Наталья Пушкина
Околоаналитическое эссе
по рассказу Ф. М. Достоевского
«Мальчик у Христа на ёлке»
июнь 2023 года
«Мальчик у Христа на ёлке» — художественный пример раннего творчества Ф. М. Достоевского, вдохновленный стихотворением Ф. Рюккерта «Ёлка сироты», но переосмысленный в духе традиции русского православного христианства.
Жанр святочного рассказа и заложенная идея отлично дополняется «сквозной» (для того периода творчества писателя) темой «униженных и оскорбленных»: все повествование сводится к формуле «ребенок замерз насмерть». Однако русская литература — далеко не про сюжет, поэтому расшифровку авторских смыслов, как мне кажется, стоит начать с анализа персонажной сферы.
Главный герой рассказа — безымянный маленький мальчик, о котором читателю известно немного, но главной характеристикой является его принадлежности к социальному дну. В течение всего повествования он не осознает всего ужаса, пронизывающего его жизнь. Из-за малолетства он не может осознать смерть матери или причину, по которой в ту холодную ночь от него отвернулся блюститель порядка.
Возраст мальчика — важная специально уточненная Ф. М. Достоевским деталь, которая легко интерпретируется через призму христианства: перед нами классический архетип ребенка — символ безгрешности, духовной чистоты и незлобливости, потому что возраст «лет шести или даже меньше» — «рубец», отделяющий младенца от отрока.
Так же примечательно, что в рассказе мальчик не контактирует с другими людьми напрямую, а его мысли и чувства представлены словами эксплицитного автора. Всё произведение так же пронизано его оценкой и комментариями, он обращает внимание на подробности ситуации, но оставляет их лакунами, рисуя достаточно общую картину повествования, которая в свою очередь строится на хронотопе.
Художественное время в произведении определено строгостью жанра — это канун Рождества, время обновления и томящего ожидания чуда. Действительно, «какой-то огромный город» готов к празднику: украшены витрины прилавков, а все люди давно сидят дома в окружении семьи, пока за окном крепчают морозы. Этому благополучному миру противопоставлены обитатели подвала, обреченные влачить свое жалкое существование в окружении холода, голода и смерти. Образ подвала — типичный топос жизни людей социального дна, этот образ позже будет встречаться, например, у Л. Андреева и у М. Горького. В контексте Рождества подвал можно считать деконструированным образом Вертепа — пещеры, где родился Христос, что делает жизнь, смерть и чудо в рассказе многогранными: посреди города, пронизанного духом Рождества, находится неблагополучная пещера с мертвой матерью и голодным младенцем, которые явно выбиваются из эстетики праздника.
Финал рассказа семантически насыщен и дуален: это настоящее чудо, что мальчик на ёлке воссоединяется с мамой, которая «умерла еще прежде его»; теперь они счастливы и больше никогда не столкнутся с нуждой. Казалось бы, конец произведения пронизан христианским светом, но Ф. М. Достоевский оставляет замерзший «маленький трупик» мальчика «внизу». Тело невинного ребенка осталось земным напоминанием мещанам о трагедии детства «униженных и оскорбленных», но есть «глобальный» смысл в его смерти? Поймут ли немые наблюдатели весь ужас его жертвы? Такой контраст обостряется тем, что на «Христовой ёлке» много таких деток, умерших от голода, холода и нищеты; возможно с точки зрения религии смерть для них, как бы не звучало цинично, единственный вариант, при котором их дальнейшая жизнь не скатилась бы в преступность и другие ужасы нищеты.
Символично то, что в «Дневнике писателя» рассказ «Мальчик у Христа на ёлке» заключен между двумя публицистическими текстами, повествующих о нелегкой судьбе неблагополучных детей: «Мальчик с ручкой» — о начале пути попрошаек, а «Колония малолетних преступников...» — об его конце. Но мальчик в анализируемом рассказе еще не относится к таким беспризорникам, поэтому есть основание полагать, что его «халатик» не привязан к детям-халатниками, а, скорее всего, параллелен с традиционным изображением младенца Христа, что не просто продолжает гоголевскую тему милосердия и сочувствия к людям, находящимся внизу социальной лестницы, а еще раз сопрягает поэтику рассказа с религиозной традицией.
Нельзя еще раз не упомянуть первоисточник сюжета — стихотворение «Ёлка сироты», в котором относительно счастливый финал однозначен, что невозможно в контексте «достоевского надрыва», в традиции классической русской литературы и в ситуации неразрешенной социальной обстановки.

Фридрих Рюккерт
Немецкий поэт, автор произведения «Ёлка сироты»
Все изображения взяты из открытых источников