Образовательная программа «Драматургия»
для школьников 6-8 классов

Сочинения по пьесе
К. Гоцци «Король-олень»

«Тот, кто честен, добр и смел,
Тот и есть волшебник!»

из к/ф «Новогодние приключения Маши и Вити»
Откуда волшебство берется? И что вообще есть волшебство? А кто его творит? На все вопросы уж давно даны ответы. Лишь книги надо нам читать почаще и между строк смотреть немного пристальней.

Откроем, например, мы Карло Гоцци пьесу с загадочным названием «Король-Олень». Министр тут влюблен без памяти в невесту короля. Познав чудесное (иль нет?) заклятие, он принимает облик жениха. Казалось, всё потеряно. Однако же в конце герои все вернули образ свой. Сказал король Дерамо:

«О, что за чудо! Небо в должный час
Не забывает даже самых слабых!»


Похоже, волшебство не призовешь богатством или странными словами. Оно минует эгоистов и лжецов.

Вы можете со мной поспорить. Ведь смог министр перевоплотиться, а значит, чудеса подвластны всем. Но волшебство ли это? Посудите сами: за превращение пришлось платить. Преступника карают смертью страшной, и вот его слова:

«Стыдом
Я мучусь, и раскаянье терзает
Так грудь мою, что я лишаюсь света
И ненавистной жизни!»


Не чудо это, только колдовство, карающее всех, кто применял его в корыстных целях. А где же истинная магия сокрыта?

Писал об этом драматург Евгений Шварц. В его «Обыкновенном чуде» медведь становится юнцом. Грозит ему звериного обличья возвращенье, коли принцесса поцелуй подарит по любви. Вот незадача, чувства-то взаимны! Решаются герои: будь что будет. Но превращение не происходит. Радость, смех. И говорит Хозяин, то заклятье наложивший (уверена, что не со зла):

«Любовь так переплавила его, что не стать ему больше медведем»

Вот оно! Любовь сильнее оказалась чар! А значит, истинные чувства — магия, которая интриг стократ сильнее.

Так кто же истинный волшебник? Как им стать? Объединив всё сказанное выше, любой из нас волшебником быть может. Ведь если помогаешь ты другим и любишь искренне, то чудеса себя ждать не заставят. Возможно, кто-то уж и в тесной дружбе с ними. Об этом же напоминают сказки, которые знакомы с детства и любимы. В «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» чем Елисей не маг? Искал он сутками любимую свою. Когда нашел, вдруг чудо совершилось: погибшая царевна ожила:

«И о гроб невесты милой
Он ударился всей силой.
Гроб разбился. Дева вдруг
Ожила…»


Так Пушкин написал. Влюбленный оказался вновь сильнее колдовства.

Простая формула: будь честен и люби — тогда и станешь магом. Но много ли волшебников встречали вы? Не думаю. Мне жаль, но лицемерие нередко все истинные чувства заслоняет. Натянуты улыбки у прохожих, наиграна истерика вдовы на погребении богатенького мужа… Но все лжецы получат по заслугам: слетают маски рано или поздно. Наступит праздник истинной любви и дружбы, где улыбаться будут те, кто ближнему не врал. «Король-Олень» тому пример. И в жизни так же, я в это верю всей душой.

Друзья, пусть ваши чувства будут искренними! Давайте привнесем в наш мир немного волшебства!
Валерия Кац
«Чудеса делаются своими руками»

Александр Грин
Чудо не всегда сбывается по взмаху палочки волшебника. Фьяба Карло Гоцци «Король-Олень» доказывает, что истинные чудеса творят люди с искренними сердцами, не скрывающие душу под маской.

Истинное чудо в сказке-пьесе — это нечто большее, чем необыкновенное волшебство Дурандарте. Ни истуканы, распознающие лицемерие женщин, ни заклинания, переселяющие душу человека в чужое тело, не превзойдут настоящую силу, способную излечить или погубить — любовь.

Но бывают ли истинные чудеса обыкновенными? Да, потому что творить их могут простые люди. Действие такого чуда равняется силе величайшего волшебства. Нельзя не вспомнить пьесу Шварца, где любовь способствует превращению медведя-юноши и принцессы в простых влюбленных, живущих не по законам магии — то самое «Обыкновенное чудо». В «Короле-Олене» сила любви помогает Дерамо и Анджеле воссоединиться сквозь «внешние» магические преграды. Не зависит ли такое чудо от людей, которым не подвластна магия?

В пьесе-сказке Гоцци зависит. Кто же достоин творить обыкновенные чудеса? Чистосердечный король Дерамо, который любит искренне. Его действия основаны на честности и чести. Король признается возлюбленной в способе выбора жены и в знак искренней любви к Анджеле разбивает истукана. Эта статуя волшебная, что на первый взгляд кажется чудом. Но помогает ли она Дерамо распознать непритворность Анджелы? Нет, потому что он делает выбор собственным сердцем. Дерамо живет без масок и даже доказывает это министру, когда в знак дружбы открывает ему заветную тайну о заклинании Дурандарте. Но именно благодаря сердцу, которое искренне привязано к Анджеле, он творит настоящее чудо.

Вернемся к человеку, недостойному чудес – первому министру короля. Тарталья — лжец, сменяющий маски при каждом удобном случае из-за желания завладеть Анджелой. Но любовь человека в маске так же фальшива, как и он сам, и не способна ни существовать, ни обращаться в чудо. С первого действия Тарталья предстает в своем истинном обличии: эгоист, нуждающийся во власти и Анджеле. Раскрытие сущности в начале первого действия помогает читателю понять двуличие героя глубже в последующих явлениях. Тарталья надевает маску и превращается в льстеца, с одной стороны «уважающего» своего короля, а с другой — направляющего дуло ружья ему в спину. После принятия образа короля Тарталья получает пожизненное клеймо «актера в маске», которая впоследствии навсегда будет казаться фальшивой. Да, это волшебное превращение — чудо, но эгоистичное, совершенное путем предательства. У Тартальи темная душа, а сердце черствое. Значит, истинного чуда — любви — он точно недостоин.

То самое чудо сбывается в последнем действии. Любовь разрушает зло. Добрая и чистосердечная Анджела снимает маску с Тартальи, чье отношение к девушке фальшиво. Ведь Дерамо любит искренне, а Тарталья не знает великого значения «любви». Король, открывшийся Анджеле в облике старика, рушит ее представление об искусственной маске. Анджела же узнает «возвышенные чувства и дух его, ничем не укротимый», и влюбленные воссоединяются. Не чудо ли? А волшебства ни капли.

В пьесе Гоцци любовь побеждает невидимые чары, которые, как оказалось, может обнаружить лишь сердце искреннего человека. Так свершается и обыкновенное чудо, за которое боролись и добрые, и злые, а добиться смогли только достойные и душой чистые.