9 января -1 февраля 2021
Образовательная программа
«Современный литературный поток»
Образовательный центр «Сириус»
Ищем писателя.
Воспитываем читателя.
В этом январе вы окунетесь в поток современной литературы во всем его многообразии: будете анализировать актуальную на сегодняшний день прозу, осмыслять поэзию, а также познакомитесь с миром крупных и независимых издательств.
Лекторы
Мария Черняк
Доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы РГПУ им. А. И. Герцена.
Александр Моисеев
Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, член ассоциации «Гильдия словесников»
Анастасия Серазетдинова
Член Координационного совета ассоциации «Гильдия словесников», учитель русского языка и литературы ОАНО «Новая школа», г. Москва
Вадим Пугач
Старший научный сотрудник Центра русского языка и славистики РАО, член Союза писателей РФ, доцент СПбГУ, кандидат педагогических наук.
Наталья Свирина
Сергей Модестов
Кандидат педагогических наук, доцент Невского Института Языка и культуры, руководитель проекта «Учёный мир», автор методик по развитию творческого воображения, сертифицированный специалист по ТРИЗ
Полный список преподавателей можно увидеть здесь.
7
мастерских
Пять дней практики и новых знаний в мастерских «текстов новой природы»
24
часа лекций
Встречи с известными писателями, филологами и издателями
5
литературных проектов
Погружение в мир современных издательств, книжных магазинов, библиотек и онлайн-площадок
СОДЕРЖАНИЕ
9 января —
14 января

9 января —
14 января

Вам предстоит познакомиться с понятием «тексты новой природы» и стать их создателями, присоединившись к одной из восьми мастерских.
«Пространство искусства» — Валерия Жданова
«Вижу слово» — Марина Сыромятникова
«Просто о сложном: инфографика» — Александра Семашко
«Расширяя реальность. Новые медиа» — Валентина Полякова
«Говорим и показываем» — Мария Горбатова
«Игротехника» — Сергей Модестов
«Текст 2.0» — Глеб Чэн
13 января — 25 января
13 января — 25 января
Мастер-классы
Практические занятия от специалистов в области редакторского, издательского, писательского и читательского дела.
15 января —
21 января
15 января —
21 января
Сочинение
В январе вам предстоит серьезная работа с текстом — создание аналитического сочинения. Для этого вам нужно выбрать одну из предложенных тем, построить индивидуальный лекционный маршрут, найти и проанализировать дополнительные источники, посмотреть художественные фильмы, получить консультации преподавателей и мастеров программы.
Лучшие тексты будут опубликованы в Альманахе «Литературного творчества».
Темы сочинений
1. Литература авторская и массовая: можно ли провести между ними четкую границу? (По материалам современного литературного потока.)

2. Близость и понятность языка современной литературы молодому читателю — это истина или миф?

3. Почему современные писатели так часто обращаются к истории? (По романам «Золото бунта» А. Иванова, «Обитель» З. Прилепина, «Лавр», «Авиатор» Е. Водолазкина, «Зулейха открывает глаза» и «Дети мои» Г. Яхиной, А. Архангельского «Бюро проверки».)

4. Нужна ли молодому читателю литература с возрастными ограничениями? (По русским и зарубежным произведениям современной детской и подростковой литературы.)

5. За пределами слова (о синтетических жанрах современной культуры).

6. Что может дать читателю XXI века современная поэзия?

7. Живопись и современная литература - возможна ли точка соприкосновения?

8. Почему именно в наши дни «Народная книга» стала явлением современной литературы?

9. Как отличить плохие стихи от хороших? (По творчеству современных авторов).

10. Почему современные писатели так часто «цитируют» классику? (Интертекстуальные связи с классикой в произведениях современных авторов).



Критический отклик
После написания авторского текста вам необходимо познакомиться с работами коллег и подготовить критическое эссе на один из прочитанных текстов. Критический отклик предполагает анализ работы на предмет полноты раскрытия заявленной темы, обоснованности авторской позиции, целесообразности способов выражения своей мысли и других критериев.
Важно помнить о главном принципе программы «Литературное творчество» — «текст порождает текст». Ваш отклик должен стать самостоятельным произведением, которое интересно читать и обсуждать.


Большая дискуссия
Заключительный этап работы с текстом — Большая дискуссия. На ней авторы представляют ключевые идеи сочинения, фрагменты текста, отвечают на вопросы слушателей.
15 января —
21 января
15 января —
21 января
Лекции по современной литературе
Вы можете самостоятельно построить свой образовательный маршрут из предложенных лекций.
Вадим Евгеньевич Пугач

Современная поэзия
1. Почему я не люблю стихов Е. Евтушенко, А. Вознесенского и Р. Рождественского?

