1-24 июня 2019
Образовательная программа
«Драматургия»
Образовательный центр «Сириус»
Театральный июнь
В первый месяц лета вас ждет путешествие в мир театра и литературного творчества, за время которого вы освоите законы драматургии, придумаете свой спектакль, поработаете с языковыми конструкциями и создадите выставку-исследование по вопросам классической и современной литературы.
Лекторы
Римма Раппопорт
Учитель первой категории, член Союза писателей Санкт-Петербурга, блогер, аспирант СПБГУ.
Антон Скулачев
Председатель ассоциации «Гильдия словесников», член ЦПМК Всероссийской олимпиады школьников по литературе, учитель литературы гимназии № 1514 Москвы.
Екатерина Тенютина
Заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук, заместитель директора академической гимназии № 56 Санкт-Петербурга.
Александр Пиперски
Кандидат филологических наук, доцент РГГУ, научный сотрудник НИУ ВШЭ.
Андрей Жвалевский и
Евгения Пастернак
Писатели, лауреаты премий «Алые паруса», «Заветная мечта», Алиса и Книгуру.
Мария Черняк
Доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы РГПУ им. А. И. Герцена.
Полный список преподавателей можно увидеть здесь.
98
сочинений
Авторские тексты и ответы на проблемные вопросы по пьесам семинаров
5
спектаклей
Известные русские народные пословицы, переведенные на язык сцены
10 мастерских
Пять дней практики и новых знаний в мастерских «текстов новой природы»
60
часов лекций
Встречи с известными писателями, филологами, литературоведами и лингвистами
Маршрут программы
1 июня
1 июня
Открытие НИИЧАВО
3 июня —
9 июня
3 июня —
9 июня
Сочинение
В июне вас ждет серьезная работа на основе драматургических текстов — написание сочинения. Для этого вам нужно придумать тему, посетить семинарские занятия, принять участие в мастер-классах, посмотреть художественные и документальные фильмы, найти и проанализировать дополнительные источники, получить консультации преподавателей, собрать свою «копилку черновиков» и ответить на проблемные вопросы по пьесе семинара. Лучшие сочинения будут опубликованы в Альманахе — сборнике гордости и радости программы «Литературное творчество».
10 июня —
16 июня
10 июня —
16 июня
Театральный проект
Вам предстоит перевести на язык сцены одну из известных русских народных пословиц и составить собственное сценическое высказывание, исходя из смысловых и метафорических характеристик выбранной фразы. Модуль закончится красивым театральными фестивалем, на котором каждая команда выступит со своим спектаклем.
17 июня
17 июня
Лингвистический интенсив
Лингвистический интенсив поможет вам сориентироваться в вопросах компьютерной и социолингвистики, сформирует навыки решения олимпиадных лингвистических задач и в игровой форме познакомит c современным языкознанием.
18 июня — 22 июня
18 июня — 22 июня
Читательские мастерские
В завершающем модуле программы вы погрузитесь в понятие «тексты новой природы», на пять дней окунетесь в работу одноименных мастерских и создадите фестивальный проект — выставку-исследование по классической и современной литературе, которая станет важным событием для всего направления «Искусство» Образовательного центра «Сириус».
1 июня — 23 июня
1 июня — 23 июня
События
Весь месяц вас ждут литературные игры, мастер-классы, лекции и встречи с филологами, режиссерами, лингвистами, публицистами, известными деятелями культуры и искусства.
24 июня
24 июня
Закрытие программы. Послесловие
Подробнее о содержании программы
Ниже много важных и полезных слов, чтобы вы понимали, с чем вам придется работать и как ориентироваться в модулях программы.
Сочинение
Координатор модуля — Екатерина Тенютина

Этапы работы над сочинением
1. Выбор темы сочинения — 2 дня;
2. Посещение семинарских занятий, лекций и мастер-классов, сбор материала и написание первой версии текста — 4 дня;
3. Получение «обратной связи» и консультации семинариста, анализ критики, внесение изменений — 2 дня;
4. Размещение итоговой версии текста в сети программы.
Объем сочинения от 2500 знаков с пробелами, критерии проверки и оценки смотрите в системе Canvas.


