5—28 ИЮНЯ 2021
Образовательная программа
«Драматургия»
Образовательный центр «Сириус»
Июнь под знаком театра
В первый месяц лета мы приглашаем вас открыть новый литературно-театральный сезон. Вас ждет путешествие в мир драматургии, в течение которого вы познакомитесь со знаковыми пьесами мировой литературы, создадите собственный спектакль, а также окунетесь в атмосферу литературного творчества в мастерских «текстов новой природы».
Лекторы
Екатерина Тенютина
Заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук, заместитель директора академической гимназии № 56 Санкт-Петербурга.
Джанзала Абдуллаева
Учитель высшей категории, Почетный работник общего образования РФ, кандидат филологических наук, победитель конкурсного отбора учителей Приоритетного национального проекта «Образование», заместитель председателя жюри регионального этапа Всероссийского конкурса сочинений.
Анна Игнатова
Детский писатель, педагог, член Союза писателей Санкт-Петербурга, член литсовета Международной литературной премии им. В. П. Крапивина.
Мария Черняк
Доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы РГПУ им. А. И. Герцена.
Ольга Клишова
Учитель высшей категории, победитель конкурсного отбора учителей Приоритетного национального проекта «Образование», член жюри регионального этапа Всероссийского конкурса сочинений.
Виктор Николаев
Художественный руководитель творческой лаборатории «Ювента», режиссер, композитор, почетный работник высшего профессионального образования.
Полный список преподавателей можно увидеть здесь.
68
сочинений
Авторские тексты и ответы на проблемные вопросы по пьесам семинаров
4
спектакля
Известные русские народные пословицы, переведенные на язык сцены
6
мастерских
Четыре дня практики и новых знаний в мастерских «текстов новой природы»
26
часов лекций
Встречи с известными писателями, филологами, литературоведами и лингвистами
Маршрут программы
5 июня
5 июня
Открытие НИИЧАВО
7 июня —
13 июня
7 июня —
13 июня
Вам предстоит перевести на язык сцены одну из известных русских народных пословиц и составить собственное сценическое высказывание, исходя из смысловых и метафорических характеристик выбранной фразы. Модуль закончится красивым театральным фестивалем, на котором каждая команда выступит со своим спектаклем.
14 июня —
20 июня
14 июня —
20 июня
Этим летом вас ждет серьезная работа на основе драматургических текстов — написание сочинения. Для этого вам нужно придумать тему, посетить семинарские занятия, принять участие в мастер-классах, посмотреть художественные и документальные фильмы, найти и проанализировать дополнительные источники, получить консультации преподавателей, собрать свою «копилку черновиков» и ответить на проблемные вопросы по пьесе семинара. Лучшие сочинения будут опубликованы в Альманахе — сборнике гордости и радости программы «Литературное творчество».
21 июня — 27 июня
21 июня — 27 июня
В завершающем модуле программы вы погрузитесь в понятие «тексты новой природы», приняв участие в работе одной из шести мастерских.
5 июня — 28 июня
5 июня — 28 июня
Весь месяц вас ждут литературные игры, мастер-классы, лекции и встречи с филологами, режиссерами, лингвистами, публицистами, известными деятелями культуры и искусства.
28 июня
28 июня
Закрытие программы. Послесловие
Подробнее о содержании программы
Ниже много важных и полезных слов, чтобы вы понимали, с чем вам придется работать и как ориентироваться в модулях программы.
Театральный фестиваль
Координаторы модуля — Виктор Николаев, Мария Черняк

В этот раз в модуле «Театральный проект» в качестве материала для текстовой и постановочной работы используются русские народные пословицы. Каждой команде необходимо составить сценическое высказывание — самостоятельный спектакль, исходя из смысловых и метафорических характеристик выбранной пословицы. На протяжении модуля работают три лаборатории:
1. «Творческая лаборатория драматургии» (руководители А.С. Игнатова, А.Д. Петрова)
2. «Творческая лаборатория жанра» (руководитель М.А. Черняк)
3. «Творческая лаборатория действия» (руководитель В.И. Николаев)

Список тем (пословица для командной работы выбирается жеребьевкой):

1. У семи нянек дитя без глазу.
2. Нет худа без добра.
3. Дурная голова ногам покоя не дает.
4. В тихом омуте черти водятся.

