2017 год





МАКСИМ МОВСЕСОВ



Для меня А.С. Пушкин — это Россия

А. С. Пушкин — наше всё. Иногда даже больше, чем всё. Фамилия великого поэта ассоциируется у русского человека с божеством, с гением, с идеалом, а в некоторых случаях даже становится нарицательной.
Золотой век во многом обязан своему громкому имени именно Пушкину. Это бесспорно, ведь он самый известный русский поэт, чьё творчество стало украшением и символом русской поэзии и прозы. В учебниках школьной литературы рядом с известным всем портретом кудрявого мужчины с бакенбардами обычно стоит подпись «Солнце русской поэзии». Эту оригинальную и ёмкую метафору придумал В. Ф. Одоевский. Остальные поэты Золотого века — планеты, покорно совершающие обороты вокруг Светила. Можно ли считать видение Золотого века как Солнечной системы, а Пушкина — как единственной звезды, вокруг которой вращаются менее значимые небесные тела, корректным?
На мой взгляд, сравнение Одоевского нельзя назвать абсолютно удачным. В метафоре неверно раскрыта сама суть Золотого века. Отождествлять целую эпоху, причём настолько богатую талантами, лишь с одним из ярких её представителей — значит, недооценивать саму эпоху. Получается так: Солнечная система названа в честь Солнца, тогда и Золотой век не «Золотой», а «Пушкинский». Но это не так, хотя Александр Сергеевич Пушкин, несомненно, является ядром системы. Стоит попробовать найти более подходящую метафору, чтобы «золото» не обесценивалось за счёт Пушкина, а наоборот, сверкало еще ярче благодаря великому поэту.
Он ощущает свою значимость для народа всей огромной России и гордится тем, что «чувства добрые ... лирой пробуждал»
Лучше понять культурное богатство нашей страны помогает её историческое величие. Если так мыслить, то Золотой век — мощный и невероятно значимый период в литературе — схож с таким же понятием в истории нашей страны... Золотой век — это СССР, в котором поэты являются республиками, добровольно вошедшими в его состав. Попробую доказать корректность и логичность, казалось бы, немного абсурдного сравнения.
Республики, вошедшие в состав Советского Союза, формально пользовались большой автономией, но подчинялись интересам единого государства. Так же и поэты Золотого века: каждый был уникален, старался по-своему раскрыть красоту слова и мысли в стихотворениях, но всех интересовали одни темы, лирики творили в похожей форме. Например, о роли поэта и поэзии Баратынский писал: «И как нашёл я друга в поколение, читателя найду в потомстве я». Прочитав это, можно вспомнить всем известные строки Пушкина: «Нет, весь я не умру — душа в заветной лире мой прах переживет и тленья убежит». Если не указывать автора, то многие могли бы подумать, что первый отрывок тоже из пушкинского стихотворения: похожий слог, похожие идеи... Но если углубиться в творчество этих двух поэтов, то становится ясно, что они совершенно разные. Баратынский считал, что его «дар убог, и голос ... не громок», он ощущал одиночество в своей эпохе и надеялся, что творчеством хотя бы сможет заслужить понимание потомков. Пушкин же «памятник себе воздвиг нерукотворный». Он ощущает свою значимость для народа всей огромной России и гордится тем, что «чувства добрые ... лирой пробуждал». Именно в связи с этим, по мнению Александра Сергеевича Пушкина, его не забудут, книги с его стихотворениями не покроются пылью и не потеряют любовь читателей.
По Конституции Советского Союза (любого года: 1924, 1936, 1977) Союзные Республики входили в Союз добровольно и на равноправной основе, сохраняя формальное право выхода из объединения. То есть не было официально привилегированных или, наоборот, слабых и второсортных республик. В то же время фактически ядром СССР являлась РСФСР. У поэтов Золотого века были схожие отношения в рамках единой эпохи. Александр Сергеевич Пушкин — это РСФСР, поскольку именно он является олицетворением всего периода Золотого века. Лермонтов, Тютчев, Вяземский, Языков, Давыдов и другие представляют оставшиеся республики. Значит ли это, что все поэты — это жалкие пародии на Пушкина, в творчестве которых нет ничего особенного? Конечно, нет! В Прибалтийских Республиках уровень жизни был гораздо выше, чем во многих областях РСФСР, на Украине зиждилась львиная доля сельского хозяйства и промышленности всего Союза, в Закавказье добывалась огромная часть нефти и находились основные курорты страны. В творчестве поэтов Золотого века не только можно, но и нужно искать великое и изящное. Например, Лермонтов поднял тему, которая недостаточно раскрыта у Пушкина — тему одиночества. «Белеет парус одинокий», «И скучно, и грустно, и некому руку подать»... В этих строках столько боли и страдания от непонимания, что вздрагивает сердце и невольно тянет задуматься и о своей жизни. Кроме того, мог ли Пушкин написать правдивое стихотворение о войне, о русском солдате при том, что на военной службе он никогда не состоял. Учитывая талант «солнца русской поэзии», наверное, смог бы, но все же это не его тематика. А вот Давыдов... Бравый русский военный, участник войны 1812 года... Его стихи буквально пахнут армейской службой и любовью к Родине и Государству. «О, ринь меня на бой, ты, опытный в боях...». Неподражаемые стихотворения Дениса Давыдова раскрывают важную тему и любопытны своей оригинальностью и уникальностью. Так что Золотой век не заканчивается на Пушкине так же, как и Советский Союз не останавливается лишь на России, а простирается от вечной мерзлоты до бескрайних пустынь.