Семинары по жанровым и художественным особенностям драматургического текста
1. Наталья Ивановна Нетёса, семинар по пьесе А.Н. Островского «Снегурочка» (Литература 1)
«Если вы хотите знать, что такое Островский, читайте внимательно «Снегурочку», — писал отечественный театральный критик Александр Кугель. Почему же именно «Снегурочку»? В чём особенность сказки-драмы, которую сам автор назвал «весенней»? Какую роль в замысле пьесы играет музыка? Как в сказке-пьесе сочетаются реальное и фантастическое? Почему так разнообразна и противоречива критика в адрес произведения? Какова театральная судьба пьесы?
На эти и другие вопросы вы сможете найти ответы, вдумчиво читая пьесу и обсуждая ее в семинарской группе. Следя за развитием добрых и справедливых законов Берендеева царства, сопоставляя пьесу и ее сценические трактовки, вы разгадаете множество загадок и создадите свои тексты о «Снегурочке».

2. Татьяна Евгеньевна Мельникова, семинар по пьесе М. Метерлинка «Синяя птица» (Литература 2)
«...в самой погоне за счастьем, улетающим, когда за ним гонятся, есть много чудесного, изумительного, праздничного, увлекательного», — писал А. Блок. Что такое счастье? Как его добиться? Как оставаться счастливым?
Этими вопросами более ста лет задаются читатели и зрители пьесы Мориса Метерлинка «Синяя птица». Образ чудесной птицы давно стал символическим, но это не значит, что в нем нельзя открыть ничего нового. Постигая суть вещей вместе с героями Метерлинка, можно по-другому увидеть мир. Открытиями в понимании смысла философской сказки вы поделитесь друг с другом, обсуждая пьесу и решая очень непростые драматургические и жизненные проблемы.

3. Ольга Геннадьевна Клишова, семинар по пьесе К. Гоцци «Король-олень» (Литература 3)
«Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам бог любимой быть другим…», — писал А. С. Пушкин, прославляя любовь настоящую, любовь, лишенную эгоизма и жестокости, призванную созидать, а не разрушать. А существует ли на свете такая любовь? Вечна ли она, как вечна бессмертная человеческая душа? Как за переменчивой телесной оболочкой увидеть настоящую душу и потом не обращать внимания на оболочку? Как отличить истинную красоту от ее жалкого подобия? Правда ли, что внутренняя красота важнее внешней и что без первой вторая меркнет? Сколько сложных и важных вопросов…
На них вы будете искать ответы, анализируя текст очень непростой и очень театральной сказки-фьябы «Король-олень», написанной знаменитым итальянским драматургом Карло Гоцци. В ней в прекрасное тело прекрасного душой короля Дерамо вселяется черная душа его министра Тартальи. А душа короля оказывается сначала в оболочке оленя, а потом — старого безобразного нищего. Эта фьяба об олене? Или о Тарталье? Или о черной зависти? Или о настоящей любви? Разобравшись в метаморфозах, вам предстоит создать авторские тексты, доказывая неустаревающее утверждение Роберта Рождественского о том, что «всё начинается с любви»...

4. Джанзала Бунятовна Абдуллаева, семинар по пьесе Б. Шоу «Пигмалион» (Литература 4)
«…каждая моя пьеса была камнем, который я бросал в окна викторианского благополучия…», — говорил Бернард Шоу. И «Пигмалион» не исключение. Миф о Галатее и Пигмалионе: предшественники и последователи Шоу. Как связаны древнегреческий миф и пьеса английского драматурга ХХ века? Художник и его творение: как в произведении отражен вечный мотив мировой литературы? Можно ли считать историю преображения простой цветочницы в герцогиню историей Золушки? «Роман-фантазия в пяти действиях» или «сентиментальный роман в пяти актах»: как определить жанр пьесы «Пигмалион»? От первой постановки в 1913 году до современных интерпретаций пьесы: какова сценическая судьба «Пигмалиона»?
Об этом вам предстоит поговорить, перечитывая пьесу Б. Шоу «Пигмалион», анализируя текст, размышляя над природой драматического произведения, наблюдая за приемами создания художественных образов, сопоставляя интерпретации известного мифа в разных видах искусства.

5. Елена Ильинична Степанова, семинар по пьесе Е. Шварца «Обыкновенное чудо» (Литература 5)
«Сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь», — говорил Евгений Шварц. Может ли сказка стать частью повседневной жизни? Что такое чудо и что (или кто) способен его творить? Какими «инструментами» создает писатель свое волшебство? Как «прочитал» сказку Шварца режиссер Марк Захаров?
Эти вопросы неизбежно возникнут, когда вы будете анализировать и обсуждать пьесу и ее кинематографическую версию. А еще — когда будете создавать авторские тексты, проникая в сказочный мир Евгения Шварца.


