елизавета бажал
Почитай мне!
Близость и понятность языка современной литературы молодому читателю
— это истина или миф?
Фото автора Wallace Chuck: Pexels
апрель 2022 года
Много слов на земле. Есть дневные слова —
В них весеннего неба сквозит синева.

Есть ночные слова, о которых мы днем
Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.

Есть слова — словно раны, слова — словно суд, —
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Вадим Шефнер
«Почитай мне», — просит ребенок, прислонившись к маминому плечу. Он уже засыпает, но ещё хочет услышать, как обычные слова складываются в предложения, и получаются фантастические истории. Малыш пока не умеет читать, но всё равно замирает от восторга, когда мама открывает книгу. Все прочитанные в детстве сказки остаются с ребёнком надолго. Но время идёт, малыш взрослеет, а сказочные герои продолжают жить в нём. И законы сказок, язык сказок, то мировоззрение, способ говорить и способ думать остаётся с ним навсегда.

Затем дети идут в школу, где слышат: «Не будешь читать классику — не будешь развиваться». На классической литературе завязано всё обучение и развитие ребенка в средней школе. Большинство жителей нашей страны подвержено мифу, что современная литература ничему не учит, она глупа и поверхностна.
Российская литература сейчас — это низкий художественный уровень, а лучшие романы имеют специфичные для восприятия, пессимистические тексты с изощренным стилем, да и предназначены для читательского меньшинства.
И это всего лишь одна из цитат, попавшаяся мне в интернет-ресурсах, связанная с современной литературой. Но слово «современная» многогранно. Современная литература — это то, что издаётся и печатается сейчас, но кто-то начинает отсчёт с 80-х годов, а кто-то — с 60-х. Сам язык с течением времени, конечно, меняется, появляется определённый сленг. Но меняются ли тексты?
В большинстве современных книг, как и в классических романах, главные герои ищут смысл жизни, любовь, счастье, спасение. Ребёнок подрастает и берёт в руки книгу современного писателя, и так же, как и в детстве, исчезает в мире фантазий. Его уже нет. Есть герой, который живёт вместе с подростком, рассуждает так же, говорит его языком. Автор словно направляет своего читателя, но участник событий в книге для современного подростка — это он сам.
Книга Захара Прилепина «Обитель» рассказывает о нашей истории, о её бедах, о сложностях, через которые прошли наши прадеды.
Сюжет приковывает, выворачивает наизнанку все чувства, заставляя хрустеть все кости. Читатель от первого до последнего слова находится вместе с главным героем, он живёт вместе с ним, он борется вместе с ним. Он сам становится Артёмом. Понимает ли он язык, которым написан роман?
— Я, знаешь, что заметил? В Москве солнце заходит — как остывший самовар унесли. В Питере... как петровский пятак за рукав спрятали. В Одессе... как зайца на барабане прокатили... В Астрахани закат такой, словно красную рыбу жарят. В Архангельске — как мороженой рыбой угощали, да мимо пронесли. В Рязани, как муравьями поеденная колода. В Риге — будто таблетку под язык положили. И только тут, как бритвой, — он быстро чиркнул указательным пальцем возле шеи, по горлу....
— Артём, а как вы думаете, чем сейчас занимается Иисус Христос? Какие-то у него должны быть дела, нет?

Сглотнув, Артём внимательно посмотрел на Василия Петровича и подумал: «…А, действительно? Чем?».

Образные сравнения романа стилистически соответствуют эпохе написания, но при этом просты и понятны для читателя любого времени. Сравнения заставляют задуматься, остановиться, вспомнить. Образ человека создаётся при помощи маленьких художественных деталей в диалогах. Где человек может быть разным: сильным или трусливым, героем или предателем, сомневающимся или твердо верящим в успех.
Читатель даже не замечает, как летит время, как он «поглощает» страницы огромного произведения. Хорошо прописанные образы главных героев как детали из пазла складываются в картинку эпохи.
Так и сознание человеческое. Оно хрупко! Человек думает, что он думает, — а он даже не в состоянии постичь своё сознание. И вот он, не умеющий разобраться со своим сознанием, рискует думать и объяснять Бога. А Богу можно только внимать. Перемени местом в сознании человека одну букву — и при внешней благообразности этого человека скоро станет видно, что у него путаница и ад во всех понятиях. Вот так и большевики, — переходя на шёпот, продолжал батюшка. — Перепутали все буквы, и стали мы без ума.

Перепутали все буквы… А в романе все буквы стоят на своем месте, слова красивы и просты. Язык автора разнообразен, понятен. Что это если не красота русского языка? Она искрит в душе молодого читателя в виде образов и картинок. Он не читает слова, он их словно проживает:
Небо почернело, море варило свой свинец, холодно было по-настоящему — ветер на пустых пространствах будто пытался отобрать одежду….
Холодно… Холодно и читателю. Он тоже ёжится, закутываясь в одеяло.
Можно полюбить роман за красоту языка. А можно за его сумасшедшую честность, хлёсткость, юмор. И ещё долго после того, как читатель закроет книгу, мысли будут роиться в его голове, а душа болеть за героев. Он будет пытаться понять... Кого? В первую очередь себя.
Нам часто рассказывают, как заинтересовать современного подростка. Говорят, что нужно писать проще, меньше и легче. Почему-то молодого читателя хотят упростить и приписать ему совершенную глупость.

