Цветовая
Гамма
Нашего
Проекта
Образовательный центр «Сириус»
«Литературное Творчество.Журналистика»
Кто это сделал?
Кто скрывается за словом «автор» и что такое культура авторства
Подростки хотят самовыражаться. Для этого они создают произведения разного характера, стремятся выразить в них индивидуальность. Это мощный тренд в современном обществе, который сильно влияет на формирование культуры авторства. Из этого вытекает проблема: неверное понимание авторства и самой цели творчества.

Чтобы довести собственные произведения до высокого уровня необходимо воспитывать в себе культуру авторства, формировать собственный стиль, практиковаться.
Культура авторства это не про количество, а про качество. Многие авторы с развитыми профессиональными навыками могут не иметь большой аудитории в начале своей карьеры. Раскрутившиеся звезды, напротив, быстро теряют свою популярность из-за однообразия и дилетантства своего творчества.
Благодаря развитию технологий автором может стать практически каждый. На что же все-таки стоит опереться: на устойчивые каноны совершенствования своих навыков или на вероятность внезапного успеха?

Мы провели опрос среди школьников, в ходе которого выяснилось, что 26 человек из 60 не публикуют свои работы в открытый доступ по разным причинам. Одни считают, что их работы не достаточно профессионально выполнены из-за отсутствия опыта, другие творят “для себя”, третьи просто не знают, как грамотно это сделать. Ребята не могут раскрыть свой потенциал из-за страха неудачи.

Каждый творческий человек сталкивался с проблемами в своей деятельности, но находил выход и добивался желаемого результата. Нашей команде удалось поговорить с подростками, которым удалось справиться с трудностями, и теперь они поделились с нами своими историями становления авторами


Культура авторства
Авторство можно толковать по-разному. В своей статье Р. В. Раппопорт приводит три уровня культуры авторства. На базовом уровне авторский текст подразумевает отказ от плагиата.
Далее авторство рассматривается как особая культурная ценность, которая обладает особенностью стиля, уникальностью. Такое произведение становится отражением личности автора и частью культуры.
Третий уровень авторства – это общественное признание, средство к приобретению популярности. Произведение, достигшее этого уровня, может поставить молодого автора в один ряд с теми, кто уже достиг успеха.
Мы побеседовали с несколькими людьми, чтобы понять, как же развивать свое творчество.
Наши герои
За помощь в создании лонгрида благодарим экспертов, которые согласились дать свои комментарии
  • Борис Ковалев
    Член Союза писателей Санкт-Петербурга, преподаватель направления «Литературное творчество» в ОЦ «Сириус», поэт и переводчик
  • Римма Раппопорт
    Учитель первой категории, член союза писателей Санкт-Петербурга, блогер, преподаватель-исследователь СПБГУ

  • Анна Клюква
    музыкант, автор-исполнительница


  • Даниил Бессонов
    Скрипач, Гран-при среди лауреатов I премии III Всероссийского конкурса молодых музыкантов "Созвездие"
  • Дарья Золотова
    Студентка магистратуры «Литературное мастерство»

  • Юлия Т.
    Автор песен, музыкант, знакомая одного из авторов


С чего начинается авторство
Дарья учится на факультете литературного мастерства и публикует собственные произведения. Она поделилась своей историей и рассказала, какой была дорога в литературный мир.
«Когда мне было пять лет я решила, что хочу быть писательницей. Помню, что первое произведение называлось «Маша», а за ним было много каких-то сказок, рассказов, стихов… В 11 я писала повесть, которая уместилась в две тетрадки. Подружки тайком читали её на уроках. Потом я узнала о возможностях публикации в интернете, но долгое время боялась выкладывать тексты в сеть и начала делать это только в 13».
Исполнительница и автор песен Аня Клюква ещё два года назад не представляла, как будет петь произведения собственного сочинения на большой сцене. Аня вспомнила, какие жизненные ситуации стали решающими событиями в музыкальном творчестве.
«В 13 лет папа отвёл меня на прослушивание. Я всегда была открытой, но боялась. Я выступала в музыкальных коллективах, начала снимать видео. Потом поняла, что хочу снимать каверы, режиссировать и начала заниматься этим: я училась сводить песни, добавляла пианино, барабаны. Первую свою песню «Увидимся летом» я написала в 2020 году. И потом в мою жизнь пришла «Большая Перемена», где всем талантам найдется место, которая помогла исполнить мою мечту - спеть песню на стадионе».
Проблемы будут всегда
Юные авторы вкладывают в свои творения особенно много эмоций и сил и поэтому очень трепетно относятся к их судьбе. С какими именно проблемами они могут столкнуться в начале творческого пути?
«Было очень непривычно выкладывать тексты на открытой площадке, где любой человек может прочитать и прокомментировать, в том числе обругать. В то время были популярны подборки ляпов из фанфиков, страшно было тоже попасть в такую»

Дарья Золотова

Многие при публикации своих работ в открытом доступе используют псевдонимы. Но желание отстраниться от возможного негатива – не единственная причина их распространенности. Многие используют вымышленные имена, потому что им просто хочется создать необычный, цепляющий аудиторию образ, для чего настоящая фамилия автора часто не подходит.

