«Мальчик у Христа на елке» принадлежит к жанру так называемой «святочной литературы» — особого блока календарной литературы, включающей в себя несколько направлений, связанных с особо почитаемыми праздниками, например, Масленицей или Рождеством. В подобном жанре пробовал свое перо не только Достоевский, но и такие писатели как Г.Х. Андерсен, А.П. Чехов и О. Генри. Святочный рассказ обладает набором признаков: действие его происходит в канун Рождества, героями зачастую становятся дети, попавшие в беду и совершающие аллегорическое путешествие через Ад, землю и Рай, а в завершении всегда происходит чудо. Все эти характеристики прямо транслируются на «Мальчика у Христа на елке»: главный герой, маленький мальчик, «в ужасный мороз» выходит из подвала (Ада), некоторое время проводит на улице (земле) и умирает, попав в пространство, где обитают души умерших детей (Рай). Примечательным становится образ «большой собаки, которая выла весь день у соседских дверей». Если проводить параллель с пространством подвала как с Адом, собака может выступать метафорическим аналогом Цербера, что выводит на связь с Древнегреческой мифологией. Само же перемещение между тремя мирами сопоставимо с сюжетом «Божественной комедии» Данте, что подчеркивает общую динамику рассказа от низшего к высшему, от зла к добру.