Екатерина Шутова
Хотят быть как все
Дети с инвалидностью готовы к честной конкуренции


Цель любого участника соревнования — победа. Каждый хочет быть первым среди лучших. Но что если ваш соперник в инвалидной коляске? Не придаст ли это горечи вкусу победы? Готовы ли вы состязаться с соперником в инвалидном кресле на тех же условиях, что и с другими?
https://yandex.ru/
Научились быть ближе
Согласно Федеральному реестру инвалидов, на 1 сентября 2021 года в России насчитывается более 10 млн жителей с инвалидностью, из них – 721 тысяча детей. При этом количество людей с ограниченными возможностями здоровья постоянно увеличивается.
Сейчас во всех сферах жизни так или иначе появляются элементы инклюзии. Всё больше детей-инвалидов могут учиться не дома, а в общеобразовательных школах. Люди с инвалидностью принимают участие в обсуждении законопроектов. Появляются специальные рабочие места, человек с особенностями здоровья может создать свой бизнес. Городские пространства становятся более удобными и приспособленными: все чаще в общественных местах встречаются объявления и указатели с использованием шрифта Брайля, а на улицах появляются пандусы, подъемные устройства и тротуары с ровным покрытием, которые упрощают передвижение на инвалидной коляске. Эти изменения не только очень важны, но и актуальны, поскольку людей с инвалидностью в нашей стране очень много..
Отделять нельзя приравнивать
Несмотря на развитие инклюзии и активное включение детей с инвалидностью в общий образовательный процесс, для них всё ещё организуются отдельные состязания даже в тех дисциплинах, где особенности физического развития участника не влияют на результат. Это интеллектуальные и творческие соревнования, чемпионаты профессионального мастерства и проектные конкурсы.

Существуют разные мнения по поводу проведения специальных конкурсов творческой и интеллектуальной направленности для детей-инвалидов. Некоторые поддерживают идею проведения инклюзивных состязаний, где дети с разными возможностями здоровья смогут соревноваться друг с другом. Другие, напротив, утверждают, что детям с инвалидностью неправильно соперничать с другими детьми.

Психолог образовательного центра «Сириус» Кира Шеханина объясняет, что дети без физиологических особенностей рядом с ребёнком-инвалидом могут проявлять различные эмоции: жалость, сочувствие или, наоборот, высокомерие. Человеку свойственно винить себя за то, что он обладает тем, чего нет у другого. Деструктивные эмоции вызывает чувство вины за то, что ребенок может передвигаться без инвалидной коляски, а его сверстник — нет.

Сами подростки, ограниченные в возможностях передвижения, объясняют необходимость организации отдельных состязаний потребностью в обоюдном комфорте.
«Во-первых, я замечаю, что мои сверстники без особенностей физического развития часто чувствуют себя неловко рядом с соперником на коляске, начинают поддаваться или проявлять излишнее внимание, а иногда и винят себя, если выигрывают у ребенка с инвалидностью. Во-вторых, я всегда задумываюсь о том, что взрослые будут оценивать меня субъективно из-за моей особенности. Если же все участники соревнования на колясках, ребёнок-инвалид чувствует себя комфортнее и увереннее. Он знает, что в такой среде в его положении нет ничего уникального и это не повлияет на ход состязания», — говорит Влада, которая уже 18 лет передвигается на инвалидной коляске.
Честное соперничество
VS
Жалость
Далеко не все дети на инвалидных колясках готовы отделяться. Есть те, кому важно общаться со всеми своими сверстниками. Поэтому многие конкурсы создают условия для участия детей с разными возможностями здоровья. Например, Всероссийский конкурс для школьников «Большая Перемена» и Всероссийская олимпиада школьников принимают ребят с нарушениями подвижности и другими особенностями. По данным Министерства просвещения РФ, в 2021 году в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников приняли участие 24 ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Но всегда ли участники в инвалидных креслах получают адекватную оценку своих знаний и умений на таких конкурсах? Оказывается, что нет. Как рассказывают сами дети, они сталкивались со «скидками» на маломобильность.


С крупными конкурсами всё понятно: в условиях развивающейся инклюзии они стремятся соответствовать требованиям к работе с детьми-инвалидами и у них это получается. Например, благодаря Всероссийской олимпиаде школьников три воспитанницы школы-интерната для обучения и реабилитации слепых увлеклись литературой и за свои успехи были приглашены на учебу в образовательный центр «Сириус».

