной исторической прозы
15 января
· Обращение к истории в современной литературе. Традиции русского исторического романа. Новаторство этого жанра в современной российской прозе
· Герои русской исторической прозы и поэзии: чем они интересны нашим современникам?

16 января
· Все, что непонятно в романе: смысл названия романа Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза»
· Сказочные мотивы и черты мифа в романе Гузель Яхиной «Дети мои»

17 января
· Символика имен героев как средство раскрытия авторской идеи (по роману Евгения Водолазкина «Лавр»)
· Композиция романа Евгения Водолазкина «Авиатор»

18 января
· Практикум по овладению навыками работы в литературно-критическом жанре (эссе по выбранной теме)
· Дискуссия: близость и понятность языка современной литературы молодому читателю – это истина или миф?

Нелли Пащук
Современный литературный поток в контексте истории и культуры
15 января
· Житие праведника в «неисторическом романе» Евгения Водолазкина «Лавр»
· Диалог с историей и культурой ХХ века в романе Евгения Водолазкина «Авиатор»

16 января
· Магический реализм, или История глазами мифа в романе Гузель Яхиной «Дети мои»
· «Маленькие истории маленьких судеб» героев Марины Степновой (сборник рассказов «Где-то под Гроссето»)

17 января
· «Детские» и «недетские» рассказы Захара Прилепина
· Мотив зеркала как смыслообразующий центр рассказа Анны Матвеевой «На озере»

18 января
· Практикум по овладению навыками работы в литературно-критическом жанре (отзыв, рецензия, аннотация, обзор)
· Дискуссия или мозговой штурм по одному из рассказов современных авторов

Наталья Михайловна Свирина
Современная проза
15 января
· Современная подростковая проза как новая волна в литературе: обзор
· Современная подростковая проза как новая волна в литературе: практика

16 января
· «Народная книга» как явление современной литературы
· Зачем читать документальную прозу?

17 января
· Сцены признания в любви в классической и современной литературе: традиции и новаторство
· Сцены признания в любви в классической и современной литературе: традиции и новаторство (практика)

18 января
· История — понятие многозначное… (Александр Чудаков «Ложится мгла на старые ступени», Евгений Водолазкин «Совсем другое время»)
· Автор-герой-читатель: интрига встречи (от Карамзина до наших дней): практическое занятие с элементами лекции

7 января — 21 января
7 января — 21 января
Встречи
Весь месяц вас ждут встречи с филологами, литературоведами, лингвистами и публицистами.
8 января, Вероника Разумец
«Писатель в законе» (по творчеству Э.С. Кочергина)
Эдуард Кочергин — сравнительно новое имя в современной петербургской литературе, но заядлым театралам он известен давно как главный художник БДТ. Как становятся писателями? Жизнь ли к этому подводит или особый дар, который рано или поздно прорывается? В случае Э.С. Кочергина — и то, и другое. Удивительная жизнь, вИдение художника и дар рассказчика подтолкнули его к писательству. Кочергину удалось создать свой мир — неповторимый, страшный и смешной одновременно. Ему удалось связать времена и разглядеть душу Петербурга. Знакомству с творчеством писателя Эдуарда Кочергина будет посвящена лекция: рассказчик, который стал писателем.
8 января, Римма Раппопорт
Черным-черно: поэтический мир современной рэп-культуры
На лекции рассматриваются особенности поэтики современного рэпа, выделяются ключевые поэтические черты и темы в творчестве наиболее интересных и заметных исполнителей.
10 января, Владимир Плунгян
«Понятная» и «непонятная» поэзия: что делать читателю?
Поэзия часто бывает непонятной. А современная поэзия непонятна почти всегда: чтобы начать в ней разбираться, нужна особая подготовка. Одна из самых существенных трудностей на этом пути связана с тем, что в составе большинства современных стихов в том или ином виде присутствуют «чужие тексты»: явные и скрытые цитаты, аллюзии, полемика, пародийное переосмысление... Это свойство принято называть интертекстуальностью. Попробуем обсудить, как с этим работать исследователю поэзии — и как с этим быть «простому» читателю.
16 января, Вадим Пугач
Как писать сочинение
Лекция подготовит вас к написанию аналитического сочинения: мы разберем основную структуру текста, узнаем, что важно не забыть и вовремя вспомнить при написании текста, поговорим о композиции, цитировании и работе с источниками.
7 января — 14 января
7 января — 14 января
Мастер-классы
Практические занятия от специалистов в области редакторского, издательского, писательского и читательского дела.
Сергей Грачев
Читателей на всех не хватит?
На мастер-классе вам предстоит поработать над практическими навыками поиска тем и сюжетов, создания и редактирования текстов, которые обязательно найдут своего читателя. Основное поле исследования — современный информационный поток и молодежный журнал «Пять углов».
Андрей Жвалевский, Евгения Пастернак
Как рукопись превращается в книгу: путь в издательство
Написать книгу — это полдела. Как ее опубликовать? Как убедить издателя, что именно ваша рукопись достойна стать книгой? Как сделать так, чтобы редактор не бросил читать на первой же странице? Когда об этом нужно начинать думать: после написания текста или до?
Может быть, стоит выбрать «горячую» тему или модный тренд? Написать то, что прямо сейчас хочет рынок? Или писать «для себя», не обращая внимания на рыночные тенденции? Нужно ли бояться, что ваш гениальный текст украдут? Как правильно читать издательский договор? И какова роль удачи в писательской судьбе?
Ответы на эти вопросы вы получите на мастер-классе.
Егор Кудряшов
Комикс_критика
На мастер-классе вы познакомитесь с комиксом как с жанром современной культуры, рассмотрите его с точки зрения языка, образа мышления, способа быстрой передачи новостей и рефлексии на тему этих новостей. Практической частью занятия станет анализ графических текстов, выделение критериев качественного комикса, исследование тенденций и закономерностей жанра, выявление школ и течений.
Вадим Пугач
Анализ современного поэтического текста
Мастер-класс посвящен различным видам анализа текста; автор считает, что универсальный, подходящий для любого текста план анализа — один из педагогических мифов, а выбор адекватного вида анализа в значительной степени зависит от самого текста.

