илья ГРИГОРЬЕВ
Близость и понятность современных пьес молодому читателю — это истина или миф?
Источник фото:
https://oir.mobi/
апрель 2022 года
Современные пьесы — абсолютно новый феномен в русской литературе. Они появляются в противовес старому репертуарному театру с его традициями: вычурностью и многословностью языка; функциональной значимостью системы ремарок; классическими жанрами комедии и трагедии; «правильной» организацией сюжета как последовательности событий; наличия композиционных частей в виде экспозиции, завязки, развития действия, кульминации, развязки и эпилога. «Новая» драма, несомненно, является реакцией на кризис тематического и сюжетного классического репертуара. Размышляя о причинах этого явления, М. Липовецкий говорит: «Быть может, драматургия становится главным действующим лицом в литературе именно тогда, когда после бурных передряг, революций, потрясений и сдвигов происходит стабилизация, застой, депрессия? Этот жанр реагирует на отвердение новой социальности». С появлением «новой» драмы приходит и новый зритель, читатель: «молодой» человек, подросток. Ему важно слышать разговор про себя, свои проблемы, понимать и чувствовать время настоящее. Попробуем разобраться, насколько авторам удаётся справиться с этой задачей.
~
Разнообразие жанров современных пьес поистине отражает сложность и изменчивость современного мира. Здесь нет трагедий, драм и комедий, но есть пьесы-сказки и даже пьесы-квесты. Так, история Д. Уткиной и И. Васьковской «Как спасти папу, похищенного ужасным драконом» похожа на игру, в которой девочки ищут неожиданно исчезнувших пап. А драконом, на удивление всех, стала одна из героинь. В пьесе Полины Бородиной «Настоящее неопределённое время» угадываются черты «Сказки о потерянном времени» Евгения Шварца. Девочка Аля и мальчик Саша поворачивают ключик в старом будильнике и оказываются в волшебном лесу, в котором происходят невероятные вещи: деревья с глазами умеют говорить, слизни толстеют от детских слёз. Выбраться оттуда можно, только преодолев свои страхи, а для этого нужно осознать, чего ты боишься. В этом плане современные пьесы достаточно близки молодым читателям, поскольку «сканируют» окружающую действительность, такую динамичную, непредсказуемую жизнь-игру.
~
Поскольку создание «новых» пьес связано с кризисом традиционных форм создания драматургического текста, в них нет классической композиции в виде завязки, кульминации и развязки. Например, у И. Васьковской и Д. Уткиной «Бог ездит на велосипеде» совершенно нет развития сюжета. Это достаточно сложно и непонятно для восприятия. Никакой опыт или урок из этой пьесы извлечь нельзя. Разрушением привычной структуры драматического текста является и отсутствие ремарок. В результате неясно, где герои находятся, как одеты, какие у них особенности речи. Сложно это представить самому. Благодаря этому профессия режиссёра приобрела новое значение. Теперь его задача не только перенести пьесу на сцену, но и наделить её уникальным эмоциональным окрасом, энергетикой и идеей. Мы получаем такое явление, когда одна и та же пьеса может быть поставлена совершенно по-разному. Получается, что «новая» пьеса близка молодому поколению в театральном воплощении, но сложна для восприятия при ее прочтении.
~
Обратимся к языку, на котором говорят герои. Используются сленговая лексика, современный жаргон, часто встречаются посты социальных сетей, эсэмэски, могут затрагиваться темы «для взрослых». Эти тексты могут быть непонятны другим поколениям, широкому кругу читателей, а вот современной молодежи они близки.