2. Почему я люблю стихи И. Бродского? Анализ лирического цикла «Похороны Бобо».

3. Такая разная петербургская поэзия (от А. Кушнера до Г. Горбовского).

4. Чем современная поэзия отличается от несовременной? (По лирике В. Полозковой, Н. Савушкиной, Д. Коломенского).

5. Метафорическая грамматика (от И. Бродского и Л. Лосева до Т. Поповой).

6. Сонет в современной поэзии (сонеты И. Бродского, Т. Кибирова, участников программ ОЦ «Сириус»).

7. Верлибр: история и сегодняшний день.

8. «Острые» темы в современной поэзии: война (Д. Быков, В. Зельченко, В. Хованов) и религия (Д. Коломенский).

9. Поэзия «Сириуса» (по творчеству И. Цапюка, Б. Ковалева, Д. Пановой, А. Дежина и других выпускников ОЦ).

Александр Анатольевич Моисеев

Современная проза: имена и тексты
1. Виктор Пелевин. Роман «Generation П» –постмодернистский анализ эпохи девяностых.
2. Татьяна Толстая. Такая разная действительность
3. Людмила Петрушевская. Взрослые детские сказки.
4. Александр Етоев и Роман Сенчин: из точки А в точку В.
5. Борис Акунин. Эраст Фандорин: детектив в поисках смысла.
6. Алексей Иванов «Золото бунта»: историческое фэнтези или этнографический детектив.
7. Рассказы Дмитрия Быкова: между явью и сном.
8. Денис Драгунский. Современная новелла: на грани эссе.
9. Журнальный зал: толстые литературные журналы в XXI веке.
Анастасия Николаевна Серазетдинова

Калейдоскоп современной литературы
  1. Краткая история тени
  2. Питер Брейгель Старший и современные поэты (картины Брейгеля и поэзия Сергея Гандлевского).
  3. Искусство как крик о помощи (Арт Шпигельман «Маус», проекты Ансельма Кифера) - Детская травма: столкновение миров (Ольга Громова «Сахарный ребенок», живопись учеников Фридель Дикенбрайдайлз)
  4. Философские рассуждения Ежика и Медвежонка в сказках Сергея Козлова
  5. Когда весь мир против тебя (Дорит Линке «По ту сторону синей границы», серия «Недетские книжки»)
  6. Мультипликация как способ высказывания: поиск культурного кода («Пишто уезжает», «Рождество», «Ежик в тумане»)
  7. Визуальная метафора как способ высказывания (живопись Цая Гоцяна, проекты Михаль Ровнер)

Наталья Михайловна Свирина

Современный литературный поток: многообразие аспектов

1. Современная подростковая и молодежная проза — повод читателям зрелого возраста вернуться в молодость? Наличие глубокого психологического подтекста это новая волна в литературе или повторение пройденного?

По произведениям:
Евгения Овчинникова "Мортал комбат и другие 90-е", Доминик Смит "Прекрасное разнообразие", Рената Вельш «Супчик от всех бед», Мэг Кэбот «Отчаянная девчонка», Нина Дашевская «Второй» (рассказы).
Джулия Баксбаум «Три правды о себе», Сьюзан Хинтон «Бойцовые рыбки», Кристина Гудоните «Дневник плохой девчонки», Давид Гроссман «С кем бы побегать», Эрленд Лу «Наивно. Супер».

2. «Народная книга» как явление современной литературы

По произведениям:
Сборники «О любви. Истории и рассказы. Народная книга» (Серия «Народная книга», руководитель проекта Владимир Чернец), Людмила Улицкая «Детство в 45-53: а завтра будет счастье»; Людмила Улицкая и другие «Человек в истории»; «Дети детям. Ключ к победе» Составитель С.Ф.Щукина; Джек Кэнфилд, Марк Виктор Хансен, Эми Ньюмарк «Куриный бульон для души».

3. Сцены признания в любви в классической и современной литературе: традиции и/или новаторство?
По произведениям:
Елена Колина «Двойная жизнь Алисы», сборник «Счастье –то какое!» (составитель Майя Кучерская), Марина Степнова «Где-то под Гроссето», Виктория Ледерман «Первокурсница», Жвалевский, Пастернак "Открытый финал", Клементина Бове «Ужель та самая Татьяна», Мюрай Мари-ОД "Мисс Черети".

