Теперь вернёмся к анализу текста рассказа. В пещере, где родился Спаситель, царили радость и счастье — в подвале, где живёт мальчик, темно и мрачно. В пещере все (волхвы, скот и т.д.) стремятся приблизиться к Богородице — неиссякаемому источнику жизни и благодати, а все обитатели подвала находятся в максимальном отдалении друг от друга: умирающая старуха в одном углу, мать мальчика — в другом, «халатник» — тоже где-то в отдалении, а сам мальчик перемещается по подвалу. Кроме того, как мы уже сказали, Богородица — носитель неиссякаемой энергии жизни, в тексте же мать ребёнка сначала описывается как больная, а затем мы узнаём, что она умерла. Значит, в этом мире вечное счастье уже недоступно. Кстати о недоступности: в Священном Писании Дева Мария сопоставляется с лестницей в небеса (буквально: «Радуйся, Небесная Лестница, по которой Бог спустился»), а у Достоевского мёртвая мать мальчика «такая же холодная, как стена» — то есть, подняться к высшей гармонии уже нет возможности. Наконец, присмотримся внимательнее к портрету мальчика: «Одет он был в какой-то халатик и дрожал». По описанию одежда мальчика напоминает одеяние Христа на иконе «Богоматерь Елеуса» (Умиление) — там Иисус тоже одет в нечто наподобие халата. Думается, такое внешнее сходство неслучайно. На иконе Спаситель тянется к Матери, а в рассказе ребёнок навсегда расстаётся с ней. Также важно отметить, что в дверях подвала, где живёт мальчик, находится пёс — ещё один древний символ загробного мира, встречающийся как в античных мифах, так и в «Божественной комедии» А. Данте. Таким образом, совмещая «перевёрнутую» историю рождения Христа со «святочным» адом, Достоевский изначально сгущает краски и заставляет читателя размышлять над проблемой утраты человечеством истинной веры.