Анжела Разина



Диалоги о прекрасном
I
Я посещал тот край обетованный,
Где золотой блистал когда-то век,
Где, розами и миртами венчанный,
Под сению дерев благоуханной
Блаженствовал незлобный человек.
А. А. Фет, поэт
Осенний вечер. Красочные листья клена падали на сырую землю. Деревья, словно монстры, стояли в темноте и своими грубыми силуэтами создавали мрачную устрашающую атмосферу. В парке никого не было, лишь птицы ходили по земле в поисках крошек хлеба.
II
Леса полны поныне аромата,
Долины те ж и горные хребты;
Еще досель в прозрачный час заката
Глядит скала, сиянием объята,
На пену волн эгейских с высоты.
Вдруг показалась фигура в плаще. В темноте был виден только силуэт. Мёртвую тишину нарушил звук шуршащих листьев. Это был господин Н. Он бесцельно бродил по парку, а затем сел на скамейку в самом далеком углу, чтобы погрузиться в свои думы.

«Что есть жизнь и в чём ее смысл Для чего я здесь Есть ли у меня особое предназначение или я лишь плоть способная только питаться двигаться и спать»

На философские размышления героя натолкнуло стихотворение Пушкина «Вновь я посетил…». Осознание неизбежности смерти ввело персонажа Н. в состояние безысходности и депрессии. Он сильно тосковал по дому, и мысли лирического героя совпадали с его внутренними переживаниями.

Послышался звук шагов, который сбил с толку и даже напугал господина Н.: ещё одна темная фигура передвигалась по ночной мрачной дороге медленно и размеренно…

III
Под пихтою душистой и красивой
Под шум ручьев, разбитых об утес,
Отрадно верить, что Сатурн ревнивый
Над этою долиною счастливой
Век золотой не весь еще пронес.
Неизвестный человек медленно шел по парку и внимательно читал томик стихотворений Пушкина. «Разве это не прекрасно?» — подумал он. Книга поглощала его, и господин НН. даже не заметил, как остановился рядом с господином Н.

IV
И чудится за тем кустом колючим
Румяных роз, где лавров тень легла,
Дыханьем дня распалена горючим,
Лобзаниям то долгим, то летучим
Менада грудь и плечи предала.
Золотой век поэзии задал правильный вектор развития литературы в России. Несомненно, это живой источник текстов. Всё, что происходило с русской литературой в последующие века, было сделано благодаря поэтам XIX века. Они смогли выйти из привычных «жёстких» рамок, таких как строгое деление жанров на «низкие» и «высокие». Стихотворения стали доступны всем слоям общества, стали привычной единицей русской культуры — а ведь до этого, в эпоху классицизма, поэзия была популярна только среди аристократии.

V
Но что за шум? За девой смуглолицей
Вослед толпа. Всё празднично кругом.
И гибкий тигр с пушистою тигрицей,
Неслышные, в ярме пред колесницей,
Идут, махая весело хвостом.
Посмотрев друг на друга, они уловили какую-то непонятную связь. Обоих охватило необычное чувство, словно они знакомы уже много лет. Увидев томик Пушкина в руке у прохожего, господин Н. осмелился начать разговор с очень странного вопроса:

— Как вы думаете, классика Золотого века актуальна до сих пор или утратила своё значение ещё в начале XX века?

— Разве можно считать поэзию Пушкина, Лермонтова или Жуковского мёртвой? Золотой век направил русскую литературу на верный путь, и всё, что мы имеем сейчас, приобрело свой облик только благодаря ему.

— Мы живём в абсолютно другом мире, с другими принципами и нравами. Как те, кто жил два столетия до нас, может помочь нам решить проблемы современности?..

— Очень просто. Все ошибки, которые совершали наши предки, мы совершаем до сих пор. Поэзия — это учебник жизни, подаренный поэтами нам. Те проблемы, которым посвящали свои строки поэты XIX века, актуальны до сих пор. Не зря в литературе существуют вечные мотивы, например, мотив жизни и смерти, искусства, одиночества. Времена меняются, а проблемы у людей остаются одни и те же. Если осознать, что стихи могут нас многому научить, то читать их будет одно удовольствие и никто не сможет назвать классику «хранилищем мёртвых текстов».

- И всё-таки вы правы. Всё, что есть у нас, достигнуто благодаря культуре, созданной нашими предками.


VI
А вот и он, красавец ненаглядный,
Среди толпы ликующих — Лией,
Увенчанный листвою виноградной,
Любуется спасенной Ариадной —
Бессмертною избранницей своей.
Каждый поэт задумывался над своим предназначением. Нужен ли он вообще этому миру или и без него всё будет хорошо? Баратынский в стихотворении «Мой дар убог…» говорит о себе как о плохом поэте, но хорошем человеке:

Но я живу, и на земле моё
Кому-нибудь любезно бытиё.

Поэт не считает свою поэзию достойной современников и ищет читателя в будущих поколениях («Мой дар убог и голос мой не громок). Баратынский сделал многое для русской поэзии, и невозможно представить Золотой век без его творчества.

VII
У колеса, пускаясь вперегонку,
Нагие дети пляшут и шумят;
Один приподнял пухлую ручонку
И крови не вкусившему тигренку
Дает лизать пурпурный виноград.
Господин Н. и господин НН. продолжали свою беседу. Они были чем-то похожи друг на друга. Оба любили стихи, оба ненавидели шумное общество, оба были мечтателями. Для романтической натуры поэзия является источником вдохновения и жизненных сил. Это искусство складывать из слов образы, которые будут передавать не только внутренние переживания и чувства поэта, но и народные волнения. Поэт — это связующее звено между властью и народом, поэтому стихотворение Лермонтова «Смерть поэта» стало переломным произведением в его творчестве. Он стал защитником и наследником Пушкина.

Вся первая часть стихотворения написана в пушкинском стиле. «Клеветникам ничтожным», «насмешливых надежд» — это полуцитаты из его стихотворений. Лермонтов не пытается нарисовать чёткий портрет Пушкина или описать дуэль с Дантесом, а создаёт идеализированный образ Поэта с трагичной судьбой.


VIII
Вино из рога бог с лукавым ликом
Льет на толпу, сам весел и румян,
И, хохоча в смятеньи полудиком,
Вакханка быстро отвернулась с криком
И от струи приподняла тимпан.

А.А. Фет, поэт
Наступила ночь. Господин Н. и господин НН. молчали и смотрели на луну, сияющую холодным светом. Внезапно господин НН. начал читать «Я вас любил…», так как вспомнил старую грустную историю из своей жизни…

Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.

Стихотворение не богато тропами, изобразительно-выразительными средствами, но всё же это одно из самых популярных стихотворений Пушкина, его знает почти каждый. Лирический герой рассказывает свою несчастную историю, все переживания описываются в прошедшем времени, эмоции лирического героя передаются напрямую — путём непосредственного называния. Анафора подчёркивает силу его чувств. Стихотворение передаёт оттенки нежной, но несчастной любви.



Эпилог
Было уже поздно. Господин Н. и господин НН. закончили свою беседу и не спеша пошли домой. Конечно, Золотой век сделал многое не только для русской, но и для мировой культуры. Пушкин, Жуковский, Баратынский стали новаторами, вышли за привычные рамки в стихотворчестве и открыли русскому читателю западноевропейскую романтическую поэзию. Читательское восприятие поменялось, и это отразилось на дальнейшем развитии литературы в России. Поэтому классика Золотого века — это источник поэзии, который до сих пор даёт жизнь культуре страны.