6-24 декабря 2020
Образовательная программа
«Поэзия»
Образовательный центр «Сириус»
Декабрь под знаком поэзии


В первый месяц зимы вам предстоит окунуться в удивительный мир поэзии: прослушать лекции и стать участниками мастер-классов от деятелей культуры и писателей, попробовать себя в качестве филолога-исследователя и создателя читательского проекта, проявить свое поэтическое воображение и встретиться с Музой при написании авторского текста и воссоздании атмосферы настоящего литературного кафе.
Лекторы
Татьяна Галактионова
Доктор педагогических наук, профессор СПбГУ
Вадим Пугач
Старший научный сотрудник Центра русского языка и славистики РАО, член Союза писателей РФ, доцент СПбГУ, кандидат педагогических наук.
Римма Раппопорт
Учитель первой категории, член Союза писателей РФ
Александр Моисеев
Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, член ассоциации «Гильдия словесников»
Галина Данилова
Доцент СПбГУ, кандидат педагогических наук
Леонид Илюшин
Доктор педагогических наук, профессор СПбГУ
Полный список преподавателей можно увидеть здесь.
16 часов филологических исследований
Погружение в основы исследовательской деятельности
4 литературных кафе
Создание поэтического пространства с неповторимой атмосферой
56 авторских текстов
Шесть дней семинарских занятий и создания собственного авторского текста
Филологические исследования
В этом модуле вам предстоит разобраться с ролью поэзии в современном мире, особенностями ее восприятия, важными моментах соотношения поэзии и прозы. Вы выступите в роли интервьюеров и наблюдателей, после чего сможете проанализировать полученные данные и сделать выводы.
Что вас ждет?
В течение модуля «Филологические исследования» вы познакомитесь с такими методами научных исследований, как структурированное интервью и наблюдение за паралингвистическими проявлениями. С помощью этих методов вы проведете апробацию исследовательских гипотез, проанализируете полученные данные и сделаете выводы, подтверждающие, дополняющие или опровергающие первоначальную гипотезу.

Результатом работы каждой исследовательской группы станет презентация, в которой будут обозначены: цели, задачи, гипотеза исследования, количественные и/или качественные данные, анализ этих данных, выводы.
Координаторы модуля
Азбель Анастасия Анатольевна, доцент СПбГУ, кандидат психологических наук
Илюшин Леонид Сергеевич, доктор педагогических наук, профессор СПбГУ
Авторский текст
В этом модуле вы сможете выбрать один из предложенных поэтических семинаров. Вам нужно будет найти и проанализировать дополнительные источники, посмотреть фильмы, получить консультации преподавателей — и на основе всего этого написать собственный авторский текст. Лучшие работы будут опубликованы в Альманахе Литературного творчества.
Поэтические семинары
  • Жанр баллады в поэзии
Руководитель: Моисеев Александр Анатольевич, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, член ассоциации «Гильдия словесников»

  • Жанр сонета в поэзии
Руководитель: Пугач Вадим Евгеньевич, старший научный сотрудник Центра русского языка и славистики РАО, член Союза писателей РФ, доцент СПбГУ, кандидат педагогических наук

  • Жанр послания в поэзии
Руководитель: Раппопорт Римма Вадимовна, учитель русского языка и литературы первой категории, член Союза писателей РФ

  • Художественный перевод поэтического текста
Руководитель: Ковалёв Борис Вадимович – студент Филологического факультета СПбГУ
Корконосенко Кирилл Сергеевич – кандидат филологических наук, научный сотрудник Пушкинского дома


Подробнее об авторском тексте
Жанр авторского текста и его объем определяются руководителем семинара.

