Образовательная программа «Драматургия»
для школьников 6-8 классов

Сочинения по пьесе
М. Метерлинка «Синяя птица»
июнь 2019 года
Храбрым помогает не только судьба, но гораздо более — разумное суждение.

Цицерон Марк Туллий
«Эти пугливые люди, думал я, похожи на начисто лишённых воображения учёных-экспериментаторов. Получив нетривиальный результат, они шарахаются от него, поспешно объясняют его нечистотой эксперимента и фактически уходят от нового, потому что слишком слились со старым, уютно уложенным в пределы авторитетной теории», — так говорит Александр Привалов, главный герой книги «Понедельник начинается в субботу». Его утверждение перекликается с идеями, заложенными Морисом Метерлинком в произведении «Синяя птица». Не случайно именно дети являются основными персонажами пьесы бельгийского автора: их разум пока не закован в рамки, он не отторгает того, что не вписывается в привычную реальность. Перефразируя тему сочинения, можно задать вопрос: а нужно ли быть смелым, чтобы видеть скрытое?

С одной стороны, в пьесе «Синяя птица» драматург показывает не «пугливых», а решительных детей, не побоявшихся отправиться в путешествие за птицей, в существовании которой можно усомниться. Мы видим смелость и в действиях Тильтиля, открывшего потайную дверь, несмотря на предупреждения Ночи, что «там все самое жуткое, что только может представить человек». Герой также проявляет силу воли и готов «жертвовать всем во имя долга» в Саду Блаженств, чтобы видеть истину, а не яркую обертку. В лесу, где обитают Деревья, на долю мальчика выпадают ужасные испытания. «Теперь ты понимаешь, что в этом мире Человек — один против всех», — эти слова произносит Душа Света, объясняя, что только отважные могут существовать среди разучившихся видеть. Но почему же они больше не видят? Потому, может, что им не хватает смелости признать, что все невероятные вещи действительно существуют?

С другой стороны, вспоминая повесть Михаила Афанасьевича Булгакова «Собачье сердце», можно привести и контраргументы. Например, профессор Преображенский бесстрашно и, по сути, безрассудно пошёл против природы, поставив себя на место творца. Филипп Филиппович пытался улучшить человека, но эксперимент оказался крайне неудачным.

Теперь, по-новому оценив ситуацию со скрытой дверью в Царстве Ночи, мы понимаем, что Тильтиль был смелым настолько, что это заглушило голос разума, и герой, напротив, не смог увидеть скрытое — настоящую Синюю птицу. Поэтому можно сказать, что на поставленный вопрос однозначного ответа нет, однако напрашивается вывод, что всего должно быть в меру: и смелости, и здравого смысла, и испокон веков присущего нам страха неизведанного. Знаменитый французский писатель Марк Леви советовал: «Сохраняйте ясность ума, чтобы признавать то, что вам не под силу изменить, смелость, чтобы изменить то, что вам под силу, и мудрость, чтобы видеть разницу между первым и вторым». По моему мнению, именно такой взгляд на жизнь может помочь совершать меньше ошибок, но при этом не отказываться от познания. Тогда не нужны нам будут волшебная зеленая шапочка и чудесный алмаз, чтобы разглядеть мир по-настоящему, и станут «в каждом доме, где живут с открытыми глазами, все дни недели — воскресные».
«Может быть, в этой чудесной погоне за счастьем и заключается само счастье?» — спрашивал Александр Блок. А даёт ли Метерлинк ответ на этот вопрос?
Морис Метерлинк — писатель-символист, живший на рубеже девятнадцатого и двадцатого столетия. Его карьера в литературе складывалась сложно, но это, однако, ничуть не останавливало драматурга. Его самым известным произведением является «Синяя птица», что не удивительно, ведь эта сказка о счастье. Но говорит ли автор пьесы, о каком именно счастье он пишет? С одной стороны, ответ на этот вопрос предельно прост. «Она хочет быть счастливой», — говорит Фея о своей больной внучке. И сам Метерлинк в книге «Мудрость и судьба» пишет: «В настоящее время отсутствие счастья составляет одну из болезней человечества... И подобно тому, как существуют доктора против болезней, следовало бы иметь докторов, врачующих от отсутствия счастья». В пьесе «Синяя птица» писатель берёт на себя роль такого необыкновенного доктора и даёт каждому читателю рецепт счастья. Универсальный. Один на всех.

Особенностью многих произведений Метерлинка является символичность. А потому и счастье имеет в его произведении свой символ — Синюю Птицу. Почему птица? Ответ на этот вопрос можно найти в песне Аллы Пугачёвой на слова Вероники Тушновой:
«Счастье — что оно? Та же птица:
Упустишь — и не поймаешь,
А в клетке ему томиться
Тоже ведь не годится,
Трудно с ним, понимаешь?
»

А почему именно синяя? Возможно, потому что в психологии синий цвет обозначает «спокойствие, умиротворение», а такое состояние часто называют счастьем. Но, с другой стороны, Синяя птица вовсе не делает людей счастливыми. Тильтиль и Митиль ищут её, а находят важнейшие ценности жизни. В «Стране Воспоминаний» дети узнают, что важно помнить о прошлом: как ради своих предков, просящих думать о них: «Вот если бы вы ещё там за нас молились...», так и ради самих себя и своего будущего.