~
«Новая» пьеса интересна еще и тем, что пытается описать героя своего времени. Проблематика в ней — на злобу дня. Едва ли не в каждом тексте звучит тема буллинга. Это и «Ворона Обыкновенная» М. Батурина, и «Когда я вырасту я стану Машей» Р. Кадацкой, и многие другие. А герои Н. Блок («Фото топлес»), А. Иванова («Это всё она») большую часть жизни проводят в виртуальном мире. Девочки непременно должны следовать моде, и Наташа из пьесы «Бог ездит на велосипеде» Д. Уткиной и И. Васьковской читает подруге целую лекцию по созданию модных образов. Герои «Никаких сомнений» Д. Варденбург ассоциируют себя с персонажами фильмов. Подростки, перегруженные информацией, не получая помощи и поддержки родителей, учителей, «теряются» в современном мире, отчаиваются в попытках его понять. И многие из них придумывают себе другие миры, в которых жить легче. В пьесе А. Олейникова «Хлебзавод» визит в гости к подруге оборачивается для героини спиритическим сеансом и невозможностью вернуться в собственное тело. «Март» И. Васьковской, «Серёжа очень тупой» Д. Данилова отражают влияние сериалов на жанровые и тематические особенности современных пьес для подростков. «Выжившая» Н. Говердовской, «Родоки ни мира, ни войны» С. Решетова, «Ганди молчал по субботам» А. Букреевой, «Венечка ищет Бога» С. Вепрёва доказывают, что «новая драма» для подростков лежит в поле проблем самоутверждения, неизбежных конфликтов в семье, школе, городе. Это пьесы боли, а не комфорта. Они иллюстрируют процесс «обнуления» культуры.
~
Яркий пример современной подростковой пьесы — история С. Баженовой «Это я тебе ухо откусила, или делай со мной всё, что хочешь, пока я тебя люблю». Это полное название пьесы, хотя спектакль, поставленный на основе пьесы, называется просто «Это я тебе ухо откусила». А ведь вторая часть названия играет огромную роль, потому что первая отсылает нас к настоящей искренней любви, а вторая, в противовес, — к лживой и грустной. Пьеса состоит из трёх частей, каждая из которых посвящена отдельной истории любви и раскрывает определённую проблему современного подростка. Действие происходит на крыше кинотеатра «Юность». В первой части говорится о «ложной» и невзаимной любви, «мутках с физруком» и непонимании намёков. Обо всех этих темах идут разговоры и споры в современном обществе. Во второй части подробно раскрывается тема любви к родителям и близким людям. Ведь для Светы, главной героини пьесы, тренер по танцам, Марина Петровна, и смертельно больной, беспомощный отец гораздо дороже, чем мама. Мама ничего не делает для дочери, только «валяется на диване и пялится в телик», следовательно, и Свете не за что её любить. А вот Марина Петровна — единственный герой, который поддерживает, любит и понимает её. А третья часть построена на контрасте ещё раз возникающей ненастоящей любви, наконец-то первой за пьесу настоящей. Хотя для Светы любовь к Сане казалась вечной, но она же всё-таки подросток, а как мы знаем, в таком возрасте малейшая симпатия кажется для нас любовью на всю жизнь. Когда Эдик, который на протяжении всего повествования сидел на крыше и следил за всем происходящим, рассказывает свою детскую душераздирающую историю любви из детского сада про девочку, для которой он украл заколку у мамы, а она для него игрушечного динозавра у других мальчиков. Про то, как он забился в угол и ждал, пока за этой девочкой придут родители, так как её забирали самую последнюю, а его самым первым, и про то, как от счастья она откусила ему ухо, ведь как она говорит, «у неё зубы чешутся». «Это когда человек настолько хороший, что его аж сожрать охота. Ну вот». Про то, как он на самом деле её любил. И после этой истории Света произносит главную фразу пьесы — «Это я тебе ухо откусила»… К сожалению, этой работы нет в открытом доступе, но всегда можно прийти в «Театр На Спасской» в городе Кирове и насладиться замечательным спектаклем.
~
Получается, что близость и понятность современных пьес молодому читателю это и миф, и реальность одновременно. С одной стороны, они сложны для понимания из-за отсутствия композиции и нарушения структуры текста, но с другой стороны герои близки молодым людям, потому что это они сами с их проблемами, с их повседневной речью и непредсказуемостью жизни. В рассмотренных аспектах больше доводов в пользу реальности, нежели мифа. «Всё дело в том, что вы кричите и очень невежливо с нами разговариваете. Так нельзя, понимаете? Люди созданы не для ругани, а для чего-то другого. Для дела, для разговора, для того, чтобы думать», говорит, как будто от лица всего нашего поколения, герой пьесы Дарьи Варденбург «Никаких сомнений».
~
Вёрстка:
Елена Трофимова