Лекции и мастер-классы Е. Д. Тенютиной
4 июня 2019, Лекция-путешествие «От Ромула до наших дней» (история драматургии)
На лекции вам предстоит совершить увлекательное путешествие «сквозь даль времен», знакомясь с историей драматургии. «Путешествие» начнется в Древней Греции и Древнем Риме, продолжится в странах Востока… Затем вы «направитесь» в Европу: на встречу с Лопе де Вега и Шекспиром, потом — на встречу с Гёте и Шиллером. Маршрут «путешествия» проложен и в Россию, подарившую миру драматургию Пушкина, Грибоедова, Гоголя, Островского. И снова — в Европу… И снова в Россию — к Чехову. Так шаг за шагом вы окажетесь в реалиях сегодняшнего дня: узнаете о характере, особенностях и «географии» современной драматургии.

5 июня 2019, Мастер-класс «Стиль не может быть случайным»
Понять смысл высказывания русского философа и культуролога Михаила Бахтина «Стиль не может быть случайным» поможет мастер-класс, посвященный функциональным стилям. Опираясь на то, что вы знаете о стилях из школьного курса русского языка, мы попытаемся рассмотреть вопрос и «хрестоматийно», и по-новому. Вас ждут неожиданные примеры и «литературные задачки», связанные с функциональными стилями.

7 июня 2019, Мастер-класс «Эссе – (не)свободный жанр»
Мастер-класс посвящен одному из самых непростых прозаических жанров — жанру эссе. К сожалению, «эссе» часто называют все то, чему не могут подобрать жанрового определения. Насколько свободен этот жанр? Каковы его особенности, черты, признаки? Каковы типичные ошибки, совершаемые пишущим? И как их преодолеть? Эти вопросы будут в центре внимания на мастер-классе. Материалом для анализа станут эссе известных отечественных писателей и публицистов, а также лучшие тексты стажеров направления «Литературное творчество», опубликованные в Альманахе. Вы будете не только анализировать чужие тексты, но и попробуете создать ФРАГМЕНТ ЭССЕ или СКИТЦЕ — короткий текст в жанре эссе.
Театральный проект
Координаторы модуля — Виктор Николаев, Мария Черняк

В этот раз в модуле «Театральный проект» в качестве материала для текстовой и постановочной работы используются русские народные пословицы. Каждой команде необходимо составить сценическое высказывание — самостоятельный спектакль, исходя из смысловых и метафорических характеристик выбранной пословицы. На протяжении модуля работают три лаборатории:
1. «Творческая лаборатория драматургии» (руководители А. В. Жвалевский, Е. Б. Пастернак)
2. «Творческая лаборатория жанра» (руководитель М. А. Черняк)
3. «Творческая лаборатория действия» (руководитель В. И. Николаев)

Список тем (пословица для командной работы выбирается жеребьевкой):
1. Слово — не воробей, вылетит — не поймаешь.
2. Что посеешь, то и пожнёшь.
3. Любишь кататься — люби и саночки возить.
4. Коготок увяз – всей птичке пропасть.
5. Не рой яму другому – сам в нее попадешь.


Техническое задание (жанр постановки определяется жеребьевкой)
1. Задача: разработать сценарий и представить на сцене визуализацию выбранной поговорки в жанре комедия масок:
1). Ознакомиться с классическими комедийными текстами и выстроить потенциальный диалог с современным зрителем;
2). Изучить специфику выбранного жанра;
3). Проанализировать смысловое значение поговорки, спроектировать маски современных образов и создать сценарий комедии масок;
4). Овладев азами актерского мастерства и режиссуры, представить на сцене самостоятельно созданный группой спектакль.

2. Задача: разработать сценарий и представить на сцене визуализацию выбранной поговорки в жанре водевиль:
1). Ознакомиться с текстами классических водевилей выстроить потенциальный диалог с современным зрителем;
2). Изучить специфику выбранного жанра;
3). Проанализировать смысловое значение поговорки, спроектировать музыкальные и текстовые составляющие спектакля и создать сценарий водевиля;
4). Овладев азами актерского мастерства и режиссуры, представить на сцене самостоятельно созданный группой спектакль.

3. Задача: разработать сценарий и представить на сцене визуализацию выбранной поговорки в жанре буффонада:
1). Ознакомиться с текстами популярной буффонады и выстроить потенциальный диалог с современным зрителем;
2). Изучить специфику выбранного жанра;
3). Проанализировать смысловое значение поговорки, спроектировать гротескно-карикатурные составляющие спектакля и создать сценарий буффонады;
4). Овладев азами актерского мастерства и режиссуры, представить на сцене самостоятельно созданный группой спектакль.

