Любопытным является отношение художественного мира к реальности: насколько произведение похоже и связано с настоящим, насколько придумано? И чем, наконец, является искусство — миром созданным, виртуальным или отражением происходящего вокруг?
Для начала необходимо понять, может ли произведение быть полностью выдуманным. Созданным с нуля? И, что самое главное, будет ли подобное актуально?
Дмитрий Сергеевич Лихачев утверждает: «Внутренний мир художественного произведения существует не сам по себе и не для самого себя». Литература невозможна без реальности, в вакууме она никогда не обретет смысл. Как пустые коробки, как осколки бокалов, как старые билеты, она сохранит физическое существование и стиль, но не более.
Даже если представить, что человек однажды создаст нечто, не имеющее никакого отношения к действительности, вырвет из мира страницу и заполнит ее текстом, то оно будет попросту бесполезно. «Читать нужно то, что отвечает на возникшие в душе вопросы», — писал Лев Николаевич Толстой, а Татьяна Черниговская, ученый в области нейронауки и психолингвистики, ему вторит: «Искусство — другой способ описания, познания мира». Оно помогает решить внутренние конфликты, понять природу человеческих чувств, его правду также, как и осмыслить творящееся за окном.
Невозможна литература, синтетически выращенная в пробирке людьми в белых халатах. Без живой реальности творчество мертво, ни одна лаборатория не вырастит бьющееся сердце на силиконовой основе.
Тогда логичен вопрос:если искусство полностью созданным быть не может, это доказывает его зеркальную сущность? Значит, что все, написанное за века, — фотоальбом истории и человечества? Думаю, мы сможем ответить, только рассмотрев примеры.