Билет на орбиту,
или почему я еще не в космосе


статья Анастасии Коломеец
Текущий 2021 год — особенный не только для России, но и для всего человечества. Шестьдесят лет назад первый человек Земли, наш соотечественник Юрий Алексеевич Гагарин, отправился в первый в истории космический полет. А реально
ли нам, диванным борцам за космос, туда слетать?
Леонид и Ольга Тихомировы.
«Во имя человечества»
До полёта Гагарина люди лишь мечтали о полётах за пределы нашей планеты. Сегодня технический прогресс шагнул так далеко, что люди на бытовом уровне всерьёз рассуждают о том, что было бы неплохо удешевить стоимость полётов в космос в туристических целях.

И если старшее поколение еще помнит, какими трудными для человечества были первые шаги в космос, то молодёжь уже рождается с ощущением, что «скафандры-космонавты» были всегда, и потому обыденны. Во многом фактор привычности заставляет молодых людей думать, что слетать в туристическую поездку на орбиту это просто, достаточно лишь щёлкнуть пальцами.

В нашей стране всего за несколько десятилетий космос перестал быть полем деятельности только военных специалистов. Сегодня ни у кого не вызывают удивления такие нужные вещи, как спутниковая связь и телевидение, снимки со спутников для сельского хозяйства, строительства и навигации — космос стал гораздо ближе к обычным людям.
Россия — лидер в развитии космического туризма

Деннис Тито
американский предприниматель, первый космический турист
Путешествия в околоземное пространство тоже становятся все более доступны для обывателей. Кстати, во многом это - заслуга нашей страны. Сначала Советский Союз создал и реализовал международную программу «Интеркосмос»: в её рамках в космос летали представители дружественных СССР стран. Позже уже Россия стала направлять в космос тех, кого потом стали называть «космическими туристами».

Так, в 1990 году японский журналист Тоёхиро Акияма отправился на борт советской и российской орбитальной станции «Мир». Правда, это было не совсем частное путешествие: Токийская радиовещательная система оплатила его полёт. В 1991 году консорциум британских СМИ «Джуно» профинансировал полёт на станцию «Мир» англичанки Хелен Шарман. Поэтому, американца Денниса Тито, который сам заплатил за путешествие на Международную космическую станцию (МКС) на российском корабле «Союз ТМ-32», на Западе считают первым официальным космическим туристом.
Долгое время туристические полеты к МКС не осуществлялись, что было связано с выводом из эксплуатации в США челноков-шаттлов в 2011 году: российский транспортный пилотируемый корабль «Союз» оставался единственным средством доставки международных экипажей к МКС.
американские многоразовые транспортные космические корабли
Космический туризм сейчас
Сегодня интерес к туристическим полётам вновь огромен. Совсем недавно, 5 октября 2021 года с космодрома Байконур был осуществлён запуск транспортного пилотируемого корабля «Союз МС-19», на котором к МКС отправились командир корабля, Герой России Антон Шкаплеров, актриса Юлия Пересильд и режиссер Клим Шипенко. Эта миссия осуществляется в рамках крупного научно-просветительского проекта «Вызов», который совместно проводят Госкорпорация «Роскосмос», Первый канал и студия Yellow, Black and White. На МКС пройдут съёмки первого в истории полнометражного художественного фильма.

Ю. Пересильд, А. Шкаплеров, К. Шипенко 05.10.2021 photo from Госкорпорация «Роскосмос» (roscosmos.ru)
Разумеется, мнения о целесообразности этого проекта сразу же разделились: кто-то горячо поддержал идею провести съёмки первого художественного фильма в космосе, кто-то выступил резко против этого, отстаивая необходимость отправлять на орбиту только подготовленных специалистов.