Как писать критический отклик
Мастер-класс затрагивает основные проблемы, которые возникают у учащихся при написании критических откликов. На занятии обсуждается структура критического письма и его сильные стороны, анализируются удачные примеры, разбираются литературные приемы и средства художественной выразительности, которые помогают в создании сильного критического текста.


Вероника Разумец
Интертекстуальность современной поэзии
Мастер-класс посвящен исследованию творчества Бориса Гребенщикова и анализу восприятия его творчества современными читателями-школьниками. Вы рассмотрите творчество Бориса Гребенщикова в контексте времени и сквозь призму мировой культуры, увидите парадигму создания новой литературной реальности (на примере текстов «Дело мастера Бо» и «Древнерусская тоска»).
Римма Раппопорт
Школа волонтеров чтения
В рамках мастер-класса вы познакомитесь с содержанием нового образовательного ресурса «Школа волонтеров чтения»; узнаете, как сделать успешный читательский проект и написать о нем статью.
Мария Черняк
Библионавигатор по современной литературе
Мастер-класс посвящен актуальным проблемам изучения современной литературы, живого и постоянного меняющего свои координаты процесса. Вам предстоит составить свой маршрут чтения современной литературы, своеобразный библионавигатор по новым понятиям, терминам, тенденциям, жанрам современной культуры. Вы выступите активными читателями-соавторами учебного пособия «Массовая литература в понятиях и терминах»: словарь, дополненный участниками мастер-класса, может служить своеобразным путеводителем для квалифицированного читателя.
Елена Шубина
Роль редактора в формировании поля современной литературы
Мастер-класс раскрывает специфику профессии редактора и его роль в современном литературном потоке: вам предстоит из первых уст узнать особенности издательского дела.
19 января — 22 января
19 января — 22 января
Литературный проект
Вам предстоит погружение в область новых медиа, исследование мира современной литературы и тесное сотрудничество с издательством «Самокат», интернет-порталом «Мел» и секцией «Литература и чтение» Международного Петербургского культурного форума.
Группы 1-2
Продвижение подростковых книг издательства «Самокат»
Заказчик проекта: издательский дом «Самокат»
Дано: издательство «Самокат» предоставляет тексты современных русских авторов, которые, предположительно, могли бы быть интересны подросткам (Нина Дашевская «День числа ПИ» и Лариса Романовская «Удалить эту запись»).