4. Задача: разработать сценарий и представить на сцене визуализацию выбранной поговорки в жанре пародия:
1). Ознакомиться с текстами популярных пародий и выстроить потенциальный диалог с современным зрителем;
2). Изучить специфику выбранного жанра;
3). Проанализировать смысловое значение поговорки, спроектировать клише и стереотипы — пародийные составляющие спектакля и создать сценарий пародии;
4). Овладев азами актерского мастерства и режиссуры, представить на сцене самостоятельно созданный группой спектакль.

5. Задача: разработать сценарий и представить на сцене визуализацию выбранной поговорки в жанре феерия:
1). Ознакомиться с текстами популярных феерий и выстроить потенциальный диалог с современным зрителем;
2). Изучить специфику выбранного жанра;
3). Проанализировать смысловое значение поговорки, спроектировать фантастические и зрелищные составляющие спектакля и создать сценарий феерии;
4). Овладев азами актерского мастерства и режиссуры, представить на сцене самостоятельно созданный группой спектакль.
Лингвистический интенсив
Координаторы модуля — Александр Пиперски и Антон Сомин

Однодневный интенсив посвящен вопросам современной лингвистики. Вы можете выбрать одно из двух направлений языкознания: вопросы социолингвистики озвучит и решит Антон Сомин, а лекцию о компьютерной лингвистике прочитает Александр Пиперски.
Второй блок интенсива — это практикум по решению олимпиадных лингвистических задач. Самодостаточные лингвистические задачи существуют уже более пятидесяти лет и являются эффективной моделью деятельности учёных-лингвистов. Работая над задачами, можно открыть интересные лингвистические явления в неизвестных языках или в своём родном языке. Для решения таких задач не требуется специальных знаний, но в их решении помогают тренировка, знание о том, как бывают устроены языки мира, и знание о том, как устроены задачи: последний аспект будет отрабатываться на практике.
Читательские мастерские
Координатор модуля — Римма Раппопорт

Фестивальная программа — связующее звено между «Литературным творчеством» и другими направлениями «Сириуса». На протяжении всего месяца для вас будут читать лекции и проводить мастер-классы специалисты в области искусства и культуры и учащиеся других программ, а вы возьмете на себя важную задачу — создание и проведение литературного фестиваля «Текстолес» (22 июня), посвященного важным вопросам чтения и осмысления современной и классической литературы.

Помогут вам в этом десять мастерских «текстов новой природы», одну из которых необходимо выбрать. Каждая мастерская отвечает на свой проблемный вопрос:
Ксения Орлова, «Расширяем классику: фанфикшен» («Что делает фанфик самостоятельным произведением?»)
Надежда Каменева, «Нарисовались» («Текст и иллюстрации: равноправие или иерархия?»)
Антон Скулачев, «Поэтический арт-объект» («Когда детские стихи становятся взрослыми?»)
Софья Манухина, «Пиши, снимай» (Проблемный вопрос: «Какой смысл в абсурде?»)
Сергей Модестов, «Игротехника» («Можно ли в 21 веке написать новую сказку?»)
Марина Колпакова, «Инструменты новых медиа» («Комиксы — это литература?»)
Анастасия Криволапова, «Театр историй» («Почему Шекспир смешной?»)
Марина Сыромятникова, «Вижу слово» («„Переводчик в прозе — раб, в поэзии — соперник". А в какие отношения с автором вступает тот, кто переводит текст на сцену или экран?»)
Елена Бачманова, «Просто о сложном: инфографика» («Классика VS современность: что читать российскому подростку?»)
Валентина Браташ, «ИЗОтекст: рисуем текст от букв до звуков» («Книга, в которой почти нет слов, тоже текст?»)

Подробнее о содержании и программах мастерских смотрите здесь.

События
Жизнь на программе «Литературное творчество» насыщенная и многогранная: вам предстоит не только много писать и читать, но и активно общаться, ездить на экскурсии, посещать концерты, встречаться с гостями «Сириуса» и исследовать разные явления науки, спорта и творчества. Ниже мы выделили несколько событий профильной программы, на которые вам точно стоит обратить внимание.

3 июня
Игра «Фабрика слов»
Где куются слова? Как добывают буквы? Почему звуки затихли? Загадки раскроются, когда вы окунетесь в мир «Фабрики слов». А кем вам быть в этом городе слов — банкиром или барменом — решать уже вам.

