Аглая ФРОЛОВА
Отклик на стихотворение «Персиковый сад»

Сложно писать отклик на произведение человека, которого знаешь лично. С которым рядом учишься, ошибаешься, радуешься — пусть и не очень долгое время. Необходимо уметь видеть сквозь субъективное, растворяться в чужом тексте, вникать в его смысл.

Вчитываться в стихи Марии Севостьяновой оказалось увлекательно. Искреннее, прямое предисловие, неожиданный жанровый разброс, странное название — «Это» — удивляют и захватывают читателя. Мария пишет, что ее стихотворения связаны между собой только тем, что в них она воплотила мысли, посещавшие ее в последние две недели. Но разве этого мало?

Перед нами открывается внутренний мир противоречивой и амбициозной героини. Широта ее мысли и стремлений воплощена в первом произведении, хокку о море. На первый взгляд это лишь пейзажная зарисовка, но стоит только подумать о том, как вслед за камешком «От руки — к горизонту» летят надежды и мечты героини, как я начинаю сопереживать ей и узнавать в ней себя. Если автор, согласно подзаголовку, никогда не умела писать хокку, то в этот раз у нее определенно получилось облечь свою мысль в эту небольшую стихотворную форму.

Пафос «Персикового сада» совсем иной. Эпиграфом служит пословица, что тут же отсылает к литературной традиции (вспоминается «Капитанская дочка» А. С. Пушкина). Пословица — истина, важная и понятная всем людям; она не имеет автора и всегда актуальна. Имя Бога в эпиграфе звучит на протяжении всего стихотворения. Это молитва, исповедь. Звучит даже упрек в сторону высших сил, ирония, вызов.
Строить, разрушать, затем строить вновь. Созидать, рефлексировать, меняться.
Цели героини благородны. И знакомы любому человеку.
Третья часть цикла М. Севостьяновой, как и первая — это игра с жанром. В «Небольшой оде свету и тени» звучит рассуждение о людях, об обществе, о том, что окружает героиню и как она чувствует себя в среде, которая бывает ей непонятна и враждебна. Тот раздор, что возник у героини с миром, знаком многим подросткам. Через свои личные переживания Мария выходит на проблему, касающуюся и других, реальную и острую. Как подобный текст может оставить равнодушным?

Возможно, триптих потому называется указательным местоимением, что объединяет душевные свет и тень в одну неназываемую массу. Порой люди не способны найти объяснение своим чувствам. Как у Мандельштама: «Слепая ласточка в чертог теней вернется…», — и превратится в «это». Хорошо, что Мария Севостьянова все же находит своих ласточек и умело передает свои переживания, заставляя нас сопереживать.