ПРИВЕТСТВУЕМ ВАС НА «ИГРАХ В БИСЕР 2020»!

«Таким образом, наша Игра стеклянных бус есть игра со всеми смыслами и ценностями нашей культуры <…. >. Всем, что в свои творческие эпохи человечество создало в сфере познания, высоких мыслей, искусства, всем, что в последующие столетия было закреплено в научных понятиях и стало, в результате, общим интеллектуальным достоянием, — всем этим неимоверно богатым духовным материалом мастер Игры владеет, как органист своим органом, и орган этот обладает почти непредставимым совершенством, его клавиатура и педали воспроизводят весь духовный мир, его регистры почти неисчислимы, теоретически на таком инструменте можно проиграть все духовное содержание вселенной».


МАСТЕРСКИЕ
ТЕКСТОВ НОВОЙ ПРИРОДЫ
В самом начале программы вы познакомитесь с понятием «тексты новой природы», на четыре дня окунетесь в работу мастерских и создадите свои проекты, которые представите на Фестивале мастерских.

Какие мастерские?
Разобраться в текстах новой природы вам помогут девять мастерских, одну из которых необходимо выбрать:

Сергей Модестов, «Игротехника»
Мария Горбатова, «Говорим и показываем»
Валентина Полякова,«Расширяя реальность. Новые медиа»
Глеб Чэн, «Текст 2.0»
Валерия Жданова, «Пространство искусства»
Софья Манухина, «Пиши, снимай»
Галина Лола, «Время и текст: дизайн календаря»
Марина Сыромятникова, «Вижу слово: мастерская визуальной метафоры»
Александра Семашко, «Просто о сложном: инфографика»

Подробнее о содержании мастерских можно узнать здесь.

АВТОРСКИЙ ТЕКСТ
Одним из ключевых этапов программы «Homo legens» является написание авторского текста. Вам предстоит посетить литературные семинары, каждый из которых посвящен одному из символов Игры, вдохновиться различными культурными источниками, связанными с этим символом, и на основе этого создать собственный текст. Наиболее удачные работы будут опубликованы в Альманахе Литературного творчества.

Подробнее о текстах
Каждый участник программы пишет авторский текст в свободном жанре, посещает занятия с участием руководителя семинара и редактора, слушает лекции общекультурного и гуманитарного характера, находит и анализирует дополнительные источники, смотрит художественные и документальные фильмы, получает консультации специалистов и редакторов, работающих на текстовом модуле программы.
Цель процесса — написать авторский текст объемом от 7 000 до 15 000 знаков.

Критерии оценивания авторского текста:
  1. Соответствие жанру. Начинающие авторы выбирают жанр самостоятельно, в котором будут творить, и несут за свой выбор полную ответственность. Это значит, что за стихи не нужно выдавать набор лозунгов, в рассказе должно что-то происходить, в сказке неизбежно столкновение с чудесным, а эссе не стоит писать в стихах.
  2. Язык. Язык художественной литературы и литературный язык — разные вещи. Первый неизмеримо богаче второго. В этом смысле задача критиков кажется более простой: от них требуется писать грамотно, связно, понятно, убедительно. Задача автора художественного произведения — выбирать языковые средства, которые максимально соответствуют художественной идее.
  3. Цельность произведения. В этот критерий входит умение выстраивать композицию своего произведения так, чтобы оно было полноценным законченным высказыванием, части которого соотносятся друг с другом по принципу необходимости и достаточности.
  4. Оригинальность. В стихах мы приветствуем свежесть поэтического взгляда, в прозе — полнокровность образов и искусство вымысла, в критике — тонкость и самостоятельность анализа.
Каждый текст проверяется на плагиат!
Поэтому, пожалуйста, создавайте именно авторские тексты, не забывайте корректно цитировать источники и приводите чужие высказывания только в поддержку собственных аргументов.