Бороться со страхами сложно, но необходимо для совершенствования своего творчества. Опыт публикации и взаимодействия с аудиторией помогает получить обратную связь о своем произведении, позволяет посмотреть на свое творчество с несколько другой стороны.

«Явного осуждения, буллинга никогда у меня не было, за что я очень благодарна. Мысли об этом были, был страх. Но надо держать в голове, что всё временно, и осуждение тоже. Если ты уверен в своём творчестве, вряд ли тебя что-то сможет сбить с ног», - делится Анна.
К сожалению, авторские права часто нарушаются. Своей историей поделилась молодая исполнительница Юлия Т.:
«В 15 лет я написала свою первую песню. Когда я нашла битмейкеров, была в восторге от их демо-версии придуманной мною мелодии. Неожиданно они пропали на три недели. Потом всё-таки вышли на связь и объяснили отсутствие командировкой и проблемами с сим-картой. А затем выпустили трек с музыкой, которую писали для меня. Даже текст был похож. В песню я вложила душу, а они сплагиатили и обесценили мой труд.

В итоге я нашла крутых битмейкеров, которые работают с Полиной Гагариной, Artik&Asti и другими известными артистами. Они воплотили мою задумку, трек был размещён на всех музыкальных площадках страны. Появилась команда, которая не подведёт. Я продолжала писать»

Как избежать нарушения авторских прав?
1
Не забывай про знак ©
Он означает copyright — «авторское право» в переводе с английского языка. Рядом с ним ставится имя правообладателя и год первого опубликования произведения. Однако этот знак — не самый надёжный способ охраны. Просто в случае нарушения авторских прав будет легче доказать, что произведение ваше.
2
Депонируй авторское право
Вы можете документально зафиксировать интеллектуальную собственность и получить свидетельство об авторстве. Для этого обратитесь к партнёрам Российского Авторского Общества.

Что делать, если авторские права уже нарушены?
Зафиксировать нарушение (например, у нотариуса)
Написать досудебную претензию с требованиями к нарушителю
Подать исковое заявление в суд, если ответ на претензию не устраивает
Вам, как физическому лицу, стоит обратиться в районный суд. Нужно будет доказать, что вы обладаете исключительными правами на произведение и аргументировать размеры компенсации ущерба.
Если ситуация доходит до возбуждения судебного дела, стоит подать исковое заявление в суд (административное дело) или заявление в полицию (уголовное дело). С 14 лет вы можете сами подать исковое заявление, но до совершеннолетия в судебном процессе ваши свободы и интересы будут защищать законные представители. Вы тоже обязательно будете участвовать в деле.
Поддержка молодого автора
Талант — это не волшебство, а количество часов, вложенных в мастерство.
«Музыкант должен дарить эмоции. Не всегда тот, кто круто поёт, может их передать. Когда смотришь на выступление, слышишь красивый голос, но вскоре о нём забываешь. А когда люди горят своим делом, даже если поют фальшиво, ты чувствуешь музыку, она запоминается и откликается в сердце. Вот что важно – передать эмоцию», - говорил Анне Клюкве ее наставник.
По мнению исследователя СПбГУ Риммы Вадимовны Раппопорт, для воспитания в детях культуры авторства нужно развивать в людях индивидуальность. Так они смогут увидеть себя настоящих, свои настоящие желания, а не то, что навязывается или предлагается извне. Поиск себя начинается с отказа от готовых формул, чужих слов. Тогда с уровнем авторства будет расти и уровень субъектности среди молодежи, уровень ответственности за себя.
Но часто юные люди не получают адекватной обратной связи на своё творчество. Экспертная обратная связь и качественная оценка со стороны помогают одаренности развиться, укрепиться и перерасти в профессионализм. Поддержка и наставничество помогают проявить выдающегося авторов, который пока что незаметен в толпе.
Молодым людям нужно пробовать творить, это ценнейший опыт. Они часто смелее и свободнее взрослых, поэтому их творческие проекты могут менять мир вокруг.
«Пиши! Пиши! Рано или поздно свой слог ты найдешь, пиши от души!» - друг Анны
Поддержка друзей – важный аспект на пути развития творческого таланта молодого автора. Помогают слова друзей, перечитывание откликов слушателей и читателей, мысли о том, что творчество автора имеет смысл.

Наша команда
  • Max Holden
    Founder & Art Director
  • Max Holden
    Founder & Art Director
  • Max Holden
    Founder & Art Director
  • Max Holden
    Founder & Art Director
  • Max Holden
    Founder & Art Director
  • Max Holden
    Founder & Art Director
  • Max Holden
    Founder & Art Director
  • Max Holden
    Founder & Art Director
  • Max Holden
    Founder & Art Director
  • Max Holden
    Founder & Art Director
  • Max Holden
    Founder & Art Director
  • Max Holden
    Founder & Art Director
  • Max Holden
    Founder & Art Director
  • Eva Stark
    Customer Support
  • Julia Bush
    Design Director
  • Carlos Lott
    Marketing Director