Техническое задание (жанр постановки определяется жеребьевкой)
1. Задача: разработать сценарий и представить на сцене визуализацию выбранной поговорки в жанре комедия масок:
1). Ознакомиться с классическими комедийными текстами и выстроить потенциальный диалог с современным зрителем;
2). Изучить специфику выбранного жанра;
3). Проанализировать смысловое значение поговорки, спроектировать маски современных образов и создать сценарий комедии масок;
4). Овладев азами актерского мастерства и режиссуры, представить на сцене самостоятельно созданный группой спектакль.

2. Задача: разработать сценарий и представить на сцене визуализацию выбранной поговорки в жанре водевиль:
1). Ознакомиться с текстами классических водевилей выстроить потенциальный диалог с современным зрителем;
2). Изучить специфику выбранного жанра;
3). Проанализировать смысловое значение поговорки, спроектировать музыкальные и текстовые составляющие спектакля и создать сценарий водевиля;
4). Овладев азами актерского мастерства и режиссуры, представить на сцене самостоятельно созданный группой спектакль.

3. Задача: разработать сценарий и представить на сцене визуализацию выбранной поговорки в жанре пародия:
1). Ознакомиться с текстами популярных пародий и выстроить потенциальный диалог с современным зрителем;
2). Изучить специфику выбранного жанра;
3). Проанализировать смысловое значение поговорки, спроектировать клише и стереотипы — пародийные составляющие спектакля и создать сценарий пародии;
4). Овладев азами актерского мастерства и режиссуры, представить на сцене самостоятельно созданный группой спектакль.

4. Задача: разработать сценарий и представить на сцене визуализацию выбранной поговорки в жанре феерия:
1). Ознакомиться с текстами популярных феерий и выстроить потенциальный диалог с современным зрителем;
2). Изучить специфику выбранного жанра;
3). Проанализировать смысловое значение поговорки, спроектировать фантастические и зрелищные составляющие спектакля и создать сценарий феерии;
4). Овладев азами актерского мастерства и режиссуры, представить на сцене самостоятельно созданный группой спектакль.
Сочинение
Координатор модуля — Екатерина Тенютина

Этапы работы над сочинением
1. Выбор темы сочинения — 2 дня;
2. Посещение семинарских занятий, лекций и мастер-классов, сбор материала и написание первой версии текста — 3 дня;
3. Получение «обратной связи» и консультации семинариста, анализ критики, внесение изменений — 3 дня;
4. Размещение итоговой версии текста в сети программы.
Объем сочинения до 2500 знаков с пробелами, критерии проверки и оценки смотрите в системе Canvas.


Семинары по жанровым и художественным особенностям драматургического текста
1. Наталья Ивановна Нетеса, семинар по пьесе А.Н. Островского «Снегурочка»
«Если вы хотите знать, что такое Островский, читайте внимательно «Снегурочку», — писал отечественный театральный критик Александр Кугель. Почему же именно «Снегурочку»? В чём особенность сказки-драмы, которую сам автор назвал «весенней»? Какую роль в замысле пьесы играет музыка? Как в сказке-пьесе сочетаются реальное и фантастическое? Почему так разнообразна и противоречива критика в адрес произведения? Какова театральная судьба пьесы?
На эти и другие вопросы вы сможете найти ответы, вдумчиво читая пьесу и обсуждая ее в семинарской группе. Следя за развитием добрых и справедливых законов Берендеева царства, сопоставляя пьесу и ее сценические трактовки, вы разгадаете множество загадок и создадите свои тексты о «Снегурочке».

2. Татьяна Евгеньевна Мельникова, семинар по пьесе М. Метерлинка «Синяя птица»
«...в самой погоне за счастьем, улетающим, когда за ним гонятся, есть много чудесного, изумительного, праздничного, увлекательного», — писал А. Блок. Что такое счастье? Как его добиться? Как оставаться счастливым?
Этими вопросами более ста лет задаются читатели и зрители пьесы Мориса Метерлинка «Синяя птица». Образ чудесной птицы давно стал символическим, но это не значит, что в нем нельзя открыть ничего нового. Постигая суть вещей вместе с героями Метерлинка, можно по-другому увидеть мир. Открытиями в понимании смысла философской сказки вы поделитесь друг с другом, обсуждая пьесу и решая очень непростые драматургические и жизненные проблемы.