Подробности можно узнать в электронной системе Canvas.
Литературные семинары
Семинары предполагают изучение художественных и публицистических текстов, посвященных образам разных городов в литературе, культуре и искусстве. Семинары помогают понять особенности критического эссе и сочинения, поэтического и прозаического текста, а также формируют навыки исследовательской работы, помогают в освоении редакторской и корректорской деятельности. Логика семинаров выстроена по принципу совместной работы пары «Руководитель семинара + Редактор».

Список символов и ведущие семинаров:
Л1. Символ САД. Руководитель семинара: Кучина Татьяна Геннадьевна, редактор: Колесниченко Анастасия
Л2. Символ ДЕРЕВО. Руководитель семинара: Абдуллаева Джанзала Бунятовна, редактор: Жданова Валерия
Л3. Символ ЛЕСТНИЦА. Руководитель семинара: Тенютина Екатерина Дмитриевна, редактор: Страдымова Мария
Л4. Символ ЯБЛОКО. Руководитель семинара: Галактионова Татьяна Гелиевна, редактор: Цапюк Иван
Л5. Символ ЕДА. Руководитель семинара: Клишова Ольга Геннадьевна, редактор: Ковалев Борис


ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЕКТ
В третий раз ежегодные кастальские игры пройдут в последний месяц лета. Магистры, мастера и стажеры в течение 17 дней будут искать отражения определенного символа в литературе, музыке, живописи, кинематографе и других культурных сферах, чтобы создать собственную Игру в бисер.
Легенда
«Они [игры]проходят под руководством небольшого числа превосходных мастеров, возглавляемых в каждой стране так называемым Magister Ludi, мастером Игры, при благоговейной сосредоточенности приглашенных и напряженном внимании слушателей со всех концов мира…».

В этом году Magister Ludi предложил стажерам пять символов, которые будут лежать в основе создаваемых ими Игр: Сад, Лестницу, Дерево, Еду, Яблоко.

Каждый символ имеет множество нитей, связывающих его с различными областями знания и искусства, мы можем увидеть отражения этих символов в самых разных культурных феноменах, окружающих нас.

Многообразие связей символа с произведениями литературы, музыки, изобразительного и кинематографического искусства и возможность его неоднозначной интерпретации формируют определенный концепт, то есть круг его понимания и проявления в культуре.

«…язык знаков и грамматика Игры представляют собой некую разновидность высокоразвитого тайного языка, в котором участвуют самые разные науки и искусства <…> и который способен выразить и соотнести содержание и выводы чуть ли не всех наук».

Стажерам Игры предстоит связать все нити в единую тонкую паутину, поймать все отражения и соединить их в общее полотно — используя тайный язык, создать свою Игру в бисер, которая сможет показать назначенный им символ как концепт.

Добро пожаловать в Касталию — и пусть погружение в ее миры будет для вас увлекательным и незабываемым!



Что нужно делать?
В этом году «Игра в бисер» воплотится в форме литературного квеста. Задача команды – создать законченное художественное произведение объемом 15 000 знаков. Выбор жанра (рассказ, поэма, пьеса, цикл миниатюр, объединенных замыслом) – на усмотрение авторов. Произведение должно представлять собой квест, в тексте которого зашифровано 7 слов (служебными словами и знаками препинания можно пользоваться, но они не считаются), из которых можно составить фразу (афоризм, слоган, тезис), так или иначе связанную с ключевым понятием-метафорой. Задача игроков-читателей – восстановить зашифрованную фразу как можно точнее.

К фразе ведет ряд подсказок (по числу слов). Обязательны подсказки, ведущие:

- в интернет-пространство;

- в физическое пространство «Сириуса»;

- к конкретному человеку, с которым можно связаться для получения информации;

- к конкретной доступной книге.

Остальные подсказки – на усмотрение авторов.

Задача команд, которые будут разгадывать квест, заключается в том, чтобы установить зашифрованную фразу и произнести ее как можно точнее.

Временной период: проведение одного литературного квеста занимает 2-3 часа.

Рекомендации: важно, чтобы участники квеста прочувствовали, изобразили, исследовали, поняли и осмыслили символ как концепт.

