Обоснованно ли упрекать Ахматову в том, что она меняла свои образы и не была настоящей? Я считаю, что нет, ведь поиск — это всегда действие, а действие обусловлено душевной неудовлетворенностью, желанием найти истину. С каждой «маской» Ахматова, словно фильтр, пропускала через себя жизнь каждого образа, оставляя в себе их лучшие качества и отсеивая ненужное, что потом помогло ей сложить мозаику своей жизни. Она создала свою поэтическую форму, острую и своеобразную, с оглядкой на психологическую прозу, и стала первой, кто показал многогранность женской натуры, складывающуюся как из вселенских страданий, так и из мелочей, незаметных глазу обычного человека. Ахматова пережила всех своих великих поэтических современников, в том числе Цветаеву и Мандельштама. Сберегли ее способность противостоять бедам и горю, воля жить своей жизнью, не подражая чужим судьбам. Спасла ее вера. «Молодые барышни, милые провинциальные поэтессы, усердно подражавшие Ахматовой, не поняли, что значат эти складки у горько сжатого рта», — заметил Илья Эренбург. «Они пытались примерить черную шаль, спадающую с чуть сгорбленных плеч, не зная, что примеряют крест».