Есть распространённое мнение, что каждое новое поколение утрачивает способность рефлексировать. Но это не так. Любое произведение помогает нам взглянуть на себя со стороны. И современная литература не исключение. Есть фраза: если тебе суждено быть с человеком, судьба сведёт вас снова. Так же и с книгой: если роману суждено попасть к вам в руки, то вы его прочитаете, определённо его поймёте и вернётесь к нему снова.
В романе «Зулейха открывает глаза» Гузели Яхиной всё очень непросто. Центральной темой романа является раскулачивание, мы видим, как рушатся судьбы людей на фоне трагических исторических событий. Смешение языков, религиозная составляющая, исторические факты — здесь есть всё, что, казалось бы, должно оттолкнуть молодёжь. Но роман разбирается с книжных полок и понятен подросткам. Название отражает смысл всего романа. Безграмотная Зулейха проживает трудную жизнь, наполненную невероятными событиями. Героиня со временем меняется. Она словно была слепой, а потом прозрела. Диссонанс всего произведения поражает читателя, вольно или невольно тянет за собой к разгадке. Этот роман — настоящий водоворот чувств и эмоций.
Чувства — они на то и даны, чтобы человек горел. Если нет чувств, ушли — что ж за угли-то держаться?
Автор детально описывает запахи и звуки, вовлекая в повествование с головой, давая возможность додумывать сюжет. Иногда он даёт описание жестоких сцен, и читатель испытывает настолько животный ужас, что появляется желание перевернуть страницу. Но чтобы утолить желание знать правду, какая бы она ни была, продолжает вгрызаться в строки.
Маленький и глубокий полукруглый надрез — как полумесяц, брызжет чем-то густым и тёмным, рубиново-красным. Она возвращается к нарам и вставляет палец в рот сына. Чувствует, как его горячие десны тотчас сжимаются, кусают, прихватывают ноготь.
В романе поднимаются темы, актуальные для современного подростка: темы смерти и любви. Автор даёт возможность окунуться в эти проблемы с головой. Разве можно устоять?
Но смерть ждала каждого — таилась в нём самом или ходила совсем рядом, кошкой ластилась к ногам, пылью ложилась на одежду, воздухом проникала в лёгкие. Смерть была вездесуща — хитрее, умнее и могущественнее глупой жизни, которая всегда проигрывала в схватке.
Готовы ли подростки читать большие объёмы текста? Конечно, готовы, если этот текст им близок и понятен. История главной героини Зулейхи наполнена теплом и любовью. Автор очень трепетно описывает читателям традиции и историю своей культуры, позволяя не просто узнать, но и понять их.
Пока листы медленно вздымают тлеющие углы и, потрескивая, исчезают в оранжевом пламени, он берёт чистый метричный бланк, обмакивает перо в чернила и выводит: Иосиф Игнатов, 1930 года рождения. Мать: Зулейха Валиева, крестьянка. Отец: Иван Игнатов, красноармеец.
Через весь сюжет красной нитью проходит главная мысль: «Человек — это сила, о которой он сам иногда не догадывается». Красивый и простой слог романа без высокопарных оборотов помогает понять героев, увидеть их мудрость или пережить с ними их ошибки. Можно ли ещё проще? Можно ли ещё ближе?
Жизнь — сложная дорога, улым. Сложная и длинная. Иногда хочется сесть на обочине и вытянуть ноги — пусть все катится мимо, хоть в саму преисподню.
То же рассуждение о жизни можно встретить и в другом романе современного писателя Дмитрия Быкова «Орфография». Информация этого произведения воспринимается сложнее, тяжелее.
Я хотел бы полной свободы, но она нужна мне лишь для того, чтобы с максимальной изобретательностью и упорством принуждать к чему-либо самого себя. Я хотел бы измысливать себе новые и новые трудности — но так, чтобы никто не ограничивал меня в моем изощренном самомучительстве.
Современная литература не может быть непонятной молодому читателю, так как это история самого человека.
Что здесь может быть непонятно? Современная литература такая же разная, как и мы. Другое дело, любит ли современная молодёжь читать. Если ребёнок с детства любит литературу, верит в волшебство слова, то став взрослым от тоже будет читать. И современную литературу, и классическую.
Почему литература так увлекает? Что случается со словами? Казалось бы, текст — это просто слова, сложенные в предложения. Но не зря говорят, что словом можно убить или спасти. Хороший тексты спасают читателя. Они проникают в душу, переворачивают её, делая нас лучше. Увлекательный сюжет, словно горная река, несёт читателя любого возраста. Читатель то сваливается с лодки и тонет, то вдруг выплывает с ясной головой, хватает ртом воздух — дышит, чтобы опять залезть в лодку и пуститься в плавание.
Современные произведения ещё не стали классикой. Они не считаются эталоном для нашего времени. Произведение классической литературы, как правило, не только представляет ту эпоху, в которую было написано, но и получает признание у следующих поколений. Современная литература общается с читателем на понятном языке, она помогает понять, что его волнует здесь и сейчас. Но при этом заставляет его мыслить и анализировать.
А ЗНАЧИТ, СОВРЕМЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА БЛИЗКА И ПОНЯТНА СОВРЕМЕННОМУ ЧИТАТЕЛЮ. И ЭТО ИСТИНА!