Однако Ахматовский мир лирики не становится тусклым, гнетущим, ведь на смену приходит маска прозорливой гадалки: «И давно мои уста не целуют, а пророчат». Здесь она пылкая, энергетически цельная, вездесущая, принявшая особенный дар видеть и поучать. Ее образ — дьявольская сила: «Громко кличу я беду: ремесло мое такое». Ахматова пленяюще-бесстрашна перед Судом и сильна: «А за грех твой, милый мой, я пред Господом отвечу».
Бояться ей уже нечего: «Как хорошо, что некого терять и можно плакать». Берет начало Ахматова-легенда, с образом ее лирической героини связывают себя все влюбленные женщины. Так просто в момент колоссального накала внутренней энергии найти свое отражение в строках Ахматовой. Сильный женский голос Ахматовой льется над судьбами. Ахматова-легенда позволяет потерянным, увядающим женщинам-страдалицам не чувствовать себя изгоями, а быть настоящими героинями. Ведь сама Ахматова имела сложнейшую судьбу. Первый ее союз с Николаем Гумилевым, в котором синтезирована неслучайность мира и человека, закончился роковым расстрелом мужа в 1921. Эта трагедия прервала духовный союз двух литературных вершин. «Крепко спаяна на двоих одна душа» — Ахматова страдала безмерно, единственное, что она способна была сделать — это собирать его стихи, записи, сохранять память. Тайны страшных дней отголосками запечатлены в стихах. «Завещал мне, умирая. Благостность и нищету… Видит, крыльями звеня, как делюсь я коркой хлеба с тем, кто просит у меня» — снова образ блаженной, праведной женщины. Их сын, Лев Гумилев, фамилией отца, судимого за контрреволюционные убеждения, был обречен на сложный путь. Трудности возникали даже с образованием, а в 1935, 1938, 1949 годах его арестовывали. Периоды заключений сына Ахматова проводила в тюремных очередях, где видела страждущих, серых женщин, несчастных и беспременно ждущих. «Так не зря мы вместе бедовали...» – вся женская сущность, взаимность народной трагедии отражены в поэме «Реквием». Ахматовой, чувствующей и объединяющий боль в океане души, хочется довериться: «Я была тогда с моим народом, / Там, где мой народ, к несчастью, был». В своих образах, в своих пробах Ахматова не смешна, она величественна и достойна, она парит над своими «соучастниками», тянущимися к Ахматовой-легенде. «Мне, лишенной огня и воды, / Разлученной с единственным сыном... / На позорном помосте беды, / Как под тронным стою балдахином...». Связь женщин с лирической героиней сильна, ведь одному в своей трагедии остаться трудно и так нужна волна сочувствия: «Так много камней брошено в меня, / Что ни один из них уже не страшен». Может быть, понимание особенно сильно, оттого что Ахматова стремится не описать и рассказать, а старается выразить.