Критерии оценивания авторского текста:
  1. Соответствие жанру. Начинающие авторы выбирают жанр самостоятельно, в котором будут творить, и несут за свой выбор полную ответственность. Это значит, что за стихи не нужно выдавать набор лозунгов, в рассказе должно что-то происходить, в сказке неизбежно столкновение с чудесным, а эссе не стоит писать в стихах.
  2. Язык. Язык художественной литературы и литературный язык — разные вещи. Первый неизмеримо богаче второго. В этом смысле задача критиков кажется более простой: от них требуется писать грамотно, связно, понятно, убедительно. Задача автора художественного произведения — выбирать языковые средства, которые максимально соответствуют художественной идее.
  3. Цельность произведения. В этот критерий входит умение выстраивать композицию своего произведения так, чтобы оно было полноценным законченным высказыванием, части которого соотносятся друг с другом по принципу необходимости и достаточности.
  4. Оригинальность. В стихах мы приветствуем свежесть поэтического взгляда, в прозе — полнокровность образов и искусство вымысла, в критике — тонкость и самостоятельность анализа.
Каждый текст проверяется на плагиат!
Поэтому, пожалуйста, создавайте именно авторские тексты, не забывайте корректно цитировать источники и приводите чужие высказывания только в поддержку собственных аргументов.

Подробности можно узнать в электронной системе Canvas.
Критический отклик
Написание критического отклика на произведения других участников декабрьской программы — это еще одно задание текстового модуля. Вам предлагается познакомиться с произведениями, которые написали стажеры вашей программы, и подготовить критическое эссе на один из прочитанных текстов.
Подробности можно узнать в электронной системе Canvas.


Большая дискуссия
Большая дискуссия — это заключительный этап работы с текстом, на котором авторы представляют ключевые идеи сочинений, цитаты из своих работ, а слушатели задают вопросы по предложенным для дискуссии текстам. Это событие — уникальная возможность как для спикеров, так и для слушателей на своем опыте прочувствовать, как работает вечный треугольник «автор — текст — читатель».
Читательские инициативы
В модуле «Читательские инициативы» вы примете участие в «Школе волонтеров чтения» — Всероссийском молодежном движении, благодаря которому чтение хороших книг объединяет людей.
Что вас ждет?
Вас ждет работа в группах под руководством тьюторов, знакомство с методиками проектирования, а также разработка собственных идей для читательских инициатив, которые позволят привлечь внимание подростков к чтению поэзии.

Для подготовки к этому модулю стажерам рекомендуется заранее познакомиться с материалами онлайн-курса «Школы волонтеров чтения».

Как будет проходить работа над проектами:

  • вам будет необходимо сформировать небольшие творческие группы
  • выбрать содержание проекта (поэтический сборник, конкретный поэт, цикл стихов, поэтический жанр)
  • придумать такое событие, которое станет презентацией вашего проекта и сможет заинтересовать ваших сверстников, провести это событие
  • придумать форму получения обратной связи от участников мероприятия, получить эту связь
  • сделать фотографии с вашего мероприятия и сформировать из них фото-историю, которую нужно будет разместить в группе «Школы Волонтеров Чтения» во «Вконтакте».
Что такое фото-история?
Фото-история – это история, которую мы рассказываем фотографиями. Глядя на снимки, зрители должны видеть яркие эмоции, атмосферу, настроения какого-либо момента.
Фото-история составляется путем объединения нескольких фотографий одной темой или сюжетом. Даже 3-4 удачно подобранных фотографии способны передать важность и значимость того или иного события. Располагая снимки в хронологической последовательности, фотограф создает у зрителей ощущение присутствия. Очень важно передать развитие события: начало-кульминацию-окончание.
Из содержания кадров должно быть понятно: как назывался проект; какие произведения были положены в основу; как развивались события; что получилось в финале.





Координатор модуля
Галактионова Татьяна Гелиевна, профессор СПбГУ, доктор педагогических наук
Проект «Литературное кафе»
В этом декабре у вас есть возможность стать создателями собственного литературного кафе и провести в нем вечер встречи с поэзией: прочитать стихотворения и обсудить их, открыть новые имена на литературном Олимпе, рассказать о том, как вы чувствуете суть поэзии через визуальный ряд, выставку, музыку, перформанс.
Описание проекта
Вам предстоит создать собственное литературное кафе и провести в нем незабываемый поэтический вечер. Помните, как это было в знаменитой «Бродячей собаке»? Собирались поэты и их слушатели. Они вместе проводили вечера, делились текстами и впечатлениями, открывали новые звезды на литературном небосклоне, они жили и дышали поэзией.

