3-25 января 2019
Образовательная программа
«Современный литературный поток»
Образовательный центр «Сириус»
Ищем писателя.
Воспитываем читателя.
Январь, в котором можно и нужно сочинять, читать, творить, выдумывать, пробовать, обсуждать, искать и находить ответы на все (не)литературные вопросы.
Лекторы
  • Елена Казакова
    Руководитель программы «Современный литературный поток», доктор педагогических наук, профессор, директор Института педагогики СПбГУ, заместитель директора Центра русского языка и славистики РАО.
  • Мария Черняк
    Доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы РГПУ им. А. И. Герцена.
  • Владимир Плунгян
    Действительный член РАН (2016, член-корреспондент с 2009), доктор филологических наук (1998), сотрудник Института языкознания РАН и Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН, профессор МГУ им. М. В. Ломоносова, член Европейской академии наук.
  • Вадим Пугач
    Старший научный сотрудник Центра русского языка и славистики РАО, член Союза писателей РФ, доцент СПбГУ, кандидат педагогических наук.
  • Наталья Свирина
    Доктор педагогических наук, профессор Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования.
  • Елена Шубина
    Российский литературовед, редактор и издатель, руководитель «Редакции Елены Шубиной» в издательстве «АСТ».
  • Евгения Пастернак
    Писатель, лауреат литературных премий «Алые паруса» и «Заветная мечта» за книгу «Правдивая история Деда Мороза», премии Алиса (2010) и Книгуру сезона 2010-2011 года за книгу «Время всегда хорошее», премии Книгуру сезона 2011-2012 за сборник «Шекспиру и не снилось».
  • Андрей Жвалевский
    Писатель, лауреат литературных премий «Алые паруса» и «Заветная мечта» за книгу «Правдивая история Деда Мороза», премии Алиса (2010) и Книгуру сезона 2010-2011 года за книгу «Время всегда хорошее», премии Книгуру сезона 2011-2012 за сборник «Шекспиру и не снилось».
  • Нелли Пащук
    Почетный работник общего образования РФ, член ассоциации «Гильдия словесников», член ЦПМК Всероссийской олимпиады школьников по литературе, учитель русского языка и литературы.
Полный список преподавателей можно увидеть здесь.
8
мастерских
Пять дней практики и новых знаний в мастерских «текстов новой природы»
28
лекционных часов
Встречи с известными писателями, филологами, лингвистами и издателями
5
литературных проектов
Продвижение новых книг, литературное исследование и выбор 100 лучших современных произведений

СОДЕРЖАНИЕ
7 января —
11 января
7 января —
11 января
Елена Бачманова, «Просто о сложном: инфографика»
Валентина Браташ, «ИЗОтекст: рисуем текст от букв до звуков»
Валерия Зверева, «Мастерская книжной иллюстрации»
Егор Кудряшов, «Мастерская графических историй»
Евгения Кудряшова, «Мультимедийный гид: расскажи свою историю»
Софья Манухина, «Пиши, снимай»
Римма Раппопорт, «Блогпост»
Глеб Чэн, «Цифровой сторителлинг»
15 января —
18 января
15 января —
18 января
Сочинение
В январе вам предстоит серьезная работа с текстом — создание аналитического сочинения. Для этого вам нужно выбрать одну из предложенных тем, построить индивидуальный лекционный маршрут, найти и проанализировать дополнительные источники, посмотреть художественные фильмы, получить консультации преподавателей и мастеров программы.
Лучшие тексты будут опубликованы в Альманахе «Литературного творчества».
Темы сочинений
1. Литература авторская и массовая: можно ли провести между ними четкую границу? (По материалам современного литературного потока)
2. Близость и понятность языка современной литературы молодому читателю — это истина или миф?
3. Почему современные писатели так часто обращаются к истории? (По романам «Золото бунта» А. Иванова, «Обитель» З. Прилепина, «Лавр», «Авиатор» Е. Водолазкина, «Каменный мост» А. Терехова, «Зулейха открывает глаза» и «Дети мои» Г. Яхиной)
4. Нужна ли молодому читателю литература с возрастными ограничениями? (По русским и зарубежным произведениям современной детской и подростковой литературы)
5. За пределами слова (о синтетических жанрах современной культуры).
6. Что надо делать с поэзией — читать или слушать? (Об особенностях восприятия современной поэзии от постмодерна до рэп-текстов)


Критический отклик
После написания авторского текста вам необходимо познакомиться с работами коллег и подготовить критическое эссе на один из прочитанных текстов. Критический отклик предполагает анализ работы на предмет полноты раскрытия заявленной темы, обоснованности авторской позиции, целесообразности способов выражения своей мысли и других критериев.
Важно помнить о главном принципе программы «Литературное творчество» — «текст порождает текст». Ваш отклик должен стать самостоятельным произведением, которое интересно читать и обсуждать.


