Координатор модуля — Екатерина ТенютинаЭтапы работы над сочинением1. Выбор темы сочинения — 2 дня;
2. Посещение семинарских занятий, лекций и мастер-классов, сбор материала и написание первой версии текста — 3 дня;
3. Получение «обратной связи» и консультации семинариста, анализ критики, внесение изменений — 3 дня;
4. Размещение итоговой версии текста в сети программы.
Объем сочинения
до 2500 знаков с пробелами, критерии проверки и оценки смотрите в системе
Canvas.
Семинары по жанровым и художественным особенностям драматургического текста1.
Наталья Ивановна Нетеса, семинар по пьесе А.Н. Островского «Снегурочка» «Если вы хотите знать, что такое Островский, читайте внимательно «Снегурочку», — писал отечественный театральный критик Александр Кугель. Почему же именно «Снегурочку»? В чём особенность сказки-драмы, которую сам автор назвал «весенней»? Какую роль в замысле пьесы играет музыка? Как в сказке-пьесе сочетаются реальное и фантастическое? Почему так разнообразна и противоречива критика в адрес произведения? Какова театральная судьба пьесы?
На эти и другие вопросы вы сможете найти ответы, вдумчиво читая пьесу и обсуждая ее в семинарской группе. Следя за развитием добрых и справедливых законов Берендеева царства, сопоставляя пьесу и ее сценические трактовки, вы разгадаете множество загадок и создадите свои тексты о «Снегурочке».
2.
Татьяна Евгеньевна Мельникова,
семинар по пьесе М. Метерлинка «Синяя птица» «...в самой погоне за счастьем, улетающим, когда за ним гонятся, есть много чудесного, изумительного, праздничного, увлекательного», — писал А. Блок. Что такое счастье? Как его добиться? Как оставаться счастливым?
Этими вопросами более ста лет задаются читатели и зрители пьесы Мориса Метерлинка «Синяя птица». Образ чудесной птицы давно стал символическим, но это не значит, что в нем нельзя открыть ничего нового. Постигая суть вещей вместе с героями Метерлинка, можно по-другому увидеть мир. Открытиями в понимании смысла философской сказки вы поделитесь друг с другом, обсуждая пьесу и решая очень непростые драматургические и жизненные проблемы.
3.
Ольга Геннадьевна Клишова, семинар по пьесе К. Гоцци «Король-олень» «Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам бог любимой быть другим…», — писал А. С. Пушкин, прославляя любовь настоящую, любовь, лишенную эгоизма и жестокости, призванную созидать, а не разрушать. А существует ли на свете такая любовь? Вечна ли она, как вечна бессмертная человеческая душа? Как за переменчивой телесной оболочкой увидеть настоящую душу и потом не обращать внимания на оболочку? Как отличить истинную красоту от ее жалкого подобия? Правда ли, что внутренняя красота важнее внешней и что без первой вторая меркнет? Сколько сложных и важных вопросов…
На них вы будете искать ответы, анализируя текст очень непростой и очень театральной сказки-фьябы «Король-олень», написанной знаменитым итальянским драматургом Карло Гоцци. В ней в прекрасное тело прекрасного душой короля Дерамо вселяется черная душа его министра Тартальи. А душа короля оказывается сначала в оболочке оленя, а потом — старого безобразного нищего. Эта фьяба об олене? Или о Тарталье? Или о черной зависти? Или о настоящей любви? Разобравшись в метаморфозах, вам предстоит создать авторские тексты, доказывая неустаревающее утверждение Роберта Рождественского о том, что «всё начинается с любви»...
4.
Джанзала Бунятовна Абдуллаева, семинар по пьесе Б. Шоу «Пигмалион» «…каждая моя пьеса была камнем, который я бросал в окна викторианского благополучия…», — говорил Бернард Шоу. И «Пигмалион» не исключение. Миф о Галатее и Пигмалионе: предшественники и последователи Шоу. Как связаны древнегреческий миф и пьеса английского драматурга ХХ века? Художник и его творение: как в произведении отражен вечный мотив мировой литературы? Можно ли считать историю преображения простой цветочницы в герцогиню историей Золушки? «Роман-фантазия в пяти действиях» или «сентиментальный роман в пяти актах»: как определить жанр пьесы «Пигмалион»? От первой постановки в 1913 году до современных интерпретаций пьесы: какова сценическая судьба «Пигмалиона»?
Об этом вам предстоит поговорить, перечитывая пьесу Б. Шоу «Пигмалион», анализируя текст, размышляя над природой драматического произведения, наблюдая за приемами создания художественных образов, сопоставляя интерпретации известного мифа в разных видах искусства.
5.
Елена Ильинична Степанова, семинар по пьесе Е. Шварца «Обыкновенное чудо» «Сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь», — говорил Евгений Шварц. Может ли сказка стать частью повседневной жизни? Что такое чудо и что (или кто) способен его творить? Какими «инструментами» создает писатель свое волшебство? Как «прочитал» сказку Шварца режиссер Марк Захаров?
Эти вопросы неизбежно возникнут, когда вы будете анализировать и обсуждать пьесу и ее кинематографическую версию. А еще — когда будете создавать авторские тексты, проникая в сказочный мир Евгения Шварца.
Лекции и мастер-классы Е. Д. Тенютиной14 июня. Лекция-путешествие «От Ромула до наших дней» (история драматургии)На лекции вам предстоит совершить увлекательное путешествие «сквозь даль времен», знакомясь с историей драматургии. «Путешествие» начнется в Древней Греции и Древнем Риме, продолжится в странах Востока… Затем вы «направитесь» в Европу: на встречу с Лопе де Вега и Шекспиром, потом — на встречу с Гёте и Шиллером. Маршрут «путешествия» проложен и в Россию, подарившую миру драматургию Пушкина, Грибоедова, Гоголя, Островского. И снова — в Европу… И снова в Россию — к Чехову. Так шаг за шагом вы окажетесь в реалиях сегодняшнего дня: узнаете о характере, особенностях и «географии» современной драматургии.
12, 15 и 19 июня. Серия мастер-классов «Мастерская письма»В июне стажеров ждут три взаимосвязанных мастер-класса под общим названием «Мастерская письма». Все они будут посвящены различным подходам к созданию авторского текста.
На
первом мастер-классе стажеры познакомятся с требованиями к тексту, критериями его оценки, типичными ошибками и способами их преодоления.
На
втором мастер-классе стажеры обсудят основной жанр, в котором создается «зачетный» текст, — жанр сочинения, поработают с лучшими образцами сочинений, написанных стажерами прошлых программ. Кроме того, будут рассмотрены вопросы редактирования написанного текста перед его отправкой на проверку.
И, наконец,
третий мастер-класс будет посвящен жанру эссе
— одному из самых непростых прозаических жанров. К сожалению, термином «эссе» часто называют все те тексты, которым не могут подобрать точного жанрового определения.
Насколько свободен этот жанр? Каковы его особенности, черты, признаки? Каковы типичные ошибки, совершаемые пишущим? И как их преодолеть? Эти вопросы будут в центре внимания участников мастер-класса.