александра норкина
Смотри под другим углом
сентябрь 2020 года
Только сказка умеет с легкостью стирать черту между обыденным и необычайным...
— А.Блок
Каково это — читать сказку и видеть в ней то, что происходит вокруг тебя? А не видеть этого? Может быть, сказочные миры не такие непостижимые, как нам кажется? А что, если это «крик» писателя, который хочет быть услышанным?
По мере того, как я читала пьесу, мой взгляд на произведение Метерлинка менялся.
Такое чувство, будто на меня надели волшебную шапочку Тильтиля,и я повернула алмаз. Все стало ясно, как в летний день, и границы между сказочным миром и реальной жизнью стали нечеткими и почти прозрачными.

Все мы, как и главные герои пьесы,имеем свой путь. Каждый человек в этом мире проходит свою «дорогу жизни», которая полна неизведанного. Дети отправляются в свое путешествие еще совсем маленькими. Тильтиль по-детски непоседлив, не всегда внимателен, эгоистичен. Митиль очень наивна, видит мир только в «радужных» тонах и еще не познала его. По возвращении домой ребята становятся взрослее и мудрее. Они меняются, как и мы, день за днем проживая свою жизнь, становимся улучшенной версией себя.

Любой путь имеет свои трудности и преграды.Ребята посещают страну Блаженств, где знакомятся с ее самыми разными представителями. Могут ли они встретиться в реальном мире? Бесспорно, да! В них можно увидеть все слабости человеческой души и низменные желания. Каждое из этих коварных блаженств пытается соблазнить и сбить людей с пути в реальном мире. Зачастую они затмевают разум. Некоторые из них—Блаженства Ничего не делать,Ничего не знать—знакомы и нам.
Дворец ночи — это самое таинственное и мрачное место в пьесе. Здесь заключены все самые страшные мысли, которые посещали головы людей и «все тайны, омрачающие жизнь человека». А что если мы уже давно распахнули двери этого дворца и встретились со всеми ужасами в нем? Ведь нам приходилось иметь дело с болезнями, с которыми в эту секунду борются сотни людей. И с войнами, которых, как отмечает Ночь, человечество опасается и остерегается больше всего. А может,нам стоит посильнее налечь на страшные двери и никогда не открывать их?
Как нам понять детей из царства будущего?
Для меня это самый философский вопрос в пьесе. Каждый ребенок Царства Будущего размышляет о чем-то, и один из них подмечает:«Но им необходимо с чем-нибудь сойти на землю. С пустыми руками нельзя». Ведь каждый человек,придя на землю, должен сделать какое-то открытие. Оно может быть полезно всему человечеству, как изобретение одного из лазоревых детей —«тридцать три способа продления жизни». Это открытие может быть сделано для своих родных, а может быть,принесет вред всем, но главное, что каждый человек,придя в мир, оставляет память о себе...
Очутившись в Лесу, дети чуть не погибают от ярости и гнева обиженных деревьев и животных.Природа мстит им за грехи их отца дровосека. В этой схватке дети выходят победителями, и Метерлинк показывает человека сильнее природы. Но, в то же время, автор как бы говорит в этой сцене: «Осторожнее, Человек! Так будет не всегда!» Природа готова делиться своими богатствами и благами только при разумном подходе. Необходимо найти гармонию во взаимодействии с ней, иначе катастрофа неизбежна. Метерлинк волшебным образом заглядывает в наше будущее, в котором горят леса, бесцельно вырубаются деревья и уничтожаются звери. И с каждым новым десятилетием, новые мальчики и девочки, как Тильтиль и Митиль, вынуждены расплачиваться перед природой за неразумность своих предков.
Оказывается,между сказкой и реальностью очень тонкая грань, и бывает очень полезно посмотреть на произведение под другим углом. Метерлинк, как настоящий волшебник, обладающий силой чудесного алмаза,ведёт нас за собой. А сказка не только стирает границы между обыденным и необычным, но и помогает посмотреть на жизнь под углом света и добродетели.
Верстка: Снежана Воробьева