Задачи:
1. Изучить особенности и стиль работы издательства «Самокат».
2. Обозначить задачу издателя при публикации данного команде текста.
3. Составить портрет аудитории: возраст, география, интересы, читательский опыт, среда «обитания» в жизни и Интернете.
4. Продумать и словесно описать дизайн обложки, элементы оформления. Приветствуется сопровождение словесного описания эскизами.
5. Предложить каналы продажи и продвижения книги офлайн и онлайн и форматы размещения в интернет-ресурсах (от социальных сетей до СМИ и ютьюберов).
6. Написать 2-3 текста публикаций о книге для разных площадок.
7. Сделать фото и снять видео для продвижения книги на разных площадках.

Требуемый результат:
1. Маркетинговая стратегия объемом не менее 4000 печатных знаков с пробелами.
2. Два-три продвигающих текста о книге для разных площадок с указанием площадок.
3. Одно фото для продвижения книги в Интернете.
4. Одно видео для продвижения книги в Интернете.


Группа 3
Стратегия продвижения новых книг для издательства «Самокат»
Заказчик проекта: издательский дом «Самокат»
Дано: издательство «Самокат» предоставляет тексты современных русских авторов, выбранные для публикации, но неопубликованные («Марта с черепами»).

Задачи:
1. Выбрать из нескольких данных команде текстов один, который, по мнению команды, следует издать.
2. Письменно обосновать выбор текста.
3. Обозначить задачу издателя при публикации данного команде текста.
4. Составить портрет аудитории: возраст, география, интересы, читательский опыт, среда «обитания» в жизни и Интернете.
5. Продумать и словесно описать дизайн обложки, элементы оформления. Приветствуется сопровождение словесного описания эскизами.
6. Предложить каналы продажи и продвижения книги офлайн и онлайн и форматы размещения в интернет-ресурсах (от соцсетей до СМИ и ютьюберов).
7. Написать 2-3 текста публикаций о книге для разных площадок.
8. Сделать фото и снять видео для продвижения книги на разных площадках.

Требуемый результат:
1. Обоснование выбора текста в объеме не менее 1500 печатных знаков с пробелами.
2. Маркетинговая стратегия объемом 4000 печатных знаков с пробелами.
3. Два-три продвигающих текста о книге для разных площадок с указанием площадок.
4. Одно фото для продвижения книги в Интернете.
5. Одно видео для продвижения книги в Интернете.
Группа 4
Как современная литература «живет» в тематических медиа и медиа general interest?
Партнер проекта: интернет-издание «Мел»
Тема: современная литература в СМИ. Как литература «живет» в тематических медиа и медиа general interest?
Цель — определить отношения новых медиа (диджитал-изданий) с литературным потоком.

Задачи:
1. Рассмотреть группу СМИ и объяснить, почему СМИ сформированы в эти группы, определить или предположить их аудиторию.
Группа 1: Meduza — The Village — Mel — Daily.Afisha
Группа 2: Газета.ру — Известия — Коммерсант
Группа 3: РИА Новости — ИТАР-ТАСС — Интерфакс
2. Во всех СМИ найти оформленный литературный поток (рецензии, обзоры, дискуссии, литературные подкасты, чтения, видео).
3. Во всех данных группах проанализировать форматы и жанры представления литературы.
4. Вычленить основные жанры — обзоры, рецензии, аналитика и пр.
5. Сопоставить то, как предпочитают журналисты работать в этих жанрах, что становится объектом их интереса, как группируются произведения в обзорах, каковы формы этого обзора.
6. Выявить, какому жанру литературы отдают предпочтение журналисты, построить гипотезы, почему именно ему (или нескольким).
7. Определить форматы: в каком виде помимо текста литература представлена в СМИ.
8. Сделать срез по аудио и видео: как литература репрезентуется в различных СМИ в этих форматах. Построить гипотезу о причине подобной репрезентации.
9. Найти примеры нетрадиционного формата репрезентации литературных произведений (подсказка – «Скажи, Красная Шапочка»).

