«Эти пугливые люди, думал я, похожи на начисто лишённых воображения учёных-экспериментаторов. Получив нетривиальный результат, они шарахаются от него, поспешно объясняют его нечистотой эксперимента и фактически уходят от нового, потому что слишком слились со старым, уютно уложенным в пределы авторитетной теории», — так говорит Александр Привалов, главный герой книги «Понедельник начинается в субботу». Его утверждение перекликается с идеями, заложенными Морисом Метерлинком в произведении «Синяя птица». Не случайно именно дети являются основными персонажами пьесы бельгийского автора: их разум пока не закован в рамки, он не отторгает того, что не вписывается в привычную реальность. Перефразируя тему сочинения, можно задать вопрос: а нужно ли быть смелым, чтобы видеть скрытое?
С одной стороны, в пьесе «Синяя птица» драматург показывает не «пугливых», а решительных детей, не побоявшихся отправиться в путешествие за птицей, в существовании которой можно усомниться. Мы видим смелость и в действиях Тильтиля, открывшего потайную дверь, несмотря на предупреждения Ночи, что «там все самое жуткое, что только может представить человек». Герой также проявляет силу воли и готов «жертвовать всем во имя долга» в Саду Блаженств, чтобы видеть истину, а не яркую обертку. В лесу, где обитают Деревья, на долю мальчика выпадают ужасные испытания. «Теперь ты понимаешь, что в этом мире Человек — один против всех», — эти слова произносит Душа Света, объясняя, что только отважные могут существовать среди разучившихся видеть. Но почему же они больше не видят? Потому, может, что им не хватает смелости признать, что все невероятные вещи действительно существуют?
С другой стороны, вспоминая повесть Михаила Афанасьевича Булгакова «Собачье сердце», можно привести и контраргументы. Например, профессор Преображенский бесстрашно и, по сути, безрассудно пошёл против природы, поставив себя на место творца. Филипп Филиппович пытался улучшить человека, но эксперимент оказался крайне неудачным.
Теперь, по-новому оценив ситуацию со скрытой дверью в Царстве Ночи, мы понимаем, что Тильтиль был смелым настолько, что это заглушило голос разума, и герой, напротив, не смог увидеть скрытое — настоящую Синюю птицу. Поэтому можно сказать, что на поставленный вопрос однозначного ответа нет, однако напрашивается вывод, что всего должно быть в меру: и смелости, и здравого смысла, и испокон веков присущего нам страха неизведанного. Знаменитый французский писатель Марк Леви советовал: «Сохраняйте ясность ума, чтобы признавать то, что вам не под силу изменить, смелость, чтобы изменить то, что вам под силу, и мудрость, чтобы видеть разницу между первым и вторым». По моему мнению, именно такой взгляд на жизнь может помочь совершать меньше ошибок, но при этом не отказываться от познания. Тогда не нужны нам будут волшебная зеленая шапочка и чудесный алмаз, чтобы разглядеть мир по-настоящему, и станут «в каждом доме, где живут с открытыми глазами, все дни недели — воскресные».