Учитель Пушкина сам признал, что «проиграл» своему гениальному ученику.
Сверхдержава, одно из сильнейших и самых влиятельных государств, когда-либо существовавших на планете, возникла буквально из пепла сожжённой войнами и революциями Российской Империи. Спустя время Советская Россия «догнала и перегнала» Царскую Россию и превзошла своего учителя. Кому Пушкин (РСФСР) был обязан своим успехом и кто тот учитель, которого он превзошёл? Естественно, речь о Василии Андреевиче Жуковском. Учитель Пушкина сам признал, что «проиграл» своему гениальному ученику. Сам же Жуковский перестал играть весомую роль в лирике Золотого века, уступив дорогу молодым. Примечательно и то, что Пушкин и Жуковский часто спорили, как в Советские времена спорили с эпохой, когда народ был угнетён, а граждане государства были его рабами. Но все же как Пушкин, так и Советская Россия признавали заслуги прошлого и свою неразрывную связь с ним. «Ты держишь на коленах лиру нетерпеливую рукою», — писал Пушкин Жуковскому. Дружеским и тёплым отношениям Жуковского и Пушкина не мешали разница в возрасте и конкуренция. Василий Андреевич поистине гордился своим юным учеником, а Александр Сергеевич трепетно и с невероятной любовью относился к своему наставнику. «Его стихов пленительная сладость пройдет веков завистливую тень...», — эти строки свидетельствует об искренней благодарности Пушкина Жуковскому, о силе их дружеских уз.
.
Как было упомянуто выше, Советский Союз был образован всего четырьмя республиками, но позже их число достигло пятнадцати. К чему это я?.. Некоторые поэты «присоединились» к Золотому веку раньше, некоторые позже. Например, Тютчев считается поздним поэтом, в то время как Пушкин стоит у истоков. Но не все лирики сразу были удостоены чести войти в «золотую эпоху» независимым субъектом: они вынуждены были подражать другим поэтам (как автономные республики находились в составе более крупных и мощных). Например, М. Ю. Лермонтов в начале творчества заимствовал много у Пушкина: являлся как бы АССР в составе РСФСР. Стихотворение Лермонтова «Совет» — это подражание стихотворению Пушкина «Если жизнь тебя обманет»: те же мысли, похожий слог. Да и вообще, многие темы и стихотворные приемы Лермонтов скопировал у Пушкина. Значит ли это, что Михаил Юрьевич Лермонтов — плохой поэт? Естественно, нет. Сам Пушкин равнялся на Байрона (впрочем, как и Лермонтов), но понемногу мастерство русского поэта выросло настолько, что он стал самостоятельным, хотя по-прежнему ценил и равнялся на своего учителя. Байрон и другие иностранные поэты-романтики предстают кем-то вроде Карла Маркса и Фридриха Энгельса, которые высказали отправную идею и нашли идеал, к которому надо стремиться. С каждым годом СССР приближался к этому идеалу, все больше развивались его республики. Так и Золотой век: крепчал и наполнял мировую литературу бесценным богатством, из года в год совершенствуясь. Вместе с Золотым веком росли и приобретали небывалый масштаб его поэты.
Несмотря на некоторые разногласия, республики в Советском Союзе продуктивно сотрудничали, а не враждовали, «перетягивая одеяло на себя». Поэты Золотого Века тоже не конкурировали, а ценили друг друга. Так, Пушкин считал Языкова очень одаренным лириком и своим настоящим товарищем. Лермонтов всю жизнь восхищался Пушкиным и его бесконечным талантом, а Тютчев вёл своеобразный диалог с Пушкиным в строках своих стихотворений.
Символисты, акмеисты, футуристы (которые формально объединены в Серебряный век), шестидесятники, барды... Единого слоя культурной поэтической элиты больше не будет, хотя таланты, конечно, продолжали и продолжают рождаться.
Как ни печально, СССР как субъект международного права и единое государство перестал существовать. Анализировать причины этого процесса сложно, да и, скорее всего, невозможно, ведь прошло не так уж много времени, чтобы считать этот период историей. А Золотой век русской поэзии завершился во многом из-за смерти Александра Сергеевича Пушкина. Ведь когда от единого механизма отваливается центральная часть, остальные перестают эффективно функционировать. Аппарат глохнет и разваливается на части. Сейчас вместо СССР на карте мира 15 независимых государств, которые выстраивают отношения уже на новом уровне. Даже несмотря на то, что большинство из них продолжают сотрудничать, прежнего единого целого уже не будет. Так, на мой взгляд, случилось и с поэзий новых поколений. Символисты, акмеисты, футуристы (которые формально объединены в Серебряный век), шестидесятники, барды... Единого слоя культурной поэтической элиты больше нет, хотя таланты, конечно, продолжали и продолжают рождаться.
Подводя итоги, хочется сказать, что поэзия Золотого века — неповторимый и непревзойдённый, как я считаю, период русской поэзии, её расцвет и апогей. Глупо доказывать, какая из республик СССР сделала для государства больше: та, что много производила, или та, где комфортнее жилось. Так же и с поэтами: какая разница, кто написал больше текстов, кто использовал больше средств выразительности или раскрыл большее количество тем. А. С. Пушкин — солнце русской поэзии, это точно! Но не в ущерб его современникам-поэтам.