4 июня
Интеллектуальная игра «Театральный словарь»

Игра, благодаря которой вы начнете ориентироваться в закулисье театральной жизни, основана на материалах книги «Театр: театральный словарь с историями и заданиями» (издательство «Самокат»).

5 июня
Игра «Серьезно о шуточном»

Наверняка вы знакомы с одноактными пьесами-шутками А. П.Чехова — настало время примерить маски героев и перенестись на подмостки!

5 июня
Литературная игра «Что? Где? Когда?»
Литературная версия всеми известной и любимой интеллектуальной игры.

6 июня
День русского языка
В день рождения А. С. Пушкина в «Сириусе», по сложившейся традиции, проходит День русского языка. Вам предстоит стать его организаторами — провести для учащихся других направлений различные игры и события, чтобы показать, чем ценен настоящий литератор и чем он живет.

7 июня
«Смеяться, право, не грешно…» (знакомьтесь: Артур Гиваргизов)
Вечер творческих импровизаций по пьесам Артура Гиваргизова в исполнении учащихся программы «Литературное творчество».

8 июня
Интерактивная лекция Екатерины Тенютиной «Голый король» и его «новое платье»
Прозаический и драматический текст… Что их роднит? Чем они принципиально различаются? Как трансформируется текст одного автора под пером другого? Это и многое другое вам предстоит узнать, сравнивая сказку Х. К. Андерсена «Новое платье короля» и пьесу Е. Шварца «Голый король».

11 июня
Встреча с писателями Андреем Жвалевским и Евгенией Пастернак
Как подружиться с критикой? Как начать и успешно закончить книгу? Как перестать бояться белого листа? Ответы на эти вопросы вы узнаете на встрече с известными детскими писателями Андреем Жвалевским и Евгенией Пастернак, авторами книг «Шекспиру и не снилось», «Минус один» и другие.

12 июня
Образовательная игра «Драматургия вчера, сегодня, завтра»
В. И. Николаев, художественный руководитель творческой лаборатории «Ювента», и М. А. Черняк, доктор филологических наук, объяснят, как работать с текстом на сцене и в игровой манере помогут освоить основные понятия драматургии.

19 июня
Встреча с Сергеем Модестовым

С. Ю. Модестов, автор методик по развитию творческого воображения и сертифицированный специалист по ТРИЗ, расскажет вам, какие механизмы включают креативность, чем полезно структурное мышление и что делать, если задача кажется нерешаемой.

20 июня
Встреча с Антоном Скулачевым

А. А. Скулачев — учитель русского языка и литературы московской гимназии № 1514, член Центральной предметно-методической комиссии ВСОШ по литературе, председатель Гильдии словесников. На лекции он поделится приемами, благодаря которым изучать литературу веселее и проще, и раскроет секреты жизни литературного олимпиадника.

Система оценивания
Способ оценки — система накопительных баллов.
Для успешного прохождения программы необходимо набрать более 60 баллов.
Модуль
Задание и количество баллов
Авторский текст
Сочинение, макс. 20
Кто оценивает: семинаристы
Дата выполнения: 6 июня
Критерии оценки: смотрите в Canvas

Работа в семинарской группе, макс. 10
Кто оценивает: семинаристы
Дата выполнения: 8 июня
Критерии оценки: смотрите в Canvas
Максимальное количество баллов: 30
Театральный проект
Защита проекта
Кто оценивает: координаторы модуля
Дата выполнения: 16 июня
Критерии оценки: смотрите в Canvas
Максимальное количество баллов: 30
Читательские мастерские
Мастерская
Кто оценивает: мастер
Дата выполнения: 22 июня
Критерии оценки: смотрите в Canvas
Максимальное количество баллов: 30
НИИЧАВО
(одно задание на выбор)
Впечатление от текста Альманаха, макс. 10
Кто оценивает: мастер
Дата выполнения: 11 июня
Критерии оценки: смотрите в Canvas

Впечатление о «Сириусе» глазами..., макс. 10
Кто оценивает: мастер
Дата выполнения: 11 июня
Критерии оценки: смотрите в Canvas
Максимальное количество баллов: 10
Всего:
0-100
Некоторые книги для чтения
Предыдущая программа
В марте на программе «Литературное творчество» исследовали классическую литературу и разрабатывали проекты в поддержку чтения.

Сборник литературных работ НИИЧАВО им. А. и Б. Стругацких

Контакты
8 (800) 100 76 63
lit.sochisirius.ru