День пролетел так быстро, что холодная темнота, слабо освещаемая звездами и огоньками фонарей, будто мгновенно погрузила в себя Петербург. Прежний гнев утихомирился, и Лев Александрович почти свыкся с сегодняшним поражением, пытаясь продолжить жить, как прежде.
Обычно ночью он с особенным удовольствием сочинял стихи. Выходил на балкон и под музыку ночного города, под свет мерцающих огней, слушая самые затаенные струны души, писал. Очень часто, просиживая так до рассвета, Лев Александрович слагал свою поэму, упоенный чувством вдохновения от собственного совершенства.
Но что, черт возьми, сегодня происходит? Мысли в хаотическом движении вращались в его голове, не останавливаясь ни на мгновение. Ни одна из них не задерживалась более, чем на пять секунд. Образ злого критика снова появлялся перед глазами: его жестокая насмешка, надменный взгляд и улыбка жалости всплывали перед глазами, заполняя душу горечью, обидой, разочарованием. Лев в глубочайшей печали посмотрел на город: чужой, заискивающий, красивый. Жизнь потеряла смысл. Да разве униженный поэт способен видеть радость в жизни после такого крушения? «И скучно, и грустно», — шептал он, и летаргический сон медленно окутывал его.
Зависть к чужому таланту — едкое чувство, которое он высмеивал в своем неопубликованном катрене, теперь приносила ему не только душевную боль, но и физическую: лоб был горяч, как раскаленный противень, а к горлу подступал огромный ком, не позволяющий дышать. Лев лежал на кресле в забытьи, не переставая вести душераздирающие разговоры с самим собой.
«Неужели я совсем бездарен? Ведь во мне есть что-то, что называется "способность", я могу писать... Но куда мне до Пушкина?! Он так далек и возвышен, что я никогда не смогу в полной мере даже понять его! Да и есть ли смысл понимать? Ведь художник, увидевший Мона Лизу, не берется перерисовывать ее... Да и зачем искусству еще одна Мона Лиза? Не понимаю… О, злой рок! Должно быть, я никогда не найду ответа! Я, как Пьер Гренгуар, останусь непонятым. Труп мой закопают могильною землей, и нигде не останется даже строчки о моей прошедшей бесполезной жизни… Несчастье и скорбь — вот моя судьба...
Никто не хочет понять мою душу. Я одинокий, никому не нужный, жалкий поэт», — Лев Александрович пытался излить душу то утреннему незнакомцу на лавке, то таинственному Ф. Т., но не было ответа его речам.
«Нет! — отчаянный вопль вылетел из груди Льва Александровича. — Я талант! Я новое «солнце»! Ведь именно я пошел против старых канонов, против Пушкина. Злого Пушкина! Ну и пусть. Пусть не я открою им другой взгляд, значит, появится еще кто-то! Обязательно появится! Поэзия не может навечно оставаться такой, наступит перемена! И тогда, тогда, о, я уверен!.. Мнения поменяются, век поменяется, они перестанут ценить общественное и найдут новое. Загадочный Ф. Т. разрушит их идеал, и я останусь спокоен…».
Силы покидали его: как церковная свеча медленно догорает, оставляя лишь черный фитилек, так угасало и желание жить, даже просто существовать. Вся земная жизнь вдруг показалась ему пустой и бесполезной. Он был пророком, снизошедшим, чтобы излечить сердца людей от горячего глагола и поселить в них новое прекрасное. Но не удалось. Амбиции разрушили жизнь и представление о ней постепенно, как выставленные по порядку фигуры домино, которые падают, сталкивая друг друга. На рану молодого поэта мог бы подуть друг или возлюбленная, но никого не было, кроме плетеного кресла, немых фонарей и тусклой луны.
«Я спокоен, потому что знаю, что будущее поэзии в руках великих людей, которые увековечат свое имя не хуже, чем Пушкин. А я не нужен им…» — эта фраза поставила последнюю точку в его сознании. За ней скрывалась либо страшная жизнь, либо неизвестная смерть.
В голове стотысячные отряды мыслей сталкивались друг с другом в жестоком поединке. Вопли, стоны, шум доспехов, топот копыт, взрывы пушек — все это гремело в ушах, и обессилевшее сознание уже было побеждено этим хаосом и разрушением.
«Молчи, скрывайся и таи
И чувства, и мечты свои», — пропел монотонным голосом Лев Александрович, доставая револьвер из ящика стола.