— У многих участников лингвистических олимпиад есть любимые задачи. У меня, например, это задача на тибетский язык, на тибетские числительные из курса «Лингвистическая антропология» на портале «Сириус.Курсы». А какая у вас любимая задача?— Задача на тибетские числительные, конечно, красивая, но мне кажется, что она чуть слишком сложная.
Я больше всего люблю задачу Бориса Иомдина про поисковую машину, про Карлсона, Фрекен Бок и т.д. Очень хорошая задача, а главное — глубокого содержания — показывает, как работают поисковые системы.
— Сейчас вы не только ученый, но и популяризатор. Как вы начали популяризировать науку?— Наверное, это произошло, когда я стал сам сочинять лингвистические задачи для олимпиад. Еще будучи школьником, я решил попробовать себя в этом. Сейчас это модно, сейчас школьники часто сочиняют задачи. Вот мне на день рождения преподнесли подборку задач, и мне надо их решать, участвовать в олимпиаде, составленной в честь моего дня рождения. Тогда это не было так распространено, но тоже часто бывали на олимпиадах по лингвистике задачи, составленные школьниками. Я стал сочинять задачи, потом начал вести факультатив по лингвистике. Так постепенно все и завертелось.
— Какую составленную вами задачу вы считаете самой интересной, самой увлекательной?— У меня есть задача про руническое письмо — на «Элементах» можно найти
ссылку — задача, где дано зашифрованное сообщение, и надо понять, как германские рунические мастера записывали тайные послания, нумеруя буквы хитрым образом. Изящно получилось.
— Кроме популяризации науки, вы занимаетесь преподаванием. Какой был ваш первый опыт в преподавании?— Преподавание для школьников. Вел я разовые занятия по лингвистике при РГГУ. Первый настоящий долгосрочный опыт был в Школе юного филолога филологического факультета МГУ. Я уже пять лет учился в вузе, стал преподавать курс под названием «Введение в индоевропеистику». Я тогда, довольно очевидным образом, был неопытным преподавателем. Я плохо понимал, что такое «сложно», что такое «просто» для аудитории, как все это вообще работает, и это получился очень сложный курс. Сейчас я с ужасом смотрю на те занятия. До конца его дожили три человека. С другой стороны, может быть, это самый удачный мой курс, потому что одним из этих трех человек был Антон Кухто, мой впоследствии друг и соавтор, который сейчас является аспирантом Массачусетского технологического института. Да, и это, в некотором смысле, очень важный результат — моего преподавания в том числе — он поступил на филфак МГУ, потом уехал в очень хорошее место учиться, продолжать писать диссертацию. И, собственно, это некоторый знак того, что курс по индоевропеистике удался, даже несмотря на всю его сложность.