Авторский коллектив:

Ким Чун Сон, Горло Игорь, Щукина Екатерина, Султанова Алена, Фатина Екатерина, Седлецкая Елизавета, Становая Елена, Хаунина Алина, Сапай Елизавета, Базлова Ирина, Петрова Ксения, Смирнова Анна, Вереина Анастасия, Сидоркина Дарья, Мирошниченко Марина
Ключевые понятия: ассоциация, ассоциативный ряд, слово-стимул, слово-реакция.
В современном мире существует тенденция к объединению психологии и лингвистики с целью изучения связей между психикой человека и его речью. До сих пор нельзя точно сказать, каким образом человек использует свой языковой опыт, связаны ли особенности его ассоциаций с его полом и профессиональной деятельностью. Сегодня существует много работ, в которых исследователи пытаются раскрыть особенности взаимосвязи человеческого опыта и его речью. Довольно часто это связано с исследованием какого-либо концепта на предмет различий в его восприятии, например, между мужчинами и женщинами [1]. Чаще всего для проверки таких гипотез берется знакомое для респондентов слово, например, «свадьба». Мы решили посмотреть, как будут выстраиваться ассоциации, если слово лишить семантики. Образовательный центр «Сириус» является подходящей площадкой для подобного рода исследований, т. к. здесь обучаются представители разных направлений, различающиеся между собой по полу и возрасту. Наиболее удачной формой для проведения такого исследования является лингвистический эксперимент.
Лингвистический ассоциативный эксперимент[1] — это исследование групп ассоциаций, возникающих на какие-либо слова-стимулы у определённой группы людей
Значительный вклад в описание механизмов ассоциирования и проблематику классификаций реакций внесли Т. Гоббс, Дж. Локк, Ю. Н. Караулов. Для проведения эксперимента мы создали искусственные слова. Первый общеизвестный опыт использования таких слов — небольшой текст Л. В. Щербы «Глокая куздра». Природу таких слов объяснял Б. Ю. Норман в статье «Искусственное слово в естественном дискурсе». Подобными исследованиями занимались Ю. Н. Караулов и его ученики, установившие прямую зависимость между словом-стимулом и словами-реакциями
Мы предположили...
что ассоциативный ряд человека в большей степени зависит от гендерного признака и профессиональной сферы деятельности.
Для проверки этой гипотезы был проведен ассоциативный лингвистический эксперимент. Основным методом исследования стало анкетирование. В рамках эксперимента мы создали 10 искусственных слов, часть которых содержит в себе незнакомые респонденту корни («геверочка», «мацхихунчик», «отписумить», «савланутно» — иврит, «сэхэмный» — корейский язык), а часть — знакомые («квазигаммировать», «дробобный», «ладбулльно», «кистимба», «конлэн»).

В эксперименте приняли участие 86 представителей разных направлений ОЦ «Сириус»: 11 математиков, 19 живописцев, 11 музыкантов, 14 хоккеистов, 20 балерин и 11 фигуристов. Каждый из них заполнил анкету, в которой нужно было указать свой пол, сферу деятельности (наука, музыка, живопись, хоккей, балет, фигурное катание) и подобрать по одной ассоциации к 10 предложенным словам.

На основании проведенного анкетирования были составлены таблицы сопряженности, в которых представлены наиболее частые ассоциации к каждому из слов.

Полученные результаты мы постарались классифицировать по половому признаку, по возрасту и по роду занятий респондента.

В первую очередь мы пытались выяснить, существует ли зависимость ассоциаций респондента от его пола. Среди 10 ассоциативных рядов мы искали те, которые заметно различаются у мальчиков и у девочек. Выделились два слова-стимула: «геверочка» и «мацхихунчик». «Геверочка» ассоциируется с «веревочкой» только у мальчиков (12%). У девочек же преобладает слово-реакция «цветок» (13%) или «верба» (6%). Мальчики в большей степени обратили внимание на морфологию и звучание
слова-стимула: их слово-реакция сохраняет уменьшительно-ласкательный суффикс «-очк-». Мальчики ассоциируют слово-стимул «мацхикунчик» с наркотиком (12%), а девочки – с щелкунчиком (15%). Получается прямо противоположная «геверочке» ситуация: в этом случае девочки, в отличие от мальчиков, обратили внимание на фонетику и морфологию слова-стимула (их слово-реакция сохраняет суффикс «-чик-»). Это противоречие отчасти объясняется маленькой выборкой. Можно предположить, что при большем количестве опрошенных результаты могли бы быть более однозначными. Среди остальных слов интересных совпадений не встречалось.

