АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:


Нальгиева Амина, Крюкова Ирина, Хакимуллина Эльвина, Ставцева Диана, Малько Анастасия, Усачева Валерия, Габдрахманова Екатерина, Слобожанинова Алина, Гонтарь Анна, Ковалев Борис, Аксенова Анна, Чижикова Анастасия, Кифорук Вера, Первушина Елизавета, Илюшко Александр
Речевой портрет участника литературной смены

Определение речевого портрета в двадцать первом веке априори сложный процесс. Средств коммуникации стало больше, соответственно, и сред тоже. Сегодня невозможно представить школьника без страницы в одной из социальных сетей.
Самая популярная [социальная сеть] в России – «ВКонтакте» – зачастую заменяет общение в реальной жизни общением онлайн. Поэтому создавая речевой портрет школьника, участника литературной смены в частности, нельзя не обратиться к самой современной и доступной среде коммуникации.
Ключевые слова
язык в Интернете, орфоарт, речевой портрет, авторский текст.
Мы старались понять, отличаются ли страницы участников, добившихся максимальных результатов («100-балльники»), от страниц тех, кто едва перешагнул рубеж 60 баллов («60-балльники»)
В силу популярности письменных способов общения мы обращали особое внимание на язык, используемый участником смены в интернете. На этой основе мы старались понять, отличаются ли страницы участников, добившихся максимальных результатов («100-балльники»), от страниц тех, кто едва перешагнул рубеж 60 баллов («60-балльники»), по уровню и качеству постов, производимого и копируемого контента. Также тщательному анализу подверглась социальная сеть «ВКонтакте» как среда для составления речевого портрета.
Однако в своих предположениях мы старались быть разумными и объективными. Хорхе Луис Борхес писал, что «всякая гипотеза может оказаться предрассудком», и для нас было чрезвычайно важным подойти к исследованию с максимальной ответственностью как при формулировке, так и при проверке. Мы предположили, что содержимое страниц «ВКонтакте» 100-балльников отличается от содержимого страничек 60-балльников и контент страниц участников смены с высоким баллом больше связан с филологией, чем контент страниц ребят с низкими баллами. Кроме того, второй нашей гипотезой стала идея о том, что на материалах вышеуказанной социальной сети действительно возможно составить речевой портрет участника смены.

В исследовании мы рассматривали сообщество участников литературной смены ОЦ «Сириус», подразделяя их на две группы: обучающиеся, получившие около 60 баллов в системе Canvas, и те, кто перешагнул порог в 100 баллов. Среди них мы выделили участников, которые имеют страницы в социальной сети «ВКонтакте». Объектом нашего анализа стали 50 страниц 60-балльников и 50 страниц 100-балльников.

Для нас социальная сеть «ВКонтакте» являлась, в первую очередь, платформой, с помощью которой человек может сообщить что-то важное о себе всему Интернет-сообществу.
Мы предположили, что...
Посты, публикуемые на стене пользователя, являются средством самовыражения
...соответственно, имеет значение не только их количество, но и содержание. По этой причине особое внимание уделялось авторским текстам и наличию у участника литературной смены собственного блога. При подведении итогов мы ориентировались и на мнения опытных лингвистов и филологов, которые согласились побеседовать с нами в формате интервью о теме исследования.
Для того чтобы проанализировать страницы пользователей «ВКонтакте», мы изучили специфику языка в Интернете. Опираясь на статью М. А. Кронгауза, мы выяснили, что язык Интернета претерпел значительные изменения. В первую очередь, письменная речь приобрела черты устной. На смену невербальному общению с помощью интонации, мимики, жестов и пр. приходят формальные средства:

Максим Анисимович Кронгауз
Смайлики
Особенности начертания (Caps Lock, зачеркивание)
Многие слова выполняют игровую функцию (например, слова-ребусы – «Веро4ка», «2К17», слова-сокращения, заимствованные слова), тем самым оживляя письменную речь. Собеседники в электронной среде активно пользуются эмотиконами, картинками и аудиозаписями. В качестве вспомогательного компонента встречаются видеоматериалы.