Критерии качества квеста:

- самостоятельная ценность литературного произведения (единство и цельность сюжета, оригинальность, отсутствие ошибок, стилистические достоинства);

- наличие в произведении литературной игры, мистификации;

- качество зашифрованной фразы;

- точность подсказок и объективная возможность их разгадать;

- разнообразие подсказок (не менее четырех указанных выше видов).

Финальной частью квеста является сценическое действие каждой из команд, которое может проводиться в той или иной творческой форме с использованием различных интерактивных и перформативных элементов. Презентация каждой команды должна занимать не более 15 минут. В течение этого времени команда подводит итог прошедшему литературному квесту, а также творческому и текстовому осмыслению того символа, который она представляла.
Также одним из ожидаемых результатов модуля является возможность участников программы связать все квесты и символы, лежащие в их основе, в единую смысловую структуру и способность продемонстрировать эту связь в ходе финальной презентации.


ВСТРЕЧИ И СОБЫТИЯ
В этом августе вас ожидают не только тексты, но и большие события, а также встречи с интересными людьми.
13 августа
13 августа
Филологическая игра «Знаю. Помню. Догадаюсь»
В этой интеллектуальной игре вы сможете проявить себя в качестве настоящего литературоведа, продемонстрировать свои литературные и культурные знания, способность оперативно ориентироваться в них, а также научитесь доверять своей «филологической интуиции».
8-11 августа
8-11 августа
Дискуссионный клуб
На заседаниях дискуссионного клуба у вас будет возможность обсудить актуальные и спорные темы современной литературы.
Вы сможете поразмышлять и поделиться своим мнением по таким вопросам, как: «Шелест страниц или электронная книга?», «Какой быть современной программе по литературе?».
19 августа

19 августа

Гузель Яхина «Сценарные инструменты при написании прозы»
Как известно, сценарий – это литературная основа для создания фильма или спектакля. Однако некоторые методы и инструменты сценария могут быть успешно использованы и при написании прозы – именно об этом расскажет известная российская писательница Гузель Яхина, автор романов «Зулейха открывает глаза» и «Дети мои», лауреат премий «Большая книга» и «Ясная поляна».
22 августа

22 августа

Большая дискуссия
Большая дискуссия — это заключительный этап работы с текстом, на котором авторы представляют ключевые идеи сочинений, цитаты из своих работ, а слушатели задают вопросы по предложенным для дискуссии текстам. Это событие — уникальная возможность как для спикеров, так и для слушателей на своем опыте прочувствовать, как работает вечный треугольник «автор — текст — читатель».


ЗАДАНИЯ
В августе для успешного освоения программы вам необходимо выполнить шесть заданий и набрать более 60 баллов.
Способ оценки — система накопительных баллов, максимальный возможный балл —100. Критерии проверки можно найти в электронной системе Canvas.

Авторский текст
Срок сдачи — 11 августа
Макс. — 30 баллов
Онлайн-курс
«Школы волонтеров чтения»
Срок сдачи — 13 августа
Макс. — 5 баллов
Мастерская
Срок сдачи — 17 августа
Макс. — 15 баллов
Критический отклик
Срок сдачи — 17 августа
Макс. — 15 баллов
Письмо
Срок сдачи — 19 августа
Макс. — 10 баллов
Литературный проект
«Игра в бисер»
Срок сдачи — 21 августа
Макс. — 25 баллов

Источники вдохновения
Литература 1. Символ «Сад»
Литературные источники:

1. Хорхе Луис Борхес «Сад расходящихся тропок»

2. Антон Чехов «Вишневый сад»

3. Алексей Слаповский «Мой вишневый садик»

4. Александр Куприн «Детский сад»

5. Евгений Водолазкин «Детский сад»

6. Стихи:

Борис Пастернак «Гефсиманский сад», «Плачущий сад», «Зеркало», «Девочка»,

«Сирень».