4. Катастрофы как тема литературного произведения
По произведениям:
Дарья Доцук «Голос», Джонатан Фоер "Жутко громко и запредельно близко", Мэг Рософф «Как я теперь живу», Джек Майер «Храброе сердце Ирены Сендлер», Пэм Муньос Райан "Эхо", Мари-Од Мюрай, серия «Спаситель и сын», Гэри Шмидт «Битвы по средам».


5. Взгляд современных писателей на Великую Отечественную войну
По произведениям:
Эдуард Веркин «Облачный полк», Даниил Гранин "Мой лейтенант", Ольга Громова «Сахарный ребенок», Джон Бойн «Мальчик в полосатой пижаме», Ури Орлев «Беги, мальчик, беги».

6. «Для широкого круга читателей» или для особой группы читателей: чем привлекает современного книгомана литература наших дней?
По произведениям:
Григорий Служитель «Дни Савелия», Евгения Викторовна Некрасова "Калечина-Малечина", Чулпан Хаматова, К. Гордеева «Время колоть лед», Владимир Липовецкий «Ковчег детей», Лидия Чуковская «Памяти детства», Михаил Герман «Воспоминания о ХХ веке (книга первая «Сложное прошедшее»)», Грег Мортенсон «Три чашки чая», «Школа на краю земли».
9 января — 22 января
9 января — 22 января
Встречи
Весь месяц вас ждут встречи с филологами, литературоведами, лингвистами и публицистами.
Список встреч
1. «Селфи на фоне эпохи: библионавигатор по современной литературе» М.А.Черняк
2. «Испытание пандемией: литература в поисках новых жанров» М.А.Черняк
3. «Редакция Елены Шубиной» как навигатор по современному роману» Диалог М.А.Черняк и Е.Д.Шубиной
4. «Литературный блог и возможности новых медиа» Диалог М.А.Черняк и Н.Н.Подсокорского
5. «Литературная критика: тенденции и имена» Диалог М.А. Черняк с Н.Б.Ивановой и В.Е.Пустовой
6.«Независимый книжный магазин в контексте современной литературы: случай «Подписных изданий» Диалог М.А. Черняк с пиар-директором книжного магазина «Подписные издания» Ариной Громыко
Участники встреч
22 января — 27 января
22 января — 27 января
Литературный проект
В этом январе у вас будет возможность погрузиться в мир издательского и редакторского дела, изучить деятельность современных библиотек и поле актуальных литературных профессий. Ваш проект будет состоять из четырех тематических блоков.
«Книжники в онлайне»
Цель: прикоснуться к издательскому миру через исследование особенностей работы в онлайн-среде.
Задачи:
1. Выбрать три крупных издательства и три независимых издательства.
2. Составить портрет издательства в сети: где оно представлено в сети Интернет, какие форматы использует, на какого читателя ориентировано, какие из увиденных инструментов могут привлечь подростка.
3. Провести минимум одно интервью с сотрудниками издательств.
Цель интервью – уточнить наблюдения из пункта 2 и ответить на вопросы:
Как выпускались книги в 2020?
Наблюдался ли рост рукописей, о чем пишут публикуемые писатели?
Составить топ из трех открытий 2020 года. Список вопросов может быть расширен.
4. Проанализировать одну современную книгу, выпущенную за последние три года (2017-2020) и создать текст-аннотацию, который мог бы привлечь читателя-подростка.
Объем текста – 140 слов, визуальное оформление приветствуется.
5. Предложить каналы размещения вашей рецензии.
6. Итоговый текст оформить в статью для публикации в сети и предложить формат встречи в Zoom по данной теме и вашим материалам.


