Образовательная программа «Драматургия»
для школьников 6-8 классов

Сочинения по пьесе
А. Н. Островского «Снегурочка»
Отдай любовь иль жизнь мою возьми.

А.Н. Островский
Весенняя сказка, сказка-драма — всё это, безусловно, относится к пьесе создателя русского национального театра, «Колумба Замоскворечья» А. Н. Островского. Пьеса «Снегурочка» стала настоящим событием не только для мира литературы, но и для мира театра. Не понятая большинством критиков, не воспринятая зрителями и даже исполнителями, она всё же была резонансной и обсуждаемой. Так, например, её художественное разнообразие и оригинальность жанра отмечал Ю. М. Лотман, он называл «Снегурочку» пьесой-«маской». Философско-символической драмой определяет сказку А. Журавлева, театральной сказкой — С. Данилов. Несмотря на наличие совершенно разных отзывов, «Снегурочка» всё же вошла в число тех драматических произведений, которые остаются в копилке времени.

Одной из центральных линий произведения является тема любви. Она достаточно неоднозначна, но тем и интересна, тем и захватывает, что проявляет себя в странном и таинственном, но в то же время в притягивающем и привычном амплуа. Стоило ли Снегурочке полюбить или продолжать жить, но без счастья, без чувств?

Смех…Слёзы... Всё чуждо цветущей и юной Снегурочке. Дочь теплой Весны и холодного Мороза, «красавица», «дикарка», она далека от мира людей, душа её холодна как лёд. Снегурочке, молодой девушке, невыносимо жить без радости, без счастья: «Хочу любить — но слов любви не знаю, и чувства нет в груди». В ней происходит борьба природных сил: холода и тепла, жизни и смерти. Героиня привлекает, манит, но, к сожалению, она не способна почувствовать любовь: «Начну ласкаться, — услышу брань, насмешки и укоры за детскую застенчивость, за сердце холодное. Мучительную ревность узнала я, любви ещё не зная». Внутренний конфликт перерастает в необъяснимое, пламенное желание любить, познать человеческое счастье. Совсем юную Снегурочку не пугает предупреждение Весны: «Пусть гибну я, любви одно мгновенье дороже мне годов тоски и слёз», — просит она лишь «любви девичьей».

Героиня ищет в любви счастье и действительно находит его: «…Снегурочка в зелёный лес — выходит девицею с душой счастливой, полной отрадных чувств и золотых надежд». Но всё же, как и предсказывалось в прологе, Снегурочку своим лучом поражает Ярило. Царь Берендей называет смерть героини «чудесной гибелью», это приносит в его царство свет и благополучие.

Без любви к природе невозможно это счастье. Померкнет, станет незаметной; она перестанет вдохновлять своим дыханием. «Остуда чувств» среди берендеев и приводит к трагедии: «Тугой поникли деревья и травы». Вся красота, всё величие и живость ушли, природа перестала быть тем, что необходимо хранить и понимать. Жив остаётся лишь «лазоревый цветочек» — рисунок во дворце Берендея. Только с появлением любви в сердцах людей пробуждается, оживает природа: «рассеивается туман». Берендеи начинают видеть эту красоту и воспевают Бога Ярило: «Красное Солнце наше! Нет тебя в мире краше». Многочисленные иллюстрации Васнецова тонко передают любовь тихую, подлинную. Переполненная этой любовью, природа на полотнах живая, звенящая и светлая.

«На свете всё живое должно любить»… Любить друг друга, любить природу, любить справедливость и мир. Фольклорные источники, на которые опирается пьеса, подтверждают это. Жители Берендеева царства ценят эти принципы, ведь в обществе, где люди «служат красоте», где есть любовь и честность, не может быть войны. Не зря Ф. М. Достоевский говорил, что любовью всё покупается, всё спасается…
Жизнь без любви подобна дереву без плодов и цветов.

Халиль Гибран

Любовь является главным источником вдохновения человека. Сколько прекрасных текстов создано на эту тему! Здесь и повести Тургенева «Вешние воды» и «Первая любовь», и стихотворения А. С. Пушкина и С. А. Есенина, и, конечно же, замечательные пьесы А. Н. Островского.

Лучшим драматургическим произведением о любви я считаю весеннюю пьесу-сказку Островского «Снегурочка». Она словно вся соткана из тончайших нитей любви и нежности. «Снегурочка» — очень поэтичное произведение, «трогательная поэма русской природы», как сказал художник Константин Коровин. Особый колорит ей придают выразительные ремарки и захватывающие описания славянских обрядов и праздников. Скорее всего, на создание примечаний Островского вдохновляла природа его усадьбы Щёлыково где, как известно, и создавалась «Снегурочка». В пьесе всё располагает к нежным чувствам: весна, цветы, песни, народные гуляния. Все вокруг пребывают в любви, только сердце Снегурочки остаётся холодным и неприступным. Бедная девушка просто не способна познать это чувство, ей чужда любовь, ведь Снегурочка сама по себе является олицетворением холода. Героиня говорит о себе так: «Моя беда, что ласки нет во мне». Но в дочери Мороза и Весны живёт жажда любви, она всем сердцем пытается полюбить пастуха Леля. Лель, в свою очередь, не любит Снегурочку. Он предпочитает ей красавицу Купаву: «…учись у ней любить и знай, что Лелю не детская любовь нужна». И Снегурочка, не способная любить, чувствует только жгучую ревность, которая, как известно, способна разрушить любые чувства. П. Кадочникову в своей экранизации «Снегурочки» очень точно удалось передать всю сложность взаимоотношений между героями. Актёры прекрасно справились со своей работой. Смотря фильм, мы видим не Филонову, Жарикова, Губанову и Химичева, а живых Снегурочку, Леля, Купаву и Мизгиря. Великолепная игра Евгении Филоновой заставляет нас сопереживать главной героине, Снегурочке. Мы видим, что девушка абсолютно одинока, она чужая в берендеевом царстве.

Берендеи не понимают Снегурочку. Для них чувство любви — нечто естественное, то, без чего жить нельзя. Сам царь Берендей говорит: «Природой неизменно положена пора любви для всех». Дочь Мороза страдает: она не такая, как все. Снегурочка завидует людям, способным любить, решается идти за помощью к матери-Весне. Конечно, девушка прекрасно понимает, что для неё любовь равносильна смерти. Но и жизнь без любви для неё — не жизнь. Весна соглашается помочь дочери, так как считает, что «на свете всё живое должно любить». То, что Снегурочка полюбила, можно назвать настоящим чудом. Для неё любовь дороже жизни («пусть гибну я, любви одно мгновенье дороже мне годов тоски и слёз…»). Но любовь Снегурочки является не столько чудом, сколько трагедией, ведь любовь — это тепло, огонь, а огонь топит лёд («люблю и таю, таю от сладких чувств любви…»). Но всё же, могу сказать, что Снегурочка была счастлива, пусть и на мгновение. Ведь её мечта наконец-то исполнилась: она узнала, что же это такое — любовь. Но иначе и не могло быть, потому что героиня ожила, а как уже было сказано выше, «всё живое должно любить».