25 сентября-13 октября 2020
Образовательная программа
«Драматургия»
Образовательный центр «Сириус»
Театральная осень
Этой осенью мы приглашаем вас открыть новый литературно-театральный сезон. Вас ожидает увлекательное путешествие в мир драматургии, в течение которого вы познакомитесь со знаковыми пьесами мировой литературы, выступите в качестве сценаристов, режиссеров и актеров, создавая настоящий спектакль, а также окунетесь в атмосферу свободного творчества на мастерских «текстов новой природы».
Лекторы
Екатерина Тенютина
Заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук, заместитель директора академической гимназии № 56 Санкт-Петербурга.
Джанзала Абдуллаева
Учитель высшей категории, Почетный работник общего образования РФ, кандидат филологических наук, победитель конкурсного отбора учителей Приоритетного национального проекта «Образование», заместитель председателя жюри регионального этапа Всероссийского конкурса сочинений.
Андрей Жвалевский и
Евгения Пастернак
Писатели, лауреаты премий «Алые паруса», «Заветная мечта», Алиса и Книгуру.
Мария Черняк
Доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы РГПУ им. А. И. Герцена.
Ольга Клишова
Учитель высшей категории, победитель конкурсного отбора учителей Приоритетного национального проекта «Образование», член жюри регионального этапа Всероссийского конкурса сочинений.
Виктор Николаев
Художественный руководитель творческой лаборатории «Ювента», режиссер, композитор, почетный работник высшего профессионального образования.
Полный список преподавателей можно увидеть здесь.
67
сочинений
Авторские тексты и ответы на проблемные вопросы по пьесам семинаров
4
спектакля
Известные русские народные пословицы, переведенные на язык сцены
8
мастерских
Четыре дня практики и новых знаний в мастерских «текстов новой природы»
10
часов лекций
Встречи с известными писателями, филологами, литературоведами и лингвистами
Маршрут программы
25 сентября
25 сентября
Открытие НИИЧАВО
25 сентября —
1 октября
25 сентября —
1 октября
Сочинение
Этой осенью вас ждет серьезная работа на основе драматургических текстов — написание сочинения. Для этого вам нужно придумать тему, посетить семинарские занятия, принять участие в мастер-классах, посмотреть художественные и документальные фильмы, найти и проанализировать дополнительные источники, получить консультации преподавателей, собрать свою «копилку черновиков» и ответить на проблемные вопросы по пьесе семинара. Лучшие сочинения будут опубликованы в Альманахе — сборнике гордости и радости программы «Литературное творчество».
2 октября —
7 октября
2 октября —
7 октября
Театральный проект
Вам предстоит перевести на язык сцены одну из известных русских народных пословиц и составить собственное сценическое высказывание, исходя из смысловых и метафорических характеристик выбранной фразы. Модуль закончится красивым театральным фестивалем, на котором каждая команда выступит со своим спектаклем.
8 октября — 12 октября
8 октября — 12 октября
Мастерские «текстов новой природы»
В завершающем модуле программы вы погрузитесь в понятие «тексты новой природы», на пять дней окунетесь в работу одной из восьми мастерских и создадите фестивальный проект.
25 сентября — 13 октября
25 сентября — 13 октября
События
Весь месяц вас ждут литературные игры, мастер-классы, лекции и встречи с филологами, режиссерами, лингвистами, публицистами, известными деятелями культуры и искусства.
13 октября
13 октября
Закрытие программы. Послесловие
Подробнее о содержании программы
Ниже много важных и полезных слов, чтобы вы понимали, с чем вам придется работать и как ориентироваться в модулях программы.
Сочинение
Координатор модуля — Екатерина Тенютина

Этапы работы над сочинением
1. Выбор темы сочинения — 2 дня;
2. Посещение семинарских занятий, лекций и мастер-классов, сбор материала и написание первой версии текста — 3 дня;
3. Получение «обратной связи» и консультации семинариста, анализ критики, внесение изменений — 3 дня;
4. Размещение итоговой версии текста в сети программы.
Объем сочинения до 2500 знаков с пробелами, критерии проверки и оценки смотрите в системе Canvas.


