Образовательная программа «Драматургия»
для школьников 6-8 классов

Сочинения по пьесе Е. Шварца «Обыкновенное чудо»

Мы все будем смеяться над позолоченными бабочками

У. Шекспир
Говорят, умирающий Евгений Львович Шварц попросил карандаш и бумагу, чтобы написать о бабочке. Его мучила мысль о том, что он не успеет рассказать о простой белой бабочке-капустнице... Это очень важно — найти нужное слово. Например, не только назвать качества, присущие настоящему человеку, но и показать: как он чувствует себя в обществе, как воспринимается. «Обыкновенное чудо» — позднее произведение Шварца, его считают «итогом духовных исканий» автора. Зная, что Шварц был человеком глубоко верующим, я удивился его смелой попытке предположить, что «настоящим» в пьесе оказывается не человек. Хозяин-волшебник как будто и сам Бог, он драматург чужой судьбы: придумывает замысловатые развлечения в рутине жизни, но это не может быть одобрено никем, даже его супругой: «Терпеть не могу, когда для собственной забавы мучают животных». Ради шутки семь лет назад он решился на эксперимент с Медведем, превратив его в человека, который заявил, что «быть им — очень нелегко».

А как же иначе, если в королевстве «люди давят друг друга, режут родных братьев, сестер душат», а король является носителем не только своих пороков (безответственность, грубость, кровожадность), но и копит недостатки предков (визгливой тети, деда-неженки). Охота здесь считается «настоящим искусством», а дикий и беспринципный администратор, для которого бабочка-дура, дуб-осел, люди-мошенники, кажется Хозяйке сумасшедшим или негодяем, но он заверяет: «Я так нормален, что сам удивляюсь». Медведю тяжело, потому что он «ужасно правдив», а почувствовав, что человечеству тяжело живется, он вовсе загрустил и стал «учиться» — это говорит о желании помогать людям. Автор дарит Медведю встречу с подобной ему, искренней и настоящей Принцессой, «доверчивой и простой». Почему теперь «нелегко» будет им обоим? У настоящих людей все по-настоящему: самые глубокие чувства, истинные переживания.

Быть настоящим человеком нелегко, доказывает Шварц. Но если ты уже настоящий, никакие превратности судьбы не могут тебя переделать в животное, и ты останешься собой, рядом с тобой появятся достойные, а любовь «переплавит» все невзгоды.

В жизненной драматургии все не могут быть настоящими: вот Шварц был, и режиссер Марк Захаров есть, и актеры, которых он собрал в 1978 в своем фильме (Абдулов, Янковский, Леонов, Миронов), тоже были. Мы к этому прикоснулись, возможно, и у нас появился шанс «окуклиться», чтобы стать настоящими бабочками?

Эту пьесу я очень люблю, прикасаюсь… к ней…
когда чувствую себя человеком…

Е.Л. Шварц
Мы часто задаемся вопросом: «Что значит быть настоящим человеком и как им стать?» Многие писатели рассказывают в своих произведениях о настоящих людях, и мы, вдохновленные ими читатели, стремимся стать похожими на идеальных персонажей сказки. Мы не задумываемся: трудно ли это, через что пришлось пройти герою и от чего отказаться?

Е. Л. Шварц в своей пьесе «Обыкновенное чудо» писал: «Человек из мертвого камня сделает статую — и гордится потом, если работа удалась. А поди-ка из живого сделай еще более живое. Вот это работа!» Разве можно «из живого сделать еще более живое»?

Для начала хочется понять, чем отличается обычный человек от настоящего. Настоящего человека, или, как мы часто говорим, человека с большой буквы, можно узнать по определенными качествам. Ему свойственны такие черты характера, как совестливость, честность, доброта, порядочность. Это нравственный человек. Именно это самое важное, определяющее, кто ты.

Прочитав мемуары Шварца «Живу беспокойно», мы понимаем, что автор добр, честен и сам стремится к тому, чтобы быть настоящим человеком, поэтому эта тема становится одной из ведущих в творчестве писателя. В пьесе Шварца настоящим человеком можно считать Медведя. Безумный волшебник, превратив медведя в юношу, даже не задумывается, как тому будет трудно среди людей. По законам магии в Медведя должна влюбиться принцесса, и тогда он опять превратится в зверя и убежит в свою родную стихию. «Быть настоящим человеком — очень нелегко», — говорит Медведь хозяйке.

