Так специально для ценителей с 1981 года существует «Ночь пожирателей рекламы», интересный проект, созданный Жаном Мари Бурсико. Это, с одной стороны, рекламное шоу потрясающей продолжительности, а с другой — и это более важно — подборка шедевров визуального искусства, стоящих наравне с элитарным кино.
Вообще, реклама упорно идет к тому, чтобы полностью стать искусством. Великолепно лаконична реклама банка «Империал»: посреди сражения невозмутимый Наполеон тушит фитиль бомбы буквально «за секунду до» (подняв и идеально выправив сперва треуголку, слетевшую в снег перед падением снаряда). Точность — вежливость королей… Или вот еще пример: «На этом месте могла бы быть реклама Yota».
Потенциал жанра особенно очевиден, если речь идет о так называемой поддерживающей рекламе или о социальной. Сериалы авиакомпании S7 Airlines — о мечте, о красоте мира, они не предлагают купить билет. Но о них точно вспомнишь, собираясь в путешествие, потому что это необычно, пронзительно и красиво.
Впрочем, элементы социального присутствуют в любой серьезной рекламе, когда необходимо подчеркнуть, что наличие товара действительно решает какие-то проблемы. Это делает его актуальней. И, реклама — маркетинг, она направлена на то, чтобы рассказать о предложениях и услугах, заинтересовать ими. В особо агрессивных случаях — заставить купить. Рынок огромен, и некачественная реклама просто неконкурентоспособна.
К тому же, реклама тем изощреннее, чем дороже и «элитарнее» товар. Вещи, в большом количестве потребляемые ежедневно, могут не напоминать о себе — они и так нужны. Поэтому не разрабатывают сложных пиар-стратегий для обычной школьной канцелярии. Зато какой сюжет, какие великолепные ракурсы в рекламе автомобилей, какие пейзажи! Какие актеры, какая графика, какой закадровый голос...
Итак, маркетинг; то есть в любом случае расчет. И психология. Все, конечно, направлено на продвижение товара. Надоедливая реклама почему-то запоминается? Значит ее и будут делать — такой, апеллировать к бессознательному, выстраивать дурацкие созвучия, снимать поющих странные песенки странных людей. Потому что «это работает». А задача маркетолога — понять, что привлекает внимание, и сделать все, чтобы и привлечь его, и удержать. Реклама, которая раздражает, — мы ее все-таки помним, подпеваем песенкам, выстукиваем ритмы и ничего не можем с собой поделать. Вот, например, сайты вроде «Азино 777» — их реклама вылезает едва ли не перед каждым видео на ютубе, и она примелькалась настолько, что и захочешь — не сможешь забыть. Или незабвенное «во-осемь-восемьсот...», всплывающее из глубин подсознания каждый раз, когда рядом упоминают о займах. Или абсурдненькая «скитлз-трянка»… Тоже, в какой-то мере, искусство.
Реклама рассчитана на узнавание. Сначала — ситуации на экране, потом — товара на рынке. Для этого ей важно оставаться потребителю близкой. На разных уровнях проблема решается по-разному: иногда записывают и снимают звезд, иногда используют известные музыкальные мотивы и темы, иногда наполняют рекламу аллюзиями на что-то общеизвестное. Например, последняя новогодняя реклама МТС. Этакая игра слов за пределами слова, визуальная метафора, иронично связующая сказку и быт. Герой раздвоился: он одновременно и «Щелкунчик», и «мышиный король» — неотлипающий от телевизора активный пользователь интернета. И это на фоне фильма по мотивам известного сюжета, как раз готовящегося в прокат. Пульс времени — жизнь успешной рекламы.
Итак, реклама живет, и давно, по крайней мере — все то время, что существует торговля. И она проходит те же вехи, что и живопись, подчиняется тем же законам. Революционная концепция, предложенная Малевичем, утверждающая, что «Черный квадрат» изображает черный квадрат, что нет необходимости следовать природе — оказала на нее колоссальное влияние, безусловно. Но до чистой абстракции мы пока не доросли. Шедевры рекламы (особенно видеоформата) вполне прочитываются с точки зрения еще «трезубца Альберти»: в основе сюжета ситуация, реальная практически; сюжет самоценен и интересен; работа в целом — красива.
И это делает рекламу (не всякую, правда) искусством.