Семинары по жанровым и художественным особенностям драматургического текста
1. Наталья Ивановна Нетеса, семинар по пьесе А.Н. Островского «Снегурочка» (Литература 1)
«Если вы хотите знать, что такое Островский, читайте внимательно «Снегурочку», — писал отечественный театральный критик Александр Кугель. Почему же именно «Снегурочку»? В чём особенность сказки-драмы, которую сам автор назвал «весенней»? Какую роль в замысле пьесы играет музыка? Как в сказке-пьесе сочетаются реальное и фантастическое? Почему так разнообразна и противоречива критика в адрес произведения? Какова театральная судьба пьесы?
На эти и другие вопросы вы сможете найти ответы, вдумчиво читая пьесу и обсуждая ее в семинарской группе. Следя за развитием добрых и справедливых законов Берендеева царства, сопоставляя пьесу и ее сценические трактовки, вы разгадаете множество загадок и создадите свои тексты о «Снегурочке».

2. Татьяна Евгеньевна Мельникова, семинар по пьесе М. Метерлинка «Синяя птица» (Литература 2)
«...в самой погоне за счастьем, улетающим, когда за ним гонятся, есть много чудесного, изумительного, праздничного, увлекательного», — писал А. Блок. Что такое счастье? Как его добиться? Как оставаться счастливым?
Этими вопросами более ста лет задаются читатели и зрители пьесы Мориса Метерлинка «Синяя птица». Образ чудесной птицы давно стал символическим, но это не значит, что в нем нельзя открыть ничего нового. Постигая суть вещей вместе с героями Метерлинка, можно по-другому увидеть мир. Открытиями в понимании смысла философской сказки вы поделитесь друг с другом, обсуждая пьесу и решая очень непростые драматургические и жизненные проблемы.

3. Ольга Геннадьевна Клишова, семинар по пьесе К. Гоцци «Король-олень» (Литература 3)
«Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам бог любимой быть другим…», — писал А. С. Пушкин, прославляя любовь настоящую, любовь, лишенную эгоизма и жестокости, призванную созидать, а не разрушать. А существует ли на свете такая любовь? Вечна ли она, как вечна бессмертная человеческая душа? Как за переменчивой телесной оболочкой увидеть настоящую душу и потом не обращать внимания на оболочку? Как отличить истинную красоту от ее жалкого подобия? Правда ли, что внутренняя красота важнее внешней и что без первой вторая меркнет? Сколько сложных и важных вопросов…
На них вы будете искать ответы, анализируя текст очень непростой и очень театральной сказки-фьябы «Король-олень», написанной знаменитым итальянским драматургом Карло Гоцци. В ней в прекрасное тело прекрасного душой короля Дерамо вселяется черная душа его министра Тартальи. А душа короля оказывается сначала в оболочке оленя, а потом — старого безобразного нищего. Эта фьяба об олене? Или о Тарталье? Или о черной зависти? Или о настоящей любви? Разобравшись в метаморфозах, вам предстоит создать авторские тексты, доказывая неустаревающее утверждение Роберта Рождественского о том, что «всё начинается с любви»...

4. Джанзала Бунятовна Абдуллаева, семинар по пьесе Б. Шоу «Пигмалион» (Литература 4)
«…каждая моя пьеса была камнем, который я бросал в окна викторианского благополучия…», — говорил Бернард Шоу. И «Пигмалион» не исключение. Миф о Галатее и Пигмалионе: предшественники и последователи Шоу. Как связаны древнегреческий миф и пьеса английского драматурга ХХ века? Художник и его творение: как в произведении отражен вечный мотив мировой литературы? Можно ли считать историю преображения простой цветочницы в герцогиню историей Золушки? «Роман-фантазия в пяти действиях» или «сентиментальный роман в пяти актах»: как определить жанр пьесы «Пигмалион»? От первой постановки в 1913 году до современных интерпретаций пьесы: какова сценическая судьба «Пигмалиона»?
Об этом вам предстоит поговорить, перечитывая пьесу Б. Шоу «Пигмалион», анализируя текст, размышляя над природой драматического произведения, наблюдая за приемами создания художественных образов, сопоставляя интерпретации известного мифа в разных видах искусства.

