Но нет, мы не будем винить этих художников, они лишь жертва обстоятельств, несчастные больные. Конечно, именно болезнь оказывала на них наибольшее влияние. Нет никакой идеи, скрытого смысла — лишь помутнённый рассудок, и этому множество доказательств. История Гойи тому лишь подтверждение. Свой творческий путь он начал, как ни странно, с шедевров. «Ганнибал, взирающий с высоты Альп на поля Италии» — мифологический сюжет, утончённые ангелы, развивающаяся на ветру лёгкая ткань — всё так, как будто это происходило на самом деле. Или «Зонтик» — молодая и счастливая пара, озаряемая лучами заходящего солнца. Но необъяснимая болезнь прервала творческий путь художника. Её последствия были страшны: глухота, частичная потеря зрения, нарушение координации. И вот героями гравюр становятся уродливые демоны, на картинах всё меньше людей и всё больше монстров. Разве так писал бы Гойя, если бы не болезнь, внезапно разрушившая его жизнь? Конечно, нет. Так почему же мы принимаем его картины за искусство?