Карина Бусыгина

Ожидание / реальность
октябрь 2022 года
Экслибриум — Том 1. … И дверь откроется. Книга комиксов. — Москва: ООО «БАБЛ», 2019. — 206 с.
Текст: Наталия Девова
Художники: Андрей Родин, Алина Ерофеева
Колористы: Маргарита Каблукова, Татьяна Якубец
Честно говоря, раньше к комиксам я относилась как подавляющее большинство — с непониманием. С миром графического романа я познакомилась после просмотра фильма «Майор Гром: Чумной Доктор» — это первая экранизация по российскому комиксу, появившемуся на свет благодаря издательству Bubble. После этого я заинтересовалась графическими романами. Меня забросило в долгое комиксное гик-путешествие (из которого очень сложно выбраться — предупреждаю). И вот — в моих руках первый том из серии «Экслибриум» — «…И дверь откроется», который я выбрала по рекомендациям знакомых, хорошо разбирающихся в этой теме.
«Экслибриум» — серия комиксов российского издательства Bubble, выходивших с 2014 по 2018 год, созданных сценаристкой Наталией Девовой.
Главная героиня — Лиля Романова, молодая девушка, отличающаяся от своих сверстников. Она — тот самый тип героев, которых именуют фриками, предпочитающих утопать в современной поп-культуре, а не проводить время в компании друзей и общаться с ними:
«Думаю, друзья назвали бы меня гиком или безумной фанаткой книг, видеоигр, кино и комиксов. Ну, это если бы у меня были друзья».
Грядет новый этап ее жизни — Лиля поступила в московский институт, но вместо обычных будней среднестатистического студента ее ожидает абсолютно новый удивительный мир. По случайности она становится частью магической заварушки. Лилю, любознательную девочку с причудливой шляпкой, кусает живой футляр с чернилами, подобранный после столкновения со странной девушкой на мотоцикле. Судьба героини радикально определена: на ее груди метка, от которой не избавиться. Теперь она — часть древнего ордена книжных магов, задача которых — «охранять границу между объективной реальностью и мирами художественных произведений, сказок и мифов».
Многие часто задумываются о том, как хорошо было бы, если бы наши фантазии стали реальностью. Но правда ли это так? Все мы помним, что нужно бояться своих желаний. «Экслибриум» в том числе и об этом — как человеческие фантасмагории оборачиваются чем-то пугающим, принимают новую жуткую форму. В комиксе это выражено через разницу Лилиной жизни «до» и жизни «после» встречи с магией. Сначала девушка испытывает эйфорию, которая сменяется осознанием опасности нового этапа. Героиня задумывается, готова ли она отказаться от своей прошлой жизни. Перспектива бороться с чудовищными персонажами во благо реальности, хоть и привлекает экшеном, но совсем не входит в планы обычной студентки.
Это не просто сказка о волшебной библиотеке, как может показаться на первый взгляд. «Экслибриум» имеет тревожную подоплеку, вызывающую неприятные чувства. За счет волшебного сеттинга ощущается легкость, флер, который разрывается по мере погружения в историю. Краски сгущаются, вырисовывая неожиданную опасность. Оригинальность созданного мира состоит в том, что он не соответствует мечтаниям подростков о волшебном книжном царстве. С каждой новой перелистанной страницей читатель начинает ощущать жестокость и сумасшествие того, что таится за дверью сказки.

При этих обстоятельствах читатель начинает сопереживать главной героине и беспокоиться о ней. Кроме того, повествование идет от ее лица. За счет реплик и видимых читателю мыслей образ Лили становится ясным и живым — такую особенность центрального персонажа в комиксах я встречаю впервые. Она размышляет по поводу почти каждой ситуации, в которую попадает. Естественные вещи она воспринимает через призму своего воображения и богатого гиковского опыта. Чуждая миру, Лиля видит его совершенно иначе: воображает себя Холмсом при исследовании неопознанного футляра, представляет космическую судьбу своей улетевшей шляпы, а автобус для нее — это космический корабль.
Развивая тему концентрации «чудиков» на один квадратный сантиметр мелованной бумаги комикса, нельзя не упомянуть о второстепенных персонажах. У каждого есть свои характерные черты и свое поведение. С самых первых страниц появляются те или иные герои, которые впоследствии войдут в список народных любимчиков: Артур (по прозвищу Соловей), который до безумия обожает шлепанцы, при любой ситуации действует интуитивно, с улыбкой на лице и неисчерпаемым позитивом, а в напарниках у него противоположно мрачный Шура. Они помогают сбитой с толку Лиле, объясняя ей устройство волшебной стороны мира книг. Соловей забирает ее под свое крыло с намерением обучать делу ордена.
К созданию визуала графического романа приложили руку Андрей Родин и Алина Ерофеева. Их тандем породил примечательный ход. В комиксе присутствует дополнительная глава «Черная дорога», в которой Ерофеева использует новый стиль рисовки, отличающийся от общей стилистики комикса. Тусклые и мертвенные цвета создают напряженность, намекают на нависающую угрозу. В этой части книги речь идет о событиях, произошедшими с магом Артуром Соловьем и Александром Алиновским незадолго до встречи с главной героиней. Мрачная зеркальность полностью противопоставлена повествованию в настоящем времени. Можно понять, насколько различны два мира — наша реальность и сказочная вселенная.
Любителям поп-культуры особенно придется по душе этот графический роман: сценаристка смело приводит отсылки к таким культовыми кинокартинами, как «Люди в черном» и «Миссия невыполнима». Как-никак, мир «Экслибриума» — это история о книгочеях, поэтому в сюжет вплетены обращения к классической и современной литературе, сказкам. В самом начале истории мы знакомимся со сбежавшей из книги Красной Шапочкой (та самая мотоциклистка с первых страниц, не без помощи которой Лиля очутилась в ордене), а затем и с ее бабушкой, и с дровосеками.
Опытному и более зрелому читателю история и персонажи могут показаться шаблонными. Ни один фильм, сериал или комикс не обходится без таких типажей, которые уже утомили. Главная героиня — обычная девушка, попавшая в необычный мир; классический дуэт серьезного и легкомысленного персонажа; директриса института, относящаяся с переменной заботой и строгостью к своим подопечным — Ангелина Евгеньевна, которая появляется в конце книги, где становится ясно, что ее фигура будет важным ключом для дальнейшего сюжета. Но это не плохо. Вселенная «Экслибриума» увлекательна. Комикс, в первую очередь, ориентирован на подростковую целевую аудиторию.
Некоторым подросткам знакомо чувство, когда романтизированная фантазия становится ближе к мечтателю, мимикрируя под обыденную жизнь. Многие не готовы встретиться с последствиями своих «хочу», ведь они могут пугать. Такое противопоставление показано в «Экслибриуме» — Лиля сталкивается с внезапным воплощением своих ожиданий в реальности.
В первом томе многое из происходящего оставляет за собой вопросы. Как все-таки устроен магический мир и какие тайны в нем скрыты? Что будет происходить с героиней-попаданкой в новом для нее измерении? Неполная картина действий подана как интрига. Первый том комикса — это своеобразная завязка-затравка к следующим частям: «Но это были только цветочки. Всего лишь предыстория настоящих приключений... Впереди меня ждал долгий путь. Путь, начавшийся с ужасов костяного дома». Надеюсь, продолжение окажется таким же насыщенным, с большим количеством крутых поворотов и раскрытием не только персонажей, но и главной сюжетной проблемы: что же было лучше? Грубый фантазийный мир со всеми сложностями, который не соответствует ожиданиям Лили Романовой или реальность, такая знакомая и потому нудная, окрашенная в серый цвет?