Екатерина Кувшинова
Ангел
октябрь 2022 года
«Для меня работа в Воскресной школе — это прежде всего любовь к детям, желание помочь сориентироваться в современном мире, в выборе правильного пути к Богу...», — так говорит наша учительница из Воскресной школы. И правда, Лариса Николаевна всегда была верна своим словам.
Лариса Николаевна Куликова — преподавательница Воскресной школы Ильинского храма в Апрелевке. Туда она пришла в 2004 году и осталась работать на 16 лет, до моего выпуска. Из наших разговоров я узнала, что родилась она в Новокузнецке. Там поступила в педагогическое училище, а потом преподавала в начальной школе. Лариса Николаевна пришла в храм, когда стала искать для себя смысл жизни. Вскоре после этого духовный наставник благословил ее на работу с детьми, и она начала обучать ребятишек Закону Божьему.
I
Мне запомнился первый урок с ней. С легкостью воспроизвожу его детали. Вхожу в класс: он в старом строительном вагончике, который обустроен для занятий. Это помещение размерами и обстановкой напоминает школьный класс, но снаружи выглядит как железная коробка. Захожу внутрь. Лариса Николаевна с нежностью и заботой приветствует меня, представляет ребятам, а затем указывает на свободное место. Сегодня проходим притчу о добром самарянине. Нам странно, что даже священник и левит не помогли лежащему у дороги человеку. Почему же помог самарянин? Учительница объясняет, что он поступил так, как подсказала ему душа. В конце урока преподавательница говорит ребятам не разбегаться — через пять минут идем на трапезу, так в храме называют прием пищи. К столовой класс идет быстро, чтобы не намокнуть под дождем; только один мальчик бежит в противоположную сторону. Лариса Николаевна тихо просит его вернуться. Парнишка неожиданно разворачивается и подходит к ней, больше не отставая от группы. Учительница мягко берет его за руку и ведет за собой.
В столовой перед приемом пищи замечаю икону с изображением ангела. Перевожу взгляд на Ларису Николаевну. Какой же похожей на ангела она кажется в этот момент! Такая же статная, добрая и заботливая. Такими и должны быть все учителя в мире!
II
Лето. Поездка в Троице-Сергиеву Лавру. Собираемся у храма рано — в 5 утра. У экскурсионного автобуса нас встречает Лариса Николаевна. Мы прощаемся с родителями и рассаживаемся по местам. Наступает время выезжать, но нет Кристины с мамой. Где они? Учительница спокойно звонит Кристине и непринужденно разговаривает с ней, потом откладывает телефон и просит водителя заехать за ними. Через три минуты девочка радостно вбегает в автобус, а ее мама извиняется за опоздание. Лариса Николаевна с улыбкой просит в следующий раз быть пунктуальнее.

Анатолий Горошко. «Троице-Сергиева Лавра», 1974
Выключается свет. Я постепенно засыпаю и сквозь сон слышу голос учительницы. Она напевает утренние молитвы. Ребята, которые не успели заснуть, стараются петь с ней хором, но ее голос ярче и мягче остальных. Мне
нравится эта атмосфера: ощущается как уютное гнездышко, а молитва действует не хуже колыбельной.
Через три часа въезжаем в Сергиев Посад, заселяемся в гостиницу и идем в храм на территории Лавры. На улице жара, и печет солнце, а идти еще долго. Но ничего, с рассказами Ларисы Николаевны куда угодно дойдем. Это не предположение — мы сами проверяли. Месяц назад ездили на экскурсию в музей, и учительница рассказывала о царской семье и последнем российском императоре. Два часа в электричке показались пятью минутами. Сегодня дорога тоже превратилась в увлекательное путешествие, и вот мы уже входим на территорию Лавры и идем к главному собору. Я пытаюсь рассмотреть голубые купола на верхушке церкви, поднимаю голову так, что платок спадает на шею. Еле видны верхние кресты. Хочется скорее посмотреть на храм изнутри. Наконец заходим в собор, но не на экскурсию, а на богослужение. Нужно стоять тихо и молиться, а мы носимся по собору и рассматриваем иконы. Они старые, слегка поблекшие, но написаны искусно. И расположены не только на стенах, но и на потолке. Стараемся посмотреть на каждую из них и полюбоваться каждой мелочью. Насмотревшись на иконы, мы встаем в уголке, чтобы слушать богослужение.