На слово-стимул «геверочка» опрошенными было предложено более десяти различных слов-реакций, из которых самыми частотными стали «девочка», «цветок», «веревочка», «верба». Ассоциация «девочка» возникла у пятнадцати респондентов. Слово было встречено 9 раз у
девушек-фигуристок, возраст которых варьировался в пределах 9-12 лет,
3 раза у пятнадцатилетних представителей хоккея и 2 раза у музыкантов. Заметим, что возрастная разница сыграла большое значение в ассоциативном эксперименте. Так, слово-реакция «девочка» в основном принадлежит младшей возрастной категории и у более старших ребят встречается реже. Следующее слово-реакцию – «цветок» – указали 11 респондентов:
4 представителя мужского пола с направления «Наука» и 7 представительниц женского пола с направления «Живопись». Слово-реакция «цветок» объяснима тем, что предложенное слово-стимул «геверочка» схоже по звучанию с такими растениями как клевер, герань. В ассоциативном эксперименте также был выявлен список только мужских и только женских слов-реакций. Например, синонимом слова-стимула у мужского пола стала «веревочка», в то время как у женского – «верба». Интересно, что к слову «веревка», которое является довольно грубым по произношению, респонденты добавляли смягчающий суффикс. Это было сделано для максимальной схожести слова-стимула и слова-реакции. Для представительниц женского пола наиболее частой ассоциацией к
слову-стимулу оказалась «верба». Слово-реакция встретилось более двух раз у балерин.

Мы также проанализировали влияние возраста на указанные слова. Прослеживается подобная зависимость лишь в одном слове-стимуле «геверочка». Респонденты предложили более десяти различных
слов-реакций, из которых самыми частотными стали «девочка», «цветок», «веревочка», «верба». Возрастные различия ассоциаций наиболее заметны в двух словах-реакциях: «девочка» и «цветок». Так, слово-реакция «девочка» в основном принадлежит младшей возрастной категории (16%), а у старших ребят встречается реже (1%). Противоположная ситуация с ассоциацией «цветок», что, по большей части, прослеживается у респондентов в возрасте от 14 до 16 лет (11%) и намного реже у более младших (2%).
Суффиксы «-очк-»/«-ечк-» ложатся в основу создания
уменьшительно-ласкательной формы слова, при этом зачастую подобный способ используется для смягченного обращения к девушкам: милочка, деточка, крошечка. Вероятно, именно это повлияло на ассоциативный ряд младшей возрастной группы. Слово-реакция «цветок», используемое респондентами постарше, объяснимо тем, что предложенное слово-стимул «геверочка» схоже по звучанию с такими растениями как клевер, герань.
Также мы выяснили, есть ли связь между специализацией и ассоциативным рядом у респондентов. После анализа полученных данных нам удалось заметить: эта зависимость проявляется только в некоторых случаях. В ходе обработки результатов выделилась группа из пяти
слов-стимулов, на каждое из которых были названы почти одинаковые
слова-реакции среди всех направлений. Это
слова-стимулы: «квазигаммировать», «сэхэмный», «дробобный», «конлэн», «отписумить». Слово-стимул «квазигаммировать» чаще всего ассоциировали со словом-реакцией программировать (26%). Это самое частотное слово, использованное в каждой группе опрошенных.

Можно сделать вывод, что большую роль в выборе ассоциаций играет морфология. У слов «квазигаммировать» и «программировать» одинаковый суффикс
«-ирова-».
Среди опрошенных респондентов наиболее частотной ассоциацией на слово-стимул «отписумить» стало слово-реакция «описать» (34%). Оно фигурирует как у художников (26%), балерин (20%), музыкантов (27%), фигуристов (82%), так и у представителей направления «Наука» (45%).

На слово-стимул «сэхэмный» в большинстве случаев были названы слова-реакции: «схемный», «съемный» и «съемка». 77% опрошенных предложили ассоциацию «схемный». Можно сделать вывод, что все они (художники, балерины, математики и музыканты) нашли сходство по фонетическому признаку. Все остальные слова являются менее распространенными. 18% опрошенных нашли сходство со словом «съемка». Примечательно то, что ассоциация с этим словом встречается только у направления «фигурное катание». Со словом «съемный» всего лишь 9% людей из направления «хоккей» нашли сходство. Велика вероятность того, что они нашли созвучие между словом-стимулом и словом-реакцией, т.к. эти слова схожи по фонетическому составу.

По результатам опроса было выявлено, что на слова-стимулы «кистимба» и «мацхихунчик» приходится по две наиболее частые ассоциации. Среди опрошенных респондентов на слово-стимул «кистимба» самыми распространенными словами-реакциями оказались «кисть» (23%) и «маримба» (9%). Наблюдается некоторая схожесть ассоциаций по направлениям. Так, слово-реакция «маримба» встречается исключительно у музыкантов (36%) и художников (21%), а ассоциация «кисть» характерна для направлений спорта (21%), науки (27%) и балета (30%). Таким образом, слово-реакция «маримба» характерна для респондентов, направление которых предполагает наличие определенной связи с искусством. У ассоциации «маримба» и слова-стимула «кистимба» есть общая часть «имба», что делает их схожими по звучанию.

В случае с реакцией «кисть» корень слова-стимула «кистимба» очевидно отсылает к ней, поэтому для большинства респондентов, не имеющих углубленных знаний в области искусства, ассоциация «кисть» закономерна и ожидаема.