Большая дискуссия
Заключительный этап работы с текстом — Большая дискуссия. На ней авторы представляют ключевые идеи сочинения, фрагменты текста, отвечают на вопросы слушателей.
15 января —
18 января
15 января —
18 января
Лекции по современной литературе
Вы можете самостоятельно построить свой образовательный маршрут из предложенных лекций.
7 января — 21 января
7 января — 21 января
Встречи
Весь месяц вас ждут встречи с филологами, литературоведами, лингвистами и публицистами.
7 января — 14 января
7 января — 14 января
Мастер-классы
Практические занятия от специалистов в области редакторского, издательского, писательского и читательского дела.
19 января — 22 января
19 января — 22 января
Литературный проект
Вам предстоит погружение в область новых медиа, исследование мира современной литературы и тесное сотрудничество с издательством «Самокат», интернет-порталом «Мел» и секцией «Литература и чтение» Международного Петербургского культурного форума.
24 января
24 января
Публичная защита проектов
Команда экспертов:
Мария Орлова, Сергей Модестов, Юлия Никитина, Надежда Папудогло
25 января
25 января
Большая дискуссия
Финальный этап работы над сочинением — пресс-конференция с авторами лучших текстов, написанных на январской программе. Вы почувствуете себя настоящим писателем, представляющим свое произведение на публике, ответите на каверзные вопросы и выскажете свою авторскую позицию.
25 января
25 января
Закрытие программы. Послесловие
Система оценивания
Способ оценки — система накопительных баллов.
Для успешного прохождения программы необходимо набрать более 60 баллов.
Модуль
Задание и количество баллов
Текст порождает текст
Сочинение, макс. 20
Кто оценивает: эксперты СПбГУ
Дата выполнения: 18 января
Критерии оценки: смотрите в Canvas

Критический отклик, макс. 15
Кто оценивает: эксперты СПбГУ
Дата выполнения: 22 января

Впечатление от текста Альманах, макс. 5
Кто оценивает: мастер
Дата выполнения: 12 января
Максимальное количество баллов: 40
Проект
Защита проекта
Кто оценивает: Экспертный совет (оценка за защиту проекта идет в зачет каждому)
Дата выполнения: 24 января

Итоговый балл за литературный проект складывается из двух составляющих: соответствие собранных и оформленных материалов техническому заданию и защита проекта.
Примечание: письменные, фото и видеоматериалы высылаются внешним экспертам.
Максимальное количество баллов: 35
Мастерская
Фестиваль мастерских
Кто оценивает: мастер
Дата выполнения: 11 января
Максимальное количество баллов: 10
Задания по выбору
Письмо, макс. 9
Кто оценивает: мастер
Дата выполнения: 16 января

Школа волонтеров чтения, макс. 9
Кто оценивает: мастер
Дата выполнения: 16 января
Максимальное количество баллов: 10 (за выполнение двух заданий на 9 баллов)
Поощрительный балл
Поощрительный балл суммируется из нескольких составляющих:1 балл — сочинение (оценивает экспертный совет)
1 балл — критический отклик (оценивает экспертный совет)
1 балл — защита проекта (оценивает экспертный совет)
1 балл — работа в мастерской (оценивает мастер)
1 балл — работа в проектной группе (оценивает мастер)
1 балл — выполнение двух заданий по выбору на 9 баллов (оценивает мастер)
Максимальное количество баллов: 6
Всего:
0-100
Некоторые книги для чтения
Предыдущая программа
В декабре на программе
«Литературное творчество» решали лингвистические задачи и занимались языковыми исследованиями.

Сборник литературных работ НИИЧАВО им. А. и Б. Стругацких

Контакты
8 (800) 100 76 63
lit.sochisirius.ru