3. Ольга Геннадьевна Клишова, семинар по пьесе К. Гоцци «Король-олень»
«Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам бог любимой быть другим…», — писал А. С. Пушкин, прославляя любовь настоящую, любовь, лишенную эгоизма и жестокости, призванную созидать, а не разрушать. А существует ли на свете такая любовь? Вечна ли она, как вечна бессмертная человеческая душа? Как за переменчивой телесной оболочкой увидеть настоящую душу и потом не обращать внимания на оболочку? Как отличить истинную красоту от ее жалкого подобия? Правда ли, что внутренняя красота важнее внешней и что без первой вторая меркнет? Сколько сложных и важных вопросов…
На них вы будете искать ответы, анализируя текст очень непростой и очень театральной сказки-фьябы «Король-олень», написанной знаменитым итальянским драматургом Карло Гоцци. В ней в прекрасное тело прекрасного душой короля Дерамо вселяется черная душа его министра Тартальи. А душа короля оказывается сначала в оболочке оленя, а потом — старого безобразного нищего. Эта фьяба об олене? Или о Тарталье? Или о черной зависти? Или о настоящей любви? Разобравшись в метаморфозах, вам предстоит создать авторские тексты, доказывая неустаревающее утверждение Роберта Рождественского о том, что «всё начинается с любви»...

4. Джанзала Бунятовна Абдуллаева, семинар по пьесе Б. Шоу «Пигмалион»
«…каждая моя пьеса была камнем, который я бросал в окна викторианского благополучия…», — говорил Бернард Шоу. И «Пигмалион» не исключение. Миф о Галатее и Пигмалионе: предшественники и последователи Шоу. Как связаны древнегреческий миф и пьеса английского драматурга ХХ века? Художник и его творение: как в произведении отражен вечный мотив мировой литературы? Можно ли считать историю преображения простой цветочницы в герцогиню историей Золушки? «Роман-фантазия в пяти действиях» или «сентиментальный роман в пяти актах»: как определить жанр пьесы «Пигмалион»? От первой постановки в 1913 году до современных интерпретаций пьесы: какова сценическая судьба «Пигмалиона»?
Об этом вам предстоит поговорить, перечитывая пьесу Б. Шоу «Пигмалион», анализируя текст, размышляя над природой драматического произведения, наблюдая за приемами создания художественных образов, сопоставляя интерпретации известного мифа в разных видах искусства.

5. Елена Ильинична Степанова, семинар по пьесе Е. Шварца «Обыкновенное чудо»
«Сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь», — говорил Евгений Шварц. Может ли сказка стать частью повседневной жизни? Что такое чудо и что (или кто) способен его творить? Какими «инструментами» создает писатель свое волшебство? Как «прочитал» сказку Шварца режиссер Марк Захаров?
Эти вопросы неизбежно возникнут, когда вы будете анализировать и обсуждать пьесу и ее кинематографическую версию. А еще — когда будете создавать авторские тексты, проникая в сказочный мир Евгения Шварца.


Лекции и мастер-классы Е. Д. Тенютиной
14 июня. Лекция-путешествие «От Ромула до наших дней» (история драматургии)
На лекции вам предстоит совершить увлекательное путешествие «сквозь даль времен», знакомясь с историей драматургии. «Путешествие» начнется в Древней Греции и Древнем Риме, продолжится в странах Востока… Затем вы «направитесь» в Европу: на встречу с Лопе де Вега и Шекспиром, потом — на встречу с Гёте и Шиллером. Маршрут «путешествия» проложен и в Россию, подарившую миру драматургию Пушкина, Грибоедова, Гоголя, Островского. И снова — в Европу… И снова в Россию — к Чехову. Так шаг за шагом вы окажетесь в реалиях сегодняшнего дня: узнаете о характере, особенностях и «географии» современной драматургии.

12, 15 и 19 июня. Серия мастер-классов «Мастерская письма»
В июне стажеров ждут три взаимосвязанных мастер-класса под общим названием «Мастерская письма». Все они будут посвящены различным подходам к созданию авторского текста.

На первом мастер-классе стажеры познакомятся с требованиями к тексту, критериями его оценки, типичными ошибками и способами их преодоления.

На втором мастер-классе стажеры обсудят основной жанр, в котором создается «зачетный» текст, — жанр сочинения, поработают с лучшими образцами сочинений, написанных стажерами прошлых программ. Кроме того, будут рассмотрены вопросы редактирования написанного текста перед его отправкой на проверку.