В любом случае, этот проект приковал внимание людей во всем мире не только к вопросу развития орбитального туризма, но и к пилотируемой космонавтике и пребыванию человека в околоземном пространстве вообще.
Суборбитальные VS. орбитальные полёты: что выбрать?
Так может ли сегодня попасть в космос обычный человек? Да, может!
И для этого есть целых два пути: можно отправиться в орбитальный или суборбитальный полет. Как следует из названия, в первом случае люди отправляются на орбиту, а вот суборбитальный полет это когда летательный аппарат летит со скоростью, недостаточной для его вывода на орбиту и быстро возвращается на Землю.
Два успешных полёта суборбитальных кораблей состоялись только в июле текущего года. Сначала в космос отправился ракетоплан VSS Unity компании Virgin Galactic, и на его борту находился основатель этой компании миллиардер Ричард Брэнсон. Весь полёт, включая совместный подъём с самолетом-носителем White Knight Two, занял около часа. Время, проведенное в состоянии невесомости, составило всего четыре минуты.

photo from twitter @richardbranson

Несколькими днями позже состоялся полёт многоразовой суборбитальной ракетной системы New Shepard компании Blue Origin, принадлежащей миллиардеру Джеффу Безосу, который так же, как и его основной конкурент Ричард Брэнсон, лично отправился в это путешествие. Невесомость внутри капсулы тоже длилась около четырёх минут, однако высота полёта составила 107 км, что было примерно на 20 км выше, чем у Брэнсона, с пересечением условной линии Кармана (граница, за которой, как считается, начинается космос, около 100 км над уровнем океана).
Стоимость такого полёта для желающих может варьироваться от нескольких сотен тысяч до нескольких миллионов долларов США.

Специалисты полагают, что какой-либо научной пользы от этих полетов ждать не стоит: невозможно за краткое время в космосе провести долговременные научные эксперименты. Теперь это личная история людей, «гонка миллиардеров» (куда не без оснований включают и основателя компании SpaceX Илона Маска), которые всю жизнь мечтали прикоснуться к космосу. И эти люди намерены развивать суборбитальный туризм в дальнейшем.
Другой путь, то есть орбитальные полёты — это совершенно другой уровень. Некоторые специалисты, сравнивая полеты к МКС и суборбитальные полёты, полагают, что это — как взойти на Эверест и залезть на фонарный столб: принцип движения один, а результаты разные.
Как сообщает Роскосмос, ближайший полёт туристов к МКС, которых официально именуют коммерческими непрофессиональными участниками космического полёта, состоится в декабре 2021 года. На МКС отправится японский миллиардер-предприниматель Юсаку Маэдзава и его помощник по бизнесу Йозо Хирано. Они полетят по контракту Роскосмоса с компанией Space Adventures Inc., и отправятся на высоту порядка 400 км, а невесомость в их случае будет длиться несколько дней. Они сумеют провести полноценную программу научных исследований и полностью ощутить, каково это работать в космосе.
Цена орбитального полета к МКС
К этому моменту читатель, вероятно, уже задал себе этот вопрос: во сколько же может обойтись полёт и пребывание на МКС туристу? Так вот, полет к МКС окажется существенно дороже, чем суборбитальная четырехминутная невесомость Брэнсона и Безоса.

Давайте попробуем понять, что может входить в стоимость «билета»:
1
Цена транспортного пилотируемого корабля «Союз-МС» и ракеты-носителя «Союз-2.1а»;
2
Индивидуальное снаряжение для участников (скафандры и ложементы, в которых космонавты лежат в пилотируемом корабле);
3
Добавляем к этому медицинское освидетельствование и подготовку к полету;
4
Запуск ракеты-носителя с пилотируемым кораблем с космодрома Байконур, и прибавляем к этому работу профессиональных космонавтов на МКС;
5
Послеполетная реабилитация - туристы должны пройти медицинское обследование и получить надлежащий уход по возвращении на Землю.
Американская компания SpaceX Илона Маска говорит о том, что одно место на корабле Crew Dragon может ориентировочно стоить порядка 80 миллионов долларов США. Компания Boeing, которая разрабатывает свой пилотируемый корабль Starliner, оценивала одно место примерно в 90 миллионов долларов. Однако Starliner, как признают в НАСА, не будет готов раньше 2023 года… Российская сторона не называет стоимость одного кресла на транспортном пилотируемом корабле «Союз МС», однако гендиректор «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин ранее сообщал прессе: «Полёт одного космонавта или астронавта на российском корабле «Союз-МС» будет стоить в два раза дешевле, чем на новых американских кораблях Crew Dragon».
Какая подготовка нужна обычному туристу?
Подготовка непрофессиональных участников космического полёта на сегодняшний день составляет не менее 3,5-4 месяцев (как в нашей стране, так и за рубежом), а декларируемый срок подготовки к суборбитальным полетам всего лишь несколько дней. И мы снова возвращаемся к тому, что суборбитальные полёты это все же из разряда развлечений, полёт на орбиту это серьёзно.