Требуемый результат: создание текста, который будет содержать ответы на заданные вопросы.
ТЗ по тексту:
· не менее 8000-10000 знаков, максимальный объем — до 18000;
· текст структурирован в формате «Мела» (содержит информационный лид, разделен подзаголовками, содержит врезы, каждый элемент текста под подзаголовком является выводом, основным на наблюдениях).
Группа 5
ТОП 100 — современный литературный поток
Партнер проекта: Секция «Литература и чтение» Международного Петербургского культурного форума, Российская Академия Образования
Тема: ТОП 100 — современный литературный поток
Цель — создать сводный рейтинговый список книг из современного литературного потока, целевая аудитория которого — подростки.

Задачи:
1. Провести опрос не менее 200 сверстников, задав два вопроса:
• первый — назвать последнее произведение современного литературного потока, прочитанного им
• второй — назвать 3 произведения современного литературного потока, который они бы рекомендовали к прочтению.
Примечание: под современным литературным потоком понимаются произведения, созданные (напечатанные) с 1975 по настоящее время.
2. Сформировать рейтинг на основании ответов респондентов.
3. Сделать сводный отчет по результатам исследования, обосновать полученные результаты (презентация полученных результатов отбора в формате инфографики).
4. Для 1-10 позиций сформированного рейтинга подготовить инструменты продвижения — буктрейлеры, лонгриды, и т.д.
5. Разместить инструменты продвижения в сети и проанализировать, какие форматы наиболее успешны.
6. На основании анализа сформулировать советы по продвижению современной литературой в сети.

Требуемый результат:
1. Создание рейтингового списка.
2. Подготовка пакета по продвижению первой десятки рейтинговых книг.
3. Презентация советов.
Описание проведенного исследования объемом не менее 8000 печатных знаков с пробелами.
24 января
24 января
Публичная защита проектов
Команда экспертов:
Мария Орлова, Сергей Модестов, Юлия Никитина, Надежда Папудогло
25 января
25 января
Большая дискуссия
Финальный этап работы над сочинением — пресс-конференция с авторами лучших текстов, написанных на январской программе. Вы почувствуете себя настоящим писателем, представляющим свое произведение на публике, ответите на каверзные вопросы и выскажете свою авторскую позицию.
25 января
25 января
Закрытие программы. Послесловие
Система оценивания
Способ оценки — система накопительных баллов.
Для успешного прохождения программы необходимо набрать более 60 баллов.
Модуль
Задание и количество баллов
Текст порождает текст
Сочинение, макс. 20
Кто оценивает: эксперты СПбГУ
Дата выполнения: 18 января
Критерии оценки: смотрите в Canvas

Критический отклик, макс. 15
Кто оценивает: эксперты СПбГУ
Дата выполнения: 22 января

Впечатление от текста Альманах, макс. 5
Кто оценивает: мастер
Дата выполнения: 12 января
Максимальное количество баллов: 40
Проект
Защита проекта
Кто оценивает: Экспертный совет (оценка за защиту проекта идет в зачет каждому)
Дата выполнения: 24 января

Итоговый балл за литературный проект складывается из двух составляющих: соответствие собранных и оформленных материалов техническому заданию и защита проекта.
Примечание: письменные, фото и видеоматериалы высылаются внешним экспертам.
Максимальное количество баллов: 35
Мастерская
Фестиваль мастерских
Кто оценивает: мастер
Дата выполнения: 11 января
Максимальное количество баллов: 10
Задания по выбору
Письмо, макс. 9
Кто оценивает: мастер
Дата выполнения: 16 января

Школа волонтеров чтения, макс. 9
Кто оценивает: мастер
Дата выполнения: 16 января
Максимальное количество баллов: 10 (за выполнение двух заданий на 9 баллов)
Поощрительный балл
Поощрительный балл суммируется из нескольких составляющих:1 балл — сочинение (оценивает экспертный совет)
1 балл — критический отклик (оценивает экспертный совет)
1 балл — защита проекта (оценивает экспертный совет)
1 балл — работа в мастерской (оценивает мастер)
1 балл — работа в проектной группе (оценивает мастер)
1 балл — выполнение двух заданий по выбору на 9 баллов (оценивает мастер)
Максимальное количество баллов: 6
Всего:
0-100
Некоторые книги для чтения
Предыдущая программа
В декабре на программе
«Литературное творчество» решали лингвистические задачи и занимались языковыми исследованиями.

Сборник литературных работ НИИЧАВО им. А. и Б. Стругацких

Контакты
8 (800) 100 76 63
lit.sochisirius.ru