И вот Медведь встречает прекрасную девушку. После того как молодые люди влюбляются друг в друга буквально с первого взгляда, Медведем начинает управлять сила любви. Юноша, сам того не зная, постепенно превращается из дикого животного в благородного, умеющего любить и сопереживать человека. Медведь бежит, отказываясь от поцелуя Принцессы. Ему не безразлично то, что произойдет с девушкой, он переживает за нее. Юноша стал чувствовать, как человек. Он становится более нравственным. Влюбленный быстро приходит к этому, потому что не был до этого человеком и не знал корысти и бессердечности. Юноша преодолевает всевозможные преграды, которые воспитывают его как личность. Ему удается это, потому что у него есть определенная цель — любить и обрести счастье.

Для Хозяина становится неожиданностью, что Медведь пошел против воли своего создателя и решил остаться среди людей. В конце пьесы волшебник говорит: «Гляди: это человек, человек идет по дорожке со своей невестой и разговаривает с ней тихонько. Любовь так переплавила его, что не стать ему больше медведем».

Путь Медведя в пьесе «Обыкновенное чудо» доказывает, что стать настоящим человеком всегда сложно. Но если ты готов к изменениям, то преодолеешь все трудности и обязательно превратишься в достойного.
Любовь? Что такое любовь? Любовь мешает смерти. Любовь есть жизнь. …Все связано одной ею.

Л. Н. Толстой
Что же такое обыкновенное чудо? Просто оригинальное название, новый жанр или оксюморон, нет, это — настоящая формула счастья! Счастье у каждого свое, но в любом счастье есть любовь. К чему-то или к кому-то. Любовь окружает всех нас. Она всегда разная, она может менять свою форму, но никогда не заканчивается. Мне кажется, что любовь и есть обыкновенное чудо — вечная формула счастья!

Как и наша жизнь, пьеса Евгения Шварца вся пропитана любовью, любовью разной, многогранной, чистой и светлой, как хрусталь.

Хозяин уже пятнадцать лет женат, но он влюблен в свою жену, как мальчик, трепещет от одного ее появления: «Ах! Она идет! Она! Она! Ее шаги… Вот пустяки какие, а сердце бьется так, что даже больно». Волшебник ни на секунду не забывает, что он бессмертен и поэтому переживет свою жену. Но хоть он и останется один, и «затоскует навеки», его любовь не закончится. Хозяин никогда не забудет любимую, не перестанет быть все также в нее влюбленным. Чувство волшебника будет жить в печали, в его воспоминаниях. «А вдруг ты и не умрешь, а превратишься в плющ, да и обовьешься вокруг меня… А я… обращусь в дуб». В любви Хозяина и Хозяйки можно увидеть чувства Евгения Шварца к своей жене. Волшебник, вдохновленный женой, творил чудеса, а Шварц — чудо своей книги. В своих дневниках писатель говорил о супруге: «До самой смерти мне будет тепло, когда я вспомню, что ты мне говоришь. Я тебя буду любить всегда. И всегда буду с тобой».

Любовь Эмиля и Эмилии совершенно другая. В разлуке их чувство живет в воспоминаниях, в мечте о чудесной встрече. «Запрись в монастырь — одиночество напомнит о ней. Открой трактир при дороге — каждый стук двери напомнит тебе о ней». За это время они простили все обиды и поняли, что созданы друг для друга. Их любовь — зеркальное отражение истории чувств Медведя и Принцессы. Они были одинаково горды и бежали друг от друга, сдались. Но потом, как и Медведь с Принцессой, пришли к счастливому концу благодаря готовности прощать.

Медведь и Принцесса встретились и влюбились друг в друга, как дети, хотя они еще даже не понимали этого. «А почему же, когда вы говорили… что я… понравилась вам, то… я почувствовала какую-то странную слабость в плечах и руках и… мы вдруг так подружились!» — говорит принцесса. И вот первое препятствие — обида, и они отступают, ведь себялюбие теснит влюбленность. Но когда Медведь и Принцесса поняли, что не могут жить друг без друга, и что главное желание у них — сделать все для любимого, они пришли от влюбленности к настоящей чистой и вечной любви. Той самой любви, которая сама меняет людей, которая сделала из медведя человека. Верно сказал волшебник: «Любовь так переплавила его, что не стать ему больше медведем».

Каждая история по-своему прекрасна и волшебна, обыкновенна своей правдивостью и чудесна чистотой и искренностью. Это и есть настоящее чувство. Именно любовь, которая никогда не иссякнет, а не влюбленность или увлечение, которое может пройти. Любовь создают люди, поэтому ей никогда не придет конец.

«Любите, любите друг друга, да и всех нас заодно, не остывайте, не отступайте – и вы будете так счастливы, что это просто чудо!»