Александр Простев. Из серии «Житие преподобного Сергия Радонежского»
По ощущениям проходит час, и стоять становится трудно. Смотрю на часы — прошло двенадцать минут. Не рассчитали мы свои силы. Девочки устало перебирают складки юбок и рассматривают других прихожан, а мальчишки и вовсе собираются сбежать из собора. Лариса Николаевна видит, что на богослужении ее воспитанникам тяжело, и начинает объяснять, зачем люди ходят в храм. Это объяснение переходит в рассказ о житии Сергия Радонежского, и время в соборе уже не кажется таким бесконечным. Мы узнаем, что святой Сергий в детстве не любил учиться, но потом встретил монаха, который научил его молитве об образовании. Сергий читал ее ежедневно, и вскоре Господь помог мальчику в обучении. Подходим к иконе Сергия Радонежского и видим на деревянной рамке ту самую молитву. По очереди читаем ее и возвращаемся. Богослужение подходит к концу. Стоим ровно, тихо и по-настоящему молимся, каждый о своем. Беседа учительницы произвела нужное впечатление.
Александр Простев. Из серии «Житие преподобного Сергия Радонежского»
III
Прошло два года после моего окончания Воскресной школы. Я иду по знакомой площади перед Ильинским храмом. На ступеньках церкви собрались люди. Бьют колокола — сегодня церковный праздник, день пророка Илии. Перехожу дорогу между площадью и узкой тропинкой, которая опоясывает храм, радостно оглядываюсь и вдруг вижу: Лариса Николаевна стоит на верхней ступеньке. Как же давно я ее не видела! Преподавательница совершенно не изменилась. Узнала ее сразу: она была в светлом длинном платье и белом платке, аккуратно повязанном на голову. Так учительница приходила к нам каждое воскресенье и ездила на экскурсии. На ее лице — привычная теплая улыбка. Эта улыбка напоминает мне моменты из Воскресной школы. Мысленно переношусь в счастливое время занятий в храме и наслаждаюсь ощущениями.
Праздничное богослужение заканчивается. Люди выходят из церкви толпами, разговаривают, шумят, суетятся. Я ненадолго отвлекаюсь на прихожан, и этого хватает, чтобы потерять учительницу из виду. Найти бы ее, но я спешу к репетитору. На следующий праздник надо будет обязательно сходить в церковь. Вдруг получится встретить ее? Как бы мне хотелось, чтобы она тоже узнала меня!
Егор Зайцев. «Верую...», 2006
С момента, когда я последний раз видела Ларису Николаевну, минуло полгода. За это время мы так и не встретились. На календаре седьмое декабря. Для большинства людей этот зимний день не отличается от других, но не для меня. Сегодня мой день ангела. Этот праздник люблю больше всех остальных, и каждый год радуюсь его наступлению. Однако отмечать такие праздники не принято, поэтому собираю рюкзак, одеваюсь и иду в школу. Захожу в школьный двор, достаю телефон и проверяю мессенджеры. На экране в строке «Уведомления» — Whatsapp +1. Нажимаю на сообщение и вижу, что оно от Ларисы Николаевны: учительница поздравляет меня с Днем ангела. Я сразу вспоминаю свое первое детское впечатление.
Быть может, она — и правда ангел?
Фото превью: картины Виктора Низовцева «Ангел», Жанны Щепетовой «Падающая звезда»
Верстка: Ангелина Татаринцева