Именно поэтому мы анализируем не только особенности речи пользователя «Вконтакте», но и наличие записей о филологии, ссылок на собственные публикации, литературных цитат, картинок, связанных с лингвистикой, и прочее.
Для человека, занимающегося литературным творчеством, передача своих мыслей посредством текстов — наиболее приемлемое средство самовыражения.
Изучение страничек «ВКонтакте» на предмет наличия собственного контента привело к интересным показателям: профили 60-бальников лишь на 50% заполнены авторским контентом, при этом филологический контент составляет 9%. На страницах 100-балльников можно проследить тенденцию к публикации собственных постов, так как их количество составляет 59%, а филологического контента более чем в 2 раза больше. В то же время наличие авторских текстов позволяет предположить, что для человека, занимающегося литературным творчеством, передача своих мыслей посредством текстов — наиболее приемлемое средство самовыражения. Оказалось, что среди 100-балльников 27% ребят ведут свой блог, а среди 60-балльников это количество составляет 19%.

У 100-балльников 76% аккаунтов со статусами, при этом 16% статусов связаны с филологией. Среди 60-балльников 23% имеют статус, причем 4% с филологией. Мы думаем, что человек, посчитавший нужным написать статус, старается выразить в нем то, чем он хочет поделиться с другими, что ему действительно интересно.
В результате исследования мы выяснили, что выпускники смены часто используют различные средства для выражения эмоций в сети. При этом 100-балльники используют эти средства более разнообразно.
Орфоарт используют 51% ребят с максимальным количеством баллов и 35% менее успешных участников (здесь стоит заметить, что мы понимаем орфоарт как графические особенности текста). Он помогает выразить эмоции и чувства, которыми наполнена живая речь; в традиционной письменной речи нам их не хватает.
По словам М. А. Кронгауза, «используя орфоарт, человек стремится к визуализации. Но опять же ее можно достигать по-разному. Здесь есть творческая составляющая, это требует какого-то видения композиции».
На страницах участников мы встретили такие средства, как смайлики (48% и 36%), повтор символов (9% и 14%), Caps Lock (0% и 14% у 60 и 100-балльников соответственно).

Выяснилось, что 23% пользователей не ставят точки в конце предложения. Надо сказать, что данный пунктуационный знак часто присутствует в основной части текста и «исчезает» только в самом последнем предложении. Мы предполагаем, что причиной этого может быть особый «сетевой этикет», в рамках которого современная молодежь считает нужным заканчивать посты или сообщения в Сети точкой только в том случае, если в процессе общения возникли какие-либо негативные эмоции: например, собеседник обиделся или не испытывает чувства доверия к адресату.

Словарь-справочник лингвистических терминов Д. Э. Розенталя и М. А. Теленковой утверждает, что средством речевой характеристики литературного героя служат просторечная лексика, необработанный синтаксис, излюбленные «словечки» и обороты речи. Сложные синтаксические конструкции в своих текстах использовали 21% 60-балльников и 41% 100-балльников, а жаргонизмы и разговорная лексика встречались у 37% и 30% участников соответственно. Для анализа страницы пользователя «ВКонтакте» мы также обращались к культуре речи, лексике и орфографии. 33% участников, получивших 60 баллов, допускают орфографические и лексические ошибки, в то время как среди 100-балльников этот процент меньше в четыре раза.

Пособие для учителя. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1985. — 399 с.
В процессе исследования мы выяснили, что различия между страницами есть. 100-балльники больше пишут, они создают свой контент, а не копируют его. Также на стенах ребят, достигших максимальных результатов на смене, содержание филологического контента выше, чем у менее успешных участников. 100-балльники разнообразнее используют орфоарт.
На основе содержания страницы «ВКонтакте» можно составить речевой портрет участника, если на стене есть его записи, так как именно авторский текст отражает особенности речи. Однако образ среднестатистического 60-балльника и 100-балльника создать нельзя, потому что в ходе исследования мы заметили, что существуют 60-балльники, производящие собственный контент, равно как есть 100-балльники без авторского текста.

Кроме того, критерий разделения людей по принципу успешности выполнения программы литературной смены неустойчив и зависит от многих факторов (оценка сама по себе является субъективной).

Список использованной литературы
1. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Наука, 1987.
2. Кронгауз М.А. Самоучитель олбанского. – CORPUS, 2013.
3. Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно. Издательство: Академия Год: 2008. – 143с.
4. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов М.: Просвещение, 198
5. Современный русский язык в интернете / ред. Я. Э. Ахапкина, Е. В. Рахилина. — М.: Языки славянской культуры, 2014. — 328 с.

Верстка: Дарья Щекина