5. Елена Ильинична Степанова, семинар по пьесе Е. Шварца «Обыкновенное чудо» (Литература 5)
«Сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь», — говорил Евгений Шварц. Может ли сказка стать частью повседневной жизни? Что такое чудо и что (или кто) способен его творить? Какими «инструментами» создает писатель свое волшебство? Как «прочитал» сказку Шварца режиссер Марк Захаров?
Эти вопросы неизбежно возникнут, когда вы будете анализировать и обсуждать пьесу и ее кинематографическую версию. А еще — когда будете создавать авторские тексты, проникая в сказочный мир Евгения Шварца.


Лекции и мастер-классы Е. Д. Тенютиной
26 и 28 сентября, Лекция-путешествие «От Ромула до наших дней» (история драматургии)
На лекции вам предстоит совершить увлекательное путешествие «сквозь даль времен», знакомясь с историей драматургии. «Путешествие» начнется в Древней Греции и Древнем Риме, продолжится в странах Востока… Затем вы «направитесь» в Европу: на встречу с Лопе де Вега и Шекспиром, потом — на встречу с Гёте и Шиллером. Маршрут «путешествия» проложен и в Россию, подарившую миру драматургию Пушкина, Грибоедова, Гоголя, Островского. И снова — в Европу… И снова в Россию — к Чехову. Так шаг за шагом вы окажетесь в реалиях сегодняшнего дня: узнаете о характере, особенностях и «географии» современной драматургии.

30 сентября, Мастер-класс «Эссе – (не)свободный жанр»
Мастер-класс посвящен одному из самых непростых прозаических жанров — жанру эссе. К сожалению, «эссе» часто называют все то, чему не могут подобрать жанрового определения. Насколько свободен этот жанр? Каковы его особенности, черты, признаки? Каковы типичные ошибки, совершаемые пишущим? И как их преодолеть? Эти вопросы будут в центре внимания на мастер-классе. Материалом для анализа станут эссе известных отечественных писателей и публицистов, а также лучшие тексты стажеров направления «Литературное творчество», опубликованные в Альманахе. Вы будете не только анализировать чужие тексты, но и попробуете создать ФРАГМЕНТ ЭССЕ или СКИТЦЕ — короткий текст в жанре эссе.
Театральный проект
Координаторы модуля — Виктор Николаев, Мария Черняк

В этот раз в модуле «Театральный проект» в качестве материала для текстовой и постановочной работы используются русские народные пословицы. Каждой команде необходимо составить сценическое высказывание — самостоятельный спектакль, исходя из смысловых и метафорических характеристик выбранной пословицы. На протяжении модуля работают три лаборатории:
1. «Творческая лаборатория драматургии» (руководители А. В. Жвалевский, Е. Б. Пастернак)
2. «Творческая лаборатория жанра» (руководитель М. А. Черняк)
3. «Творческая лаборатория действия» (руководитель В. И. Николаев)

Список тем (пословица для командной работы выбирается жеребьевкой):

1. Сам заварил кашу — сам ее и расхлебывай.
2. Как аукнется, так и откликнется.
3. Дорога ложка к обеду.
4. Нечего на зеркало пенять, коль рожа крива.



Техническое задание (жанр постановки определяется жеребьевкой)
1. Задача: разработать сценарий и представить на сцене визуализацию выбранной поговорки в жанре комедия масок:
1). Ознакомиться с классическими комедийными текстами и выстроить потенциальный диалог с современным зрителем;
2). Изучить специфику выбранного жанра;
3). Проанализировать смысловое значение поговорки, спроектировать маски современных образов и создать сценарий комедии масок;
4). Овладев азами актерского мастерства и режиссуры, представить на сцене самостоятельно созданный группой спектакль.

2. Задача: разработать сценарий и представить на сцене визуализацию выбранной поговорки в жанре водевиль:
1). Ознакомиться с текстами классических водевилей выстроить потенциальный диалог с современным зрителем;
2). Изучить специфику выбранного жанра;
3). Проанализировать смысловое значение поговорки, спроектировать музыкальные и текстовые составляющие спектакля и создать сценарий водевиля;
4). Овладев азами актерского мастерства и режиссуры, представить на сцене самостоятельно созданный группой спектакль.

3. Задача: разработать сценарий и представить на сцене визуализацию выбранной поговорки в жанре пародия:
1). Ознакомиться с текстами популярных пародий и выстроить потенциальный диалог с современным зрителем;
2). Изучить специфику выбранного жанра;
3). Проанализировать смысловое значение поговорки, спроектировать клише и стереотипы — пародийные составляющие спектакля и создать сценарий пародии;
4). Овладев азами актерского мастерства и режиссуры, представить на сцене самостоятельно созданный группой спектакль.

