Дарья Колодина
Прошлое и настоящее в романе Евгения Водолазкина «Авиатор»
Предположим.
Предположим, перед вами список литературы — современной, прошу заметить. И нужно непременно выбрать одну книгу, которая станет вашим другом на ближайшую неделю.
Вы, конечно, начнёте с того, что пробежитесь глазами по фамилиям авторов, выхватывая уже известные. «О, этого помню, — подумаете вы. — Приходилось что-то читать у него, но не то, не то…» Или вот, например: «Ага, старый знакомый! Ну-с, посмотрим, чем ты порадуешь меня в этот раз!» Затем — черёд названий. Не удалось заинтриговать — прощай, книга, до лучших времён. Или вообще — навсегда. И наконец, аннотация. Что вы ищете в ней? Описание сюжета, подтверждение гениальности автора или, подобно мне, упоминание времён, давно минувших?..
Уверена, среди вас найдутся такие любители далёкого, а может, и не очень далёкого прошлого, для которых обращение к историческим событиям едва ли не главный критерий выбора книги. Читательский интерес, конечно, имеет определённое значение, но и у самих писателей должны быть причины кропотливо исследовать архивы ради рассказов, повестей и романов.
Безусловно, эти причины есть. К примеру, некоторые проблемы прошлого существуют и в наши дни. Так почему бы современному писателю не затронуть их в романе, посвящённом событиям, скажем, столетней давности? Он может, в конце концов, поступить как древний грек: в контексте прошлого рассказать о настоящем. Вспомните Софокла с его «Царём Эдипом» — в трагедии речь идёт о глубокой древности, но под маской Эдипа знаток античности угадывает черты Перикла.

Кроме того, история есть огромное поле для исследований, на котором при должной обработке можно взрастить не одно хорошее произведение. Современные авторы работают с мемуарами, проливая свет на события, неизвестные простому читателю. Мария Черняк в статье «Эхо Серебряного века в современной беллетристике» упоминает роман Елены Колиной «Мальчики да девочки», основанный на воспоминаниях поэтессы Ирины Одоевцевой, которая не была так популярна, как её современники. Если читатель, имея общее представление об истории (в частности, о Серебряном веке), пожелает узнать что-то новое, такая книга будет ему интересна. Но и это ещё не всё: возможность по-новому взглянуть на исторические события тоже никто не отменял. Переосмысление не только самих событий, но и «вечных» тем и вопросов — ровно та задача современной литературы, которая решается с привлечением исторического материала.
Но абстрактно рассуждать о чём-то — это одно дело, а подкреплять эти рассуждения чем-нибудь весомым вроде реально существующего произведения — уже совсем другое. Но не сказать, что невыполнимое. Я выбрала для этой цели роман Евгения Водолазкина «Авиатор».
Главный герой, Иннокентий Платонов, — «ровесник века». Автор часто повторяет это словосочетание применительно к персонажу, окружая его ореолом «избранности». Хотя, как по мне, героя следовало бы назвать гражданином века: его жизненный путь полностью принадлежит двадцатому столетию, в конце которого он производит фурор одним своим существованием. Платонов хранит в своей памяти обрывки прошлого, которые постепенно складываются в цельную картину, пытается восстановить для себя годы, проведённые в заморозке, и пишет настоящее, привлекая к этому близких людей — жену Настю и доктора Гейгера.
А теперь вопрос, причём очень важный: почему — «Авиатор»?

Герой же не управлял самолётом, хотя был влюблён в авиацию. Слово «авиатор» приобретает в названии романа и в его эпиграфе метафорическое значение, и оно даже шире, чем в одноимённом стихотворении Блока, которое вспоминает Платонов. Авиатор там ассоциируется со свободой, но свобода эта чревата смертью — вот вам отличная метафора человеческой жизни. В рецензии на «Авиатора» Станислав Секретов пишет: «Платонов <…> — авиатор в изобретённом Водолазкиным новом значении старого понятия. Авиатор — человек с широчайшим обзором мира». Название вводит важный для символизма мотив пути, и не просто пути — полёта. Если учесть два этих факта, получается следующее: Платонов — человек, озирающий эпоху как бы с высоты птичьего полёта; обзор его достаточно широк, чтобы рассмотреть и впоследствии передать на бумаге целый век, описать его с детальной точностью. Много на свете таких людей? То-то же. Потому — не лётчик, а именно авиатор. Это слово — игра оттенков, помогающая выразить уникальность героя.
Иннокентию Платонову, который воссоздаёт в дневнике прошлое, постепенно растворяющиеся во времени детали кажутся наиболее значимыми. «Интересует меня, — отмечает герой, — самая мелкая повседневность, то, что современникам кажется само собой разумеющимся и не достойным внимания». Незначительные, казалось бы, подробности — это первое, что стирается из памяти, а ведь из них и состоит время.