Наиболее частыми словами-реакциями на слово-стимул «мацхихунчик» стали слова «щелкунчик» (10%) и «наркотик» (5%). Слова «щелкунчик» и «мацхихунчик» созвучны, состоят из близких фонем (глухие согласные). Вероятно, на ассоциацию повлиял схожий уменьшительно-ласкательный суффикс «-чик-». Интересным можно считать тот факт, что слово-реакцию «щелкунчик» привели участники направлений балет (15%), музыка (27%) и фигурное катание (27%).

Таким образом, слово-реакция «щелкунчик» характерно для респондентов, сфера деятельности которых предполагает наличие определённых знаний о музыкальных произведениях, а слово «наркотик» преимущественно для направлений спорт (21%) и наука (18%).

На основе полученных данных мы выяснили, что всего 2 слова из 10 вызывают по две ассоциации. В основном эти ассоциации связаны со сферой деятельности респондентов.
Слово-стимул «дробобный» показалось однозначным для опрашиваемых респондентов: у всех направлений самым распространенным словом-реакцией стала «дробь» (38%). Причем это слово-реакция ассоциируется с «дробобным» у 77% респондентов. В этом слове опрашиваемые не обращали внимание на «-об-», а выделяли знакомый корень «дроб(ь)», получая из «дробобный» «дробный».
На слово-стимул «конлэн» наиболее частотными были слова-реакции «канон» (10%) и «конюшня» (7%). «Канон» был отмечен такими направлениями, как «художники» (16%), «хоккеисты» (29%),
«музыканты» (18%), а слово-реакция «конюшня» назвали такие направления, как «наука» (18%) и «фигурное катание» (36%). Все группы опрошенных опирались на звукоподражание.

Таким образом, 5 слов из 10 вызвали одинаковые слова-реакции на каждое слово-стимул. В основном респонденты опирались на схожий фонетический состав слов.
На слово-стимул «салванутно» не было выявлено единой для всех направлений наиболее частотной ассоциации. Для каждого направления характерны свои частотные слова-реакции, и все они различаются. Примечательно, что придуманное нами слово-стимул «салванутно» является наречием, однако у двух опрошенных направлений оно вызвало реакции в виде существительных. Так, например, этот стимул вызвал реакцию «скука» у 31,5% опрошенных художников. Ассоциация «лаванда» встречается у 27% фигуристов. У направлений «спорт», «искусство» и «наука» возникли реакции на слово-стимул «салванутно» в виде наречий. А именно: для 27% математиков словом-реакцией является «безбашенно», для 21% хоккеистов наиболее частотное слово-реакция «абсолютно», а для 10% балерин ядро ассоциации это «ежеминутно». У музыкантов наиболее частотной ассоциации не было обнаружено. Наречие «салванутно» не имеет узнаваемых корней и не отсылает респондентов к какому-либо термину, связанному с их специализацией. Однако внутри почти каждого направления наблюдается схожесть ассоциаций.

Заключение
На основе проанализированных нами данных, около 50% всех ассоциаций воспитанников «Сириуса» совпали. Следовательно, можно утверждать, что в исследуемой нами группе есть как сходные, так и различные ассоциации. В наименьшей степени они зависят от возраста респондента, в наибольшей — от специализации. Также существует определенное различие по гендерному признаку, но однозначно говорить об этом нельзя, т. к. выборка респондентов была недостаточно широка. Таким образом, наша гипотеза подтвердилась только частично.
Возможным продолжением данного исследования мог бы быть ассоциативный эксперимент с использованием существующих и актуальных для обучающихся ОЦ «Сириус» слов, например, «образование» или «литература». Можно предположить, что в этом случае различия между ассоциациями представителей разных направлений были бы выражены гораздо ярче. Также подобное исследование можно провести в форме игры, где каждому из участников предлагалось бы назвать или показать какие-либо ассоциации на несколько слов, а остальным игрокам — отгадать загаданные слова.
Список использованных источников
[1] http://dic.academic.ru

1. Русина Л. И. Ассоциативный эксперимент как инструмент выявления когнитивных признаков концепта / Л. И. Русина.: Вестник Нижегородского университета им. Лобачевского, 2011. - 102 -106.

2. Норман Б. Ю. Искусственное слово в естественном дискурсе / Б. Ю. Норман. - Минск.: Вестник Нижегородского государственного университета им. Лобачевского, 2010. - 653 - 657.

3. Караулов Ю. Н. Активная грамматика и ассоциативно-вербальная сеть / Ю. Н. Караулов.: ИРЯ РАН, 1999.

Смердова Е. А. Так творятся миры: лингвистические эксперименты Станислава Лема / Е. .А. Смердова.: Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина, 2014. - 162 - 171.
Приложение 1. Результаты исследования.
Приложение 1.2
Приложение 1.3
Верстка: Таисия Иванова, Мария Филиппова
Иллюстрация: Мария Филиппова