Исследование книжных витрин и библиотек
Цель: определить, как поддерживали связь с читателями и о чем говорили в библиотеках, книжных магазинах в 2020 году.
Задачи:
1. Подобрать по 2-3 ярких (можно больше) примера организаций или форматов поведения в сети:
Группа 1: Библиотеки (или литературные пространства в родных городах)
Группа 2: Книжные магазины
2. Проанализируйте, о каких современных книгах в этих организациях шла речь в обозначенный период (2020 год);
3. Сформируйте перечень 7-9 форматов, которые могут быть привлекательны для подростков. Свою точку зрения обоснуйте.
4. Свяжитесь с представителями каждой из групп, и проведите не менее одного интервью: определите книгу-открытие 2020 года. Уточните, что из реализуемого организацией ориентировано на подростков.
5. Из перечня книг выберите одну, которую могли бы порекомендовать сверстникам, и создайте текст-аннотацию, который мог бы привлечь читателя-подростка.
Объем текста – 140 слов, визуальное оформление приветствуется.
6. Предложите каналы размещения вашей рецензии.
7. Итоговый текст, где будет отражена ваша позиция по форматам, анонс книги, мнение эксперта и выводы, оформите в статью для публикации в сети и предложите формат встречи в Zoom по данной теме и вашим материалам.
Обзор интернет-ресурсов для погружения в современный литературный поток
Цель: создать обзор онлайн-ресурсов, целевая аудитория которого — подростки. Задачи:
1. Провести исследование (не менее 200 респондентов) с двумя вопросами:
  • Какими литературными ресурсами они пользуются?
  • Какие три из них могли бы порекомендовать сверстникам?
2. Проанализировать ответы и составить типологию по форматам (сайт, канал на Youtube, аккаунт в Инстаграм и т.д.)
3. Из ответов выбрать наиболее значимые, на ваш взгляд, и сформировать список ресурсов (не менее 10).
4. Сделать сводный отчет по результатам исследования, обосновать полученные результаты (презентация полученных результатов отбора в формате инфографики). 5. Для проверки списка провести консультацию с экспертом.
6. Для 1-10 позиций сформированного списка подготовить аннотации, которые могли бы привлечь читателя-подростка. Объем текста – 140 слов, визуальное оформление приветствуется.
7.Предложить каналы размещения вашей подборки.
8. Итоговый текст оформить в статью для публикации в сети и предложить формат встречи в Zoom по данной теме и вашим материалам.
Профессии для литератора XXI века
Цель: собрать подборку фактов о возможных профессиях для человека, увлеченного литературным творчеством.
Задачи:
1. Определить перечень профессий, которые видятся вам перспективными. Рабочая группа на одну профессию не менее двух человек и не более пяти. Минимальное количество профессий – 3.

2. К каждой профессии необходимо подобрать семь групп фактов, которые покажутся вам важными для погружения в профессию (Например, история возникновения, современные представители, секреты мастерства, где учиться и т.д).

3. Обратите внимание на источники фактов. Они должны быть достоверными. Можно связываться с людьми, работающими по выбранным профессиям.

4. Для каждой профессии необходимо сделать аннотацию, которая могла бы привлечь литератора-подростка. Объем текста – 140 слов, придумайте визуальную метафору для каждой профессии.

5. В формате презентации сделайте портреты профессий (первый слайд в ней – метафора и текст) + слайд с источниками.

6. Для 1-10 позиций сформированного списка подготовить аннотации, которые могли бы привлечь литератора-подростка. Объем текста – 140 слов, визуальное оформление приветствуется.

7. Предложить каналы размещения вашей рецензии.

8. Итоговый текст оформить в статью для публикации в сети и предложить формат встречи в Zoom по данной теме и вашим материалам.

Защита проекта и критерии оценки
Требуемый результат

Отчетная документация:
  • оформленная в письменном виде статья
  • приложения к статье (расшифровки интервью)

Презентация исследования: публичное выступление (защита)

В процессе защиты учитываются критерии:

  • уровень аргументации
  • содержательность
  • ораторское и артистическое мастерство

27 января
27 января
Публичная защита проектов
Команда экспертов:
Браташ Валентина Сергеевна
Варламов Алексей Николаевич
Иванова Наталья Борисовна
Кучина Татьяна Геннадьевна
Подсокорский Николай Николаевич
Пустовая Валерия Ефимовна
Яковлев Дмитрий Владимирович


28 января
28 января
Большая дискуссия
Финальный этап работы над сочинением — пресс-конференция с авторами лучших текстов, написанных на январской программе. Вы почувствуете себя настоящим писателем, представляющим свое произведение на публике, ответите на каверзные вопросы и выскажете свою авторскую позицию.
29 января
29 января
Закрытие программы. Послесловие
Система оценивания
Способ оценки — система накопительных баллов.
Для успешного прохождения программы необходимо набрать более 60 баллов.
Впечатление от текста Альманаха
Дата выполнения — 12 января
Макс. — 5 баллов
Мастерская
Дата выполнения — 14 января
Макс. — 15 баллов
Сочинение
Дата выполнения — 19 января
Макс. — 30 баллов
Критический отклик
Дата выполнения — 25 января
Макс. — 20 баллов
Письмо стажеру
Дата выполнения — 26 января
Макс. — 5 баллов
Литературный проект
Дата выполнения — 27 января
Макс. — 25 баллов
Некоторые книги для чтения
Предыдущая программа
В декабре на программе «Литературное творчество» проводили филологические исследования, писали стихотворения на поэтических семинарах и создавали собственные литературные кафе.

Сборник литературных работ НИИЧАВО им. А. и Б. Стругацких

Контакты
8 (800) 100 76 63
lit.sochisirius.ru