Во «Дворце Ночи» герои сказки-феерии открывают для себя новый мир — мир трудностей. «Я и не подозревал... Я никогда ничего подобного не видел... У меня руки замёрзли...», — говорит Тильтиль, потрясённый тем, каким жестоким бывает мир. Дети понимают, что мы, люди, не должны терять человечность в погоне за счастьем, не должны забывать о других и брать только свою часть. Взяв у Ночи слишком много синих птиц, герои в итоге остались ни с чем. В рассказе Чехова «Крыжовник» Николай Иванович нашёл счастье, но взял больше, чем ему было нужно, на что его брат сказал: «К моим мыслям о человеческом счастье всегда почему-то примешивалось что-то грустное, теперь же, при виде счастливого человека, мною овладело тяжёлое чувство, близкое к отчаянию».

В «Царстве Блаженств» Тильтиль и Митиль встретились с человеческими пороками. Их внешняя привлекательность манит, а внутренняя грубость и пустота отталкивают. Главное, вовремя заметить это и перестать слепо следовать непреодолимым греховным желаниям. Только так человек сможет остаться хозяином своей жизни. Но в этом же царстве живут и простые человеческие Радости, главная из которых — Радость Материнской Любви. Про всех матерей мира она сказала: «Когда же они грустят, стоит им поцеловать ребёнка, стоит ребёнку поцеловать их — и все слёзы, подступающие к их глазам, превращаются в звёзды...» Она научила детей тому, что самая большая радость есть не только Любовь Матери, но и ответная Любовь К Ней.

Герои пьесы преодолели огромный путь в поисках счастья и
вернулись домой, казалось бы, с пустыми руками. Просьба Феи не была исполнена, а Синяя Птица так и осталась на свободе в сказочном мире. Но, несмотря на это, я точно знаю, что дети нашли именно то, что так долго искали. На протяжении целого года, «заключённого» в шесть действий этой необыкновенной пьесы, в их сознании по маленьким кусочкам складывался пазл, на котором и был изображён тот самый рецепт Метерлинка от отсутствия счастья, а именно — утвердительный ответ драматурга на вопрос Александра Блока: «Может быть, в этой чудесной погоне за счастьем и заключается само счастье?»
В каждой детской сказке живёт ещё одна, которую
в полной мере может понять лишь взрослый.
М. Пришвин
«Синяя птица» на первый взгляд кажется метафорической сказкой, не имеющей никакого отношения к реальности. Но, если прочитать эту пьесу, опираясь на события и атмосферу, в которой было написано произведение, «Синяя птица» превращается в предупреждение как для предшествующего, так и для нашего поколения. Отражение прошлого и предполагаемого будущего, заложенное в пьесе Метерлинка, может дать ответы на волнующие нас вопросы сегодняшнего дня.

Сказка и реальность — это два разных способа восприятия мира, которые в жизни в какой-то момент перестают соприкасаться друг с другом. Но в «Синей птице» мир настолько многогранен, что эти два понятия сосуществуют вместе, дополняя друг друга и создавая истинное представление о Вселенной. Проблемы, озвученные Метерлинком в своей пьесе, совсем не сказочные, а реальные и актуальные для двадцать первого века. Побежденные болезни и страхи «присмирели...их время прошло, они почти все хворают, хандрят», страны разоружаются, и войны уходят в прошлое, но возникают новые глобальные проблемы социума, от которых автор «Синей птицы» предостерегал нас еще в начале прошлого века.

Когда Тильтиль и Митиль попадают в Сад Блаженств, они встречаются с главными пороками человечества — Тучными Блаженствами. Радость, счастье, нематериальные удовольствия не имеют для поражённых этими пороками никакого значения, целью их существования является бездушное потребление. Им не нужно ничего знать, им не нужно ничего делать, остаётся только есть и спать, ведь «на Земле все равно не найдёшь другого занятия». Эти обитатели Сада окончательно теряют человеческую сущность и превращаются в животных, поддерживающих только биологическое существование. И эта ужасающая картина все ближе и ближе к реальности, описанной немецким философом Эрихом Фроммом в работе «Бегство от свободы», где социум погрязает в погоне за материальными благами, а по отношению ко всему духовному проявляет цинизм и презрение. Но Метерлинк считал причиной возникновения общества потребления подавление пороками человеческой воли, а Фромм — уничтожение личной индивидуальности, возникшее в результате навязывания определённых чувств, желаний и эмоций обществом.

Другой крупной общественной проблемой, показанной в «Синей птице», является экологическая катастрофа. Встретившись с душами деревьев, дети понимают, что хоть вырубка лесов и диктуется благими намерениями, на деле это приведет к тяжелым последствиям. Но если в пьесе деревья смогли донести свое мнение до людей, то в нашем мире, к сожалению, такого не получается. Люди продолжают игнорировать этот вопрос, стремясь к прогрессу, а наши дети, как Тильтиль и Митиль, будут расплачиваться перед природой за грехи предыдущего поколения. На этих примерах мы видим, что ответы, заложенные Метерлинком в «Синей птице», помогут нам решить глобальные проблемы современности. Ведь только сочетание сказки и реальности может создать произведение, которое будет «учить правильному мировоззрению новые поколения».