В этом модуле у вас есть возможность воссоздать атмосферу этих особенных встреч. Четыре команды проведут четыре встречи в литературном кафе, которое они создадут сами.
Как устроить встречу с поэзией?
Вот что вам предстоит сделать:

1) Придумать название своему литературному кафе

2) Написать сценарий проведения поэтического вечера
В содержании сценария спроектировать следующие разделы:

  • «Визуальный поэтический ряд» (видеоролик 4-5 минут о поэтах и поэзии);
  • «Новое имя» (открытие нового имени в поэзии): это могут быть профессиональные, но малоизвестные публике поэты или юные поэты из числа стажеров, а также имена из «Альманаха» программы Литературного творчества);
  • «Читаем и спорим»: чтение поэтических текстов и дискуссия о них
  • «Размышления о поэтической метафоре» (в любом жанре: театрализация, танец, музыкальная композиция, вернисаж – вплоть до перформанса);
3) Провести со зрителями вечер в литературном кафе по созданному сценарию
Что важно учесть?
Критерии эффективной реализации:

  • точное отражение всех обозначенных в сценарии разделов и проведении вечера
  • интерактивное участие в содержании вечера гостей литературного кафе
  • общее время действа 45-60 минут
Рекомендации:
  • при реализации сценария рекомендуется, чтобы ваши гости стали участниками вашего действа
  • во время разработки проекта учесть возможность подключения зрителей и в режиме онлайн


Встречи
Мастер-классы
10 — 21 декабря
Задания
В декабре для успешного освоения программы вам необходимо выполнить шесть заданий и набрать более 60 баллов.
Способ оценки — система накопительных баллов. Критерии проверки можно найти в электронной системе Canvas, с которой вам стоит подружиться.

Филологические исследования
Дата выполнения — 9 декабря
Макс. — 10 баллов
Впечатление от текста Альманаха
Дата выполнения — 10 декабря
Макс. — 5 баллов
Авторский текст
Дата выполнения — 14 декабря
Макс. — 30 баллов
Читательские инициативы
Дата выполнения — 18 декабря
Макс. — 10 баллов
Критический отклик
Дата выполнения — 19 декабря
Макс. — 15 баллов
Литературный проект
Дата выполнения — 23 декабря
Макс. — 30 баллов
Литература для чтения
Здесь вы можете ознакомиться со списком литературоведческих источников, которые помогут вам в освоении программы

Список литературы
1. Богомолов Н. А. Стихотворная речь.

2. Гаспаров М. Л. Очерк истории русского стиха.

3. Гаспаров М.Л. «Снова тучи надо мною…». Методика анализа. (http://philology.ru/literature2/gasparov-97b.htm)

4. Гинзбург Л. О лирике (http://www.belousenko.com/books/litera/ginzburg_o_lirike.htm)

5. Гончаренко С. Поэтический перевод и перевод поэзии: константы и вариативность.

6. Жирмунский В. М. Теория стиха.

7. Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. Анализ поэтического текста. (https://www.booksite.ru/localtxt/lot/man/lotman_u_m/o_po/etah/i_poe/zii/o_poetah_i_poezii/)

8. Пронин В. А. «Теория литературных жанров», глава о балладе (http://www.hi-edu.ru/e-books/TeorLitGenres/tlj022.htm)

9. Холшевников В. Е. Основы стиховедения.

10. Холшевников В. Е. Стиховедение и поэзия.

11. Эткинд Е. Поэзия и перевод.

Предыдущая программа
В сентябре и октябре на программе «Литературное творчество» знакомились со знаковыми пьесами мировой литературы и создавали собственные спектакли.

Сборник литературных работ НИИЧАВО им. А. и Б. Стругацких

Контакты
8 (800) 100 76 63
lit.sochisirius.ru