Владимир Соколов «Весь в белых перьях сад…»

Алексей Цветков «Опыт конца света»

Белла Ахмадулина «Сад»

Олег Чухонцев «Без хозяина сад заглох»

Сергей Гандлевский «Детский ад на старинной картинке…»

Визуальные материалы:

Сергей Овчаров. Кинофильм «Сад» (2008)

Литература 2. Символ «Дерево»
Литературные источники:

1. Роберт Янг «Срубить дерево»

2. Анджела Нанетти «Мой дедушка был вишней»

3. Ю. О'Нил. Любовь под вязами

4. Стихотворения М.Ю. Лермонтова, А. Фета. С. Есенина и др.

Визуальные материалы:

1. Спектакль Большого театра кукол «Мой дедушка был вишней» (режиссер Иван

Пачин. URL: https://www.culture.ru/movies/4306/moi-dedushka-byl-vishnei

2. Джули Бертучелли. Кинофильм «Дерево» (2010).

Литература 3. Символ «Лестница»
Литературные источники:

1. Ф. М. Достоевский, «Преступление и наказание»

2. Вера Бирон, «Петербург Достоевского». Л.: Товарищество «Свеча», 1991

3. Марина Цветаева, «Поэма лестницы»

4. Александр Житинский, «Лестница» (повесть)

5. Леонид Енгибаров, «Лестница» (новелла)

6. Бел Кауфман, «Вверх по лестнице, ведущей вниз» (роман)

7. Арьен Дейнкер, «Лестница Скарпы» (поэма)

На занятиях будут рассматриваться библейские тексты, мифы, произведения фольклора и стихотворения поэтов Серебряного века.

Визуальные материалы:

1. Лев Кулиджанов. Кинофильм «Преступление и наказание» (1969)

2. Творчество Маурица Эшера (картины «Дом лестниц». «Относительность».

«Водопад» и другие).

3. Кристофер Нолан. Кинофильм «Начало» (2010)

3. Ознакомиться со статьями:

Культурный код: дом Эшера. URL: http://www.vokrugsveta.ru/article/316200/

Оптические иллюзии и невозможные гравюры Маурица Эшера. URL:

https://cameralabs.org/12061-onlajn-arkhiv-opticheskie-illyuzii-i-nevozmozhnyegravyury-mauritsa-eshera
Литература 4. Символ «Яблоко»
Литературные источники:

1. И. Бунин «Антоновские яблоки»

2. Е Замятин «Русь», «Ловец человеков»

3. Лирика С. Есенина, М. Цветаевой, О. Мандельштама, Ю. Казарина

4. Г. Уэллс «Яблоко»

5. «Сказка о молодце-удальце, молодильных яблоках и живой воде»

6. А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

7. И. Шмелев «Яблочный спас»

Литература 5. Символ «Еда»
Литературные источники:

1. Н. В. Гоголь «Мертвые души», «Старосветские помещики»

2. Э. Золя «Чрево Парижа»

3. А.П. Чехов «Сирена», «О бренности»

4. И.С Шмелев «Рождество в Москве»

5. А. Аверченко «Индейка с каштанами», «Широкая масленица», «Блины Доди»

6. Т.Н. Толстая «Студень»

Визуальные материалы:

1. Райен Мёрфи. Кинофильм «Ешь, молись, люби» (2010)

2. Скотт Хикс. Кинофильм «Вкус жизни» (2007)

3. ARTотека еды. URL: http://www.art-eda.info/

4. Живопись:

Франк Мосс Бенетт. Ростбиф старой Англии

Франс Снейдерс. Кухарка с продуктами

Борис Кустодиев. Купчиха за чаем

Борис Федотов. Завтрак аристократа

Клод Моне. Завтрак на траве.

ПРЕДЫДУЩАЯ ПРОГРАММА
В марте на программе «Литературное творчество» переосмысливали тексты классической литературы: проводили филологические исследования, писали сочинения, разрабатывали волонтерские проекты и искали новые точки зрения на знакомые произведения в мастерских «текстов новой природы».

Сборник литературных работ НИИЧАВО им. А. и Б. Стругацких