Аделина каримова
Творить = играть: что такое современная поэзия сегодня?
«Текст — первичная данность и
исходная точка всякой гуманитарной дисциплины»

М.М. Бахтин

Фото автора Polina Tankilevitch: Pexels
апрель 2022 года
Помните, как в детстве мы все играли? Иногда командой, или поодиночке, но на безделье не оставалось ни желания, ни времени. Играя, мы оставляли реальный мир позади: поддавались резвости и лихости «Казаков-разбойников, строили розовые замки в кукольном мире, отправлялись на поиски пиратских сокровищ. Почти всегда с нами были игрушки. Предметы, которые являются очень важной составляющей в игре, где главная стратегическая задача — дойти до конца победить.
Мы данность, что есть в каждой незатейливой математической задачке, а окружающее нас динамичная или статичная условность.
Теперь не так трудно представить, что мы с вами находимся в игровой реальности. Да, и я — автор этой работы, и вы — его читатели. Мы — данность, что есть в каждой незатейливой математической задачке, а окружающее нас — динамичная или статичная условность. В игре весело, потому что мы можем быть теми, кем хотим быть. Делаем то, чего от нас никак не ожидают. Меняем общественное восприятие нас и нашего творчества. Такой тактики придерживаются первенствующие игроки творческого поля ХХI века поэты.
Примечательно, что увы, или к счастью, игра тоже реальность со своими внутренними ограничениями, которые, в свою очередь, создают условия. На них строятся игровые правила, что дают игроку возможность победить. Казалось бы логичным просто последовать им, если бы не изменяющаяся внешняя обстановка. Тогда остается изменить правила и превратить их в условия. Возможно ли это? Давайте разбираться.
Александр Горнон, например, создатель новейшего направления полифоносемантики — многосмыслового поэтического звучания. Особенности такой поэзии — форма, которая создается при помощи различных шрифтов и размеров букв, и разнообразный фонетический ряд. Интересно обыграно? В эпоху визуального контента это весьма неплохой ход. Ниже представлен отрывок стихотворения из книги «25-й кадр, или Стихи не о том». Что он из себя представляет? Что испытывает читатель после его прочтения? Слова в тексте соответствуют функциям своего творческого направления – они графически разделены, многозначны, как лексически, так и по расположению в строке (вертикально). Это заставляет читателя остановиться, тщательно присмотреться, чтобы определить в графике нужное авторское слово. Задача не из легких. Уже первая строка – целый кроссворд. Он читается в вариациях: «Пока плесневой набегавшее», «по капле с Невой набегавшее» (форма «подстраивается» и словно течёт), а дальше «в ранце неудалом по ведению хор» и т.д. Структура текста создает ощущение абсурда. Умышленная сложность в восприятии текста визуально хороший интерактив с читателем. Однако трудность в смысловом понимании может не считаться как элемент искусства и остаться непонятой. Стоит прочтения? Решать читателю и только ему.
Марина Матвеева — сторонница этого творческого направления — игрок более безобидный. В названии ее стихотворений можно встретить замысловатую игру слов. В своих текстах она в креативном ключе использует тот факт, что ее родина — крымский полуостров: «Искрымсканность», «ТРАНС[крым]ЦИЯ», «provintiaЛИТs» — звучат ее названия.

Такую поэзию можно сравнить с неоднозначной картиной. Наблюдать и делать попытки понять все, что остается зрителю. Это выход во всеобъемлющий океан умозрительного. Отвлеченного, но в то же время, находящегося в моменте «здесь и сейчас».

Девочка, что когда-то не приняла смерть, теперь, будучи взрослой, повторяет детские ошибки. Пытается все воскресить, однако ей остается лишь "гнить" под давно умершим (=несостоявшимися отношениями).
Внутренняя витиеватость смыслов — черта поэтики петербургского автора-игрока Нины Савушкиной. Она — современная поэтесса, обладающая качественной поэтической речью, в которой никогда не знаешь, куда поведет тебя тропинка мысли, какая поджидает за углом рифма или образ. Например, стихотворение «Некроихтиофобия». Сложное греческое название не поддастся поиску в гугле, но перевод обеспечить возможно. «Некро» — мертвый, «ихтио» — рыба, «фобия» — страх. Итого получаем: страх мертвых рыб. Не самая распространенная боязнь, но, определенно, имеющая особое значение в структуре текста. Так и случается: возникают временные параллели, в них взрослое и юное «Я» двусмысленно объединены с мертвой рыбой. Девочка, что когда-то не приняла смерть, теперь, будучи взрослой, повторяет детские ошибки. Пытается все воскресить, однако ей остается лишь «гнить» под давно умершим (=несостоявшимися отношениями). Почти до самого конца во взрослой лирической героине наблюдается грубая ирония, отторжение от маленькой себя, некоторая брезгливость («слезой давясь»). Только последняя строка момент горечи, уязвимости, эмоциональности. Лирическая героиