Художественное время в произведении определено строгостью жанра — это канун Рождества, время обновления и томящего ожидания чуда. Действительно, «какой-то огромный город» готов к празднику: украшены витрины прилавков, а все люди давно сидят дома в окружении семьи, пока за окном крепчают морозы. Этому благополучному миру противопоставлены обитатели подвала, обреченные влачить свое жалкое существование в окружении холода, голода и смерти. Образ подвала — типичный топос жизни людей социального дна, этот образ позже будет встречаться, например, у Л. Андреева и у М. Горького. В контексте Рождества подвал можно считать деконструированным образом Вертепа — пещеры, где родился Христос, что делает жизнь, смерть и чудо в рассказе многогранными: посреди города, пронизанного духом Рождества, находится неблагополучная пещера с мертвой матерью и голодным младенцем, которые явно выбиваются из эстетики праздника.