На локальном уровне всё немного иначе, потому что небольшим конкурсам редко приходится работать с маломобильными участниками. На это есть много разных причин. В том числе недостаточное развитие безбарьерной среды. Но если дети с инвалидностью всё-таки становятся участниками конкурса, они встречаются с проблемой, которую условно можно назвать «Спасибо, что вышли из дома»: взрослые акцентируют внимание на том, что участие в соревновании ребенка на инвалидной коляске – уже подвиг. Иногда они проявляют к малоподвижным детям слишком много внимания, часто напоминают об особенностях и это мешает сосредоточиться на выполнении конкурсных заданий.
В первые же дни в новой школе Влада столкнулась с предвзятым отношением. Она с детства передвигается на инвалидной коляске и только в восьмом классе стала учиться в школе очно. Новые одноклассники и учителя проявляли к ней много внимания, но ее беспокоило другое:
Я честно признаюсь, что плохо понимаю точные науки. В новой школе я заметила, что учитель математики может значительно завысить мне баллы, а однажды она оценила несуществующую работу. Мне, ребенку, пришлось объяснять взрослым, что я хочу видеть отметки за свои знания, а не за наличие у меня инвалидной коляски.

Из личного архива Влады
Точно так же на интеллектуальных или творческих конкурсах и соревнованиях не все члены жюри смогут игнорировать то, что перед ними участник в инвалидном кресле. Но задача судей — дать честную оценку способностям каждого конкурсанта. Как отмечает создатель студии инклюзивного танца «BROADWAY-INCLUZIVE» Жанна Дмитриева, на инклюзивных конкурсах всех участников важно оценивать непредвзято, по критериям, которые будут одинаково применимы для ребят с разными возможностями здоровья.
ОНИ НЕ СЧИТАЮТ СЕБЯ ОСОБЕННЫМИ
Из личного архива Ксении Линник
«Мы не задумываемся о своей «исключительности» в повседневной жизни, пока нам об этом не напоминает общество», — говорит Влада. Многие дети с инвалидностью не считают себя особенными или другими. Для таких детей любой инклюзивный конкурс — такой же источник знаний и опыта, возможность проявить себя, а не способ завоевать победу с помощью своего положения.

«На всех соревнованиях и мероприятиях я стараюсь быть как все дети и никогда не пользуюсь своим положением для того, чтобы чего-то добиться. Если я использую инвалидную коляску, то это исключительно для передвижения, а не для того, чтобы вызвать жалость», — говорит Ксюша Линник, которая с 10 лет живёт с инвалидностью. Она на своём примере доказывает, что инвалидное кресло — не приговор. В свои 18 лет Ксюша путешествует по разным странам и занимается дайвинг-сафари — погружается в море с аквалангом для изучения подводной экосистемы. Это непростое хобби требует отличной физической формы и постоянных тренировок, а каждому погружению предшествует длительный период подготовки.

Про Ксюшу нельзя сказать «человек с ограниченными возможностями» — её возможности безграничны. Она привыкла быть самостоятельной и ей причиняют дискомфорт ситуации, в которых эту независимость у неё пытаются отнять, пусть даже из благих намерений.
Я никогда не давала повода относиться ко мне c
жалостью и хочу, чтобы окружающие знали, что лояльность здесь не нужна. Но, к сожалению, не все это понимают. Однажды я была на банкете, и каждый подходил и спрашивал, нужно ли мне что-то принести. Конечно, это было вызвано желанием помочь, но когда участников больше сотни и почти все задают один и тот же вопрос, становится неуютно. Потому что ты всем говоришь, что можешь все взять сам, и у тебя есть друзья, которые готовы помочь в любой момент. В результате один из гостей принес мне бутерброды и сок, о которых я не просила, и мне пришлось это съесть, чтобы не обидеть человека.
Инвалидная коляска — только средство передвижения, а инвалидность не сигнал к проявлению жалости. В этом нет ничего, что определяло бы интеллектуальные, творческие или любые другие способности человека. Детям с инвалидностью важно, чтобы окружающие признали их право на самостоятельность и способность честно конкурировать. Они хотят рассказывать о себе, проявлять свои таланты и побеждать. Это дети, которые доказывают, что «ограниченные» возможности здоровья не могут ограничить способность мечтать и добиваться своих целей.
Верстка: Екатерина Шевцова