И, наконец, третий мастер-класс будет посвящен жанру эссе — одному из самых непростых прозаических жанров. К сожалению, термином «эссе» часто называют все те тексты, которым не могут подобрать точного жанрового определения.
Насколько свободен этот жанр? Каковы его особенности, черты, признаки? Каковы типичные ошибки, совершаемые пишущим? И как их преодолеть? Эти вопросы будут в центре внимания участников мастер-класса.
Мастерские «текстов новой природы»
В финальном модуле программы мы приглашаем вас вступить в пространство свободного творчества и текстовых метаморфоз. Для вас откроют двери шесть мастерских, в которых вы узнаете о том, что такое «тексты новой природы», научитесь создавать их, а также представите результат вашей работы на ярком и захватывающем событии — Фестивале мастерских.

Вы сможете выбрать одну из предложенных мастерских:
Валентина Полякова, «Книга, камера, мотор!»
Анна Новикова, Александр Архангельский «Мультимедийная история»
Екатерина Исаева, «Театр теней»
Сергей Модестов , «Игротехника»
Марина Сыромятникова, «Вижу слово»
Дарья Берестнева, «Бумажная история»

Подробнее о содержании и программах мастерских смотрите здесь.

События
Жизнь на программе «Литературное творчество» насыщенная и многогранная: вам предстоит не только много писать и читать, но и активно общаться, посещать мероприятия, встречаться с гостями «Сириуса» и исследовать разные культурные области. Ниже мы выделили несколько событий профильной программы, на которые вам точно стоит обратить внимание.

5 июня
Открытие НИИЧАВО. Знакомство
Долгожданная встреча и знакомство с педагогами и участниками программы.

Игра «Фабрика слов»
Где куются слова? Как добывают буквы? Почему звуки затихли? Загадки раскроются, когда вы окунетесь в мир «Фабрики слов». А кем вам быть в этом городе слов — банкиром или барменом — решать уже вам.

8 июня
Лекция «Основы режиссуры для всех»
В. И. Николаев, художественный руководитель творческой лаборатории «Ювента», расскажет о том, в чем заключается ремесло режиссера, а также поможет вам почувствовать режиссера в себе.

9 июня
Лекция «Современная драматургия для подростков»
М. А. Черняк, доктор филологических наук и специалист в области современной литературы, расскажет о том, что может быть самым интересным и актуальным для вас в мире драматургических текстов.

15 июня
Интеллектуальная игра «Театральный словарь»

Игра, благодаря которой вы начнете ориентироваться в закулисье театральной жизни, основана на материалах книги «Театр: театральный словарь с историями и заданиями» (издательство «Самокат»).

16 июня
Интерактивная лекция Екатерины Тенютиной «Голый король» и его «новое платье»
Прозаический и драматический текст… Что их роднит? Чем они принципиально различаются? Как трансформируется текст одного автора под пером другого? Это и многое другое вам предстоит узнать, сравнивая сказку Х. К. Андерсена «Новое платье короля» и пьесу Е. Шварца «Голый король».

17 июня
Лекция «Драматургия Артура Гиваргизова»
Вас ждет рассказ о замечательном детском писателе Артуре Гиваргизове и о роли драматургии в его творчестве.
Игра «Что? Где? Когда?» Литературно-театральная версия всеми любимой интеллектуальной игры.

22 июня
Просмотр фильма «Женя, Женечка и "катюша"
»
Просмотр и обсуждение классики советского кино — про жизнь, победу и любовь.

28 июня
Закрытие НИИЧАВО. Послесловие
Подведение итогов программы, обмен теплыми словами и привезенными вами книгами.



ЗАДАНИЯ
Для успешного освоения программы вам необходимо выполнить пять заданий и набрать более 60 баллов.
Способ оценки — система накопительных баллов, максимальный возможный балл —100. Критерии проверки можно найти в электронной системе Canvas.

Театральный проект
Срок сдачи — 12 июня
Макс. — 30 баллов
Впечатление от текста Альманаха
(задание на выбор)
Срок сдачи — 9 июня
Макс. — 5 баллов
Впечатление о «Сириусе» глазами...
(задание на выбор)
Срок сдачи — 9 июня
Макс. — 5 баллов
Сочинение
Срок сдачи — 18 июня
Макс. — 30 баллов
Письмо
Срок сдачи — 23 июня
Макс. — 10 баллов
Мастерская
Срок сдачи — 26 июня
Макс. — 25 баллов
Некоторые книги для чтения
Предыдущая программа
В марте на программе «Литературное творчество» изучали и осмысляли классическую литературу, создавая авторские тексты, читательские проекты и занимаясь свободным творчеством в мастерских «текстов новой природы».

Сборник литературных работ НИИЧАВО им. А. и Б. Стругацких

Контакты
8 (800) 100 76 63
lit.sochisirius.ru