4. Задача: разработать сценарий и представить на сцене визуализацию выбранной поговорки в жанре феерия:
1). Ознакомиться с текстами популярных феерий и выстроить потенциальный диалог с современным зрителем;
2). Изучить специфику выбранного жанра;
3). Проанализировать смысловое значение поговорки, спроектировать фантастические и зрелищные составляющие спектакля и создать сценарий феерии;
4). Овладев азами актерского мастерства и режиссуры, представить на сцене самостоятельно созданный группой спектакль.
Мастерские «текстов новой природы»
В финальном модуле программы мы приглашаем вас вступить в пространство свободного творчества и текстовых метаморфоз. Для вас откроют двери восемь мастерских, в которых вы узнаете о том, что такое «тексты новой природы», научитесь создавать их, а также представите результат вашей работы на ярком и захватывающем событии — Фестивале мастерских.

Вы сможете выбрать одну из предложенных мастерских:
Валентина Полякова, «Книга, камера, мотор!»
Валерия Жданова, «Пространство искусства»
Егор Кудряшов, «Мастерская графических историй»
Татьяна Левинсон , «SMM»
Дарья Свитайло, «Мастерская зинмейкинга: автопортрет»
Елизавета Фетюкова, «Слайды. Тексты. Два шрифта»
Анастасия Василевская, «Говорить нельзя показывать»
Валентина Браташ, «ИЗОтекст: рисуем текст от букв до звуков»

Подробнее о содержании и программах мастерских смотрите здесь.

События
Жизнь на программе «Литературное творчество» насыщенная и многогранная: вам предстоит не только много писать и читать, но и активно общаться, посещать мероприятия, встречаться с гостями «Сириуса» и исследовать разные культурные области. Ниже мы выделили несколько событий профильной программы, на которые вам точно стоит обратить внимание.

1. Открытие НИИЧАВО. Знакомство
Долгожданная встреча и знакомство с педагогами и участниками программы.

2. Игра «Что? Где? Когда?»
Литературно-лингвистическая версия всеми любимой интеллектуальной игры.

3. Лекция Екатерины Тенютиной «Голый король» и его «новое платье»
Прозаический и драматический текст… Что их роднит? Чем они принципиально различаются? Как трансформируется текст одного автора под пером другого? Это и многое другое вам предстоит узнать, сравнивая сказку Х. К. Андерсена «Новое платье короля» и пьесу Е. Шварца «Голый король».

4. Open-space
Как классические тексты прорастают в тексты современные, и являются ли эти современные тексты в таком случае самостоятельными произведениями? Можно ли жить как «нормальный» человек и писать при этом гениальные стихи? Или же жизнь и творчество поэта — неразделимы?
Вы сможете присоединиться к обсуждению этих и многих других спорных литературных вопросов на Open space — открытой дискуссии, где мы с вниманием относимся к мнению каждого.

5. Закрытие НИИЧАВО. Послесловие
Подведение итогов программы, обмен теплыми словами и привезенными вами книгами.



ЗАДАНИЯ
Для успешного освоения программы вам необходимо выполнить пять заданий и набрать более 60 баллов.
Способ оценки — система накопительных баллов, максимальный возможный балл —100. Критерии проверки можно найти в электронной системе Canvas.

Сочинение
Срок сдачи — 1 октября
Макс. — 30 баллов
Впечатление от текста Альманаха
(задание на выбор)
Срок сдачи — 6 октября
Макс. — 5 баллов
Впечатление о «Сириусе» глазами...
(задание на выбор)
Срок сдачи — 6 октября
Макс. — 5 баллов
Театральный проект
Срок сдачи — 7 октября
Макс. — 30 баллов
Письмо
Срок сдачи — 10 октября
Макс. — 10 баллов
Мастерская
Срок сдачи — 12 октября
Макс. — 25 баллов
Некоторые книги для чтения
Предыдущая программа
В августе на программе «Литературное творчество» проходили Игры в бисер: участники погружались в осмысление пяти символов, посещая семинары, мастерские и создавая литературный квест.

Сборник литературных работ НИИЧАВО им. А. и Б. Стругацких

Контакты
8 (800) 100 76 63
lit.sochisirius.ru