ВЕРОНИКА МУРАШКА
Критический отклик на эссе Анастасии Васяткиной

«Природа русской классики»
~
Мир будто бы состоит из противопоставленных вещей, из вечной схватки, из противников, измотанных, обезумевших от горячих волн воздуха, шума. Всюду война: движение и остановка, жизнь и смерть, разум и природа. Последний спор Анастасия пытается прекратить в своём эссе.
По мнению автора, если отречься от естественного, получится не понимающая мир карикатура. Мы приходим к несколько парадоксальному выводу: природное делает человека человеком.

Но дело в том, что в сочинении Анастасия приняла за синонимы понятия «натуральное», «естественное», «основа личности» в противовес рациональному. А если разум и естество совпадают? Несколько лет назад психологи добавили новый тип в ряд аудиал, визуал, кинестетик — дигитал. Это люди, для которых размышления — основной способ восприятия. Что же, они никогда не смогут быть близки природе? Никогда не увидят красоты?

Если мир наталкивает их на рассуждения, если они для человека естественны? Для него, конечно, рациональность равняется природе.
Рассмотрим Базарова и Аркадия. Евгению ни семья, ни общество, ни он сам не навязывали подобные мысли, стиль жизни. Это природное, и баталия против логики стала бы губительной схваткой с собой.

Аркадий, напротив, попал под влияние. Его естество восстает против нигилистического: презрения авторитетов, отрицания искусства. Он пытается подражать взглядам друга, но настоящего не скрыть. Аркадий подобен торфяному пожару: хотя и не видно огня, но горько пахнет гарью, а лес гибнет.
К чему же мы пришли? Анастасия утверждает, что природное, чувственное в человеке прекрасно. Я бы уточнила: прекрасно естественное, даже если оно связано с разумом, а не эмоциями.
~

Верстка: Азалия Азнабаева