Кстати, российские специалисты в ходе подготовки Юлии Пересильд и Клима Шипенко уже доказали возможность сжатой подготовки непрофессиональных участников космического полёта. Их ежедневные выходы на связь в прямом эфире, а также доклады врачей, отслеживающих состояние их здоровья на Земле, доказывают серьёзность российской системы подготовки.

Фото: Первый канал/Саша Гусов
на съемках фильма «Вызов»
Безопасность и надёжность полета — главные критерии выбора для тех, кто способен заплатить за орбитальный полет
Почему же иностранные космические туристы выбирают российские корабль «Союз МС» и ракету-носитель «Союз-2.1а»? Все просто: миллионер или миллиардер, страстно желающий отправиться в самый настоящий космос, не менее страстно желает вернуться назад. А российские космические корабли и ракеты являются на сегодняшний день самыми надёжными в мире, что не оспаривается даже конкурентами.

Еще одним фактором, влияющим на выбор именно российской техники, является… время. Именно в нашей стране отработаны и применяются на практике полёты к МКС по сверхкороткой, двухвитковой (по орбите вокруг Земли) схеме. На практике это означает, что туристы доберутся до МКС через три с половиной часа после взлета с космодрома Байконур. То есть, за время, сравнимое с полетом из Москвы в Брюссель, туристы достигнут станции и смогут провести сэкономленное время с пользой. А вот Crew Dragon от SpaceX летит около двух суток! Кстати, российский киноэкипаж добирался до МКС именно по сверхкороткой схеме, что позволит в дальнейшем отправлять туристов к МКС с огромной экономией времени.
Photo by «Everyday Astronaut»
Если очень захотеть, в космос можно полететь…за большие деньги
Итак, вот мы и добрались до выводов о том, какова возможность того, что туристический полёт в космос по силам и по карману любому обывателю.
Во-первых, что суборбитальные запуски финансово всё-таки окажутся более доступны, нежели орбитальные.
Во-вторых, суборбитальные полёты стали реальностью только в этом году, и их безопасность пока не является абсолютно доказанной: очень сложно судить о надежности и безопасности по двум полётам.
В-третьих, мы узнали, что российские космические технологии не только надёжны и испытаны, но и востребованы теми, кто имеет возможность заплатить немалые деньги за безопасность и спокойствие своего полёта и возвращения.
В-четвертых, мы узнали, что, несмотря на огромный интерес к пребыванию в космосе среди обычных людей, заплатить за это путешествие может лишь малая часть человечества, а говорить о взрывном развитии сегмента космического туризма рано. Так что массовых орбитальных полетов в ближайшие годы ждать не стоит.
Ну и в-пятых, нужно помнить, что даже непрофессиональным космонавтам нужно оставаться здоровыми людьми. Помните: то, что было чудовищно, космически дорого ещё полвека назад, сегодня уже представляет собой вполне подъёмную сумму для богатых людей. Точно так же начиналась авиация чуть более века назад, а за гораздо меньший период времени всего-то 60 лет! человечество уже пришло к обсуждению перспектив космического туризма! А значит, цены на полёт продолжат падать, так что занимайтесь своим здоровьем, лет через 15-20 оно может вам пригодиться для отпуска в орбитальном отеле!
Вёрстка: Полина Драганова