Нашу собственную реальность тоже нужно как-то сохранить. Законсервировать во всех её проявлениях и мельчайших деталях. Записать, как сделал это Платонов.


Спектакль «Авиатор», театр «Школа современной пьесы»

Фото предоставлены проекту Театр To Go пресс-службой театра. Фотограф Александр Иванишин
Кто-то из современных драматургов сказал однажды:

«Мы нужны для архивации современности»

Та же мысль звучит в «Авиаторе»: ставится вопрос о
предназначении писателей, которые живут здесь и
сейчас, и Иннокентий Платонов — один из них.
Мысль о том, что люди на протяжении веков не меняются, была высказана уже давно. Сразу вспоминается Булгаков — сцена в варьете и та самая речь Воланда: «Ну что же… они – люди как люди. <…> В общем, напоминают прежних…» Главный герой «Авиатора» тоже вполне может судить об этом: ему, в общем-то, есть, с чем сравнивать. И всё же в новой реальности его больше всего удивляют достижения технического прогресса. Компьютеры, дома, машины поражают его, но в новых современниках он отмечает изменившуюся манеру речи — и только.
«Авиатор» подтверждает, что природа людей — это всё-таки константа, но уж никак не переменная. Фразы, всплывающие в сознании Платонова, знакомы и нам: «понедельник — день тяжёлый», «во всём должна быть своя тайна, особенно в женщине». Фразы — тоже константа. И, что особенно удивляет, некоторые события тоже постоянны. Диалог о шапке — «говорил ей: в холода носи шапку, иначе отморозишь уши. <…> Она соглашалась, мол, да-да, надо бы, но не носила», — и скандал, «безобразный, изнурительный», — воспоминания, пришедшие на ум Иннокентию Платонову после разморозки, когда для него ещё не было времени, могли бы с равным успехом относиться и к началу двадцатого столетия, и к его середине, и к концу.
Какое место в истории занимает отдельно взятый человек?





А вот этим вопросом человек задаётся с глубокой древности. Размышляет над этим и Водолазкин, противопоставляя мировую историю истории индивидуальной.

Что важнее: Ватерлоо или вечерний разговор на кухне? Получается, что в масштабах одной личности простая беседа важнее чего-то большого и, казалось бы, безумно значимого. События глобальной истории для жизни конкретного человека — не более, чем фон. Настоящая история — внутри каждого из нас.

Собственно, к чему я это всё?

В «Авиаторе» Евгений Водолазкин демонстрирует взгляд на исторический процесс с высоты полёта железной птицы, взгляд, проникающий в скрытые уголки эпохи, в мельчайшие её подробности. Писатель рассуждает о месте человека в мировой истории и — месте самой истории в жизни человека, приходя к любопытным выводам о важности микроистории. Описание Иннокентием Платоновым прошлого наталкивает на размышления о настоящем, в частности — о роли писателя в современном обществе (проблема, кстати, довольно старая). И наконец, открывшееся существование вневременных явлений заставляет иначе взглянуть на историю вообще.


И только теперь можно ответить на вопрос: почему всё-таки писатели обращаются к истории? Этот материал — по-настоящему огромное пространство для переосмысления. Если вам кажется, что здесь уже изучено и переработано абсолютно всё, отбросьте эти мысли и никогда к ним не возвращайтесь. История — неисчерпаемый источник идей для писателей, она вершится каждую секунду, и в этом принимаем участие мы сами.
Используемые в оформлении фотоматериалы:

изображение sverdlovskavia с сайта https://www.livejournal.com/
рисунок на обложке «Авиатора» Михаила Шемякина, созданный специально для издания
Издательство АСТ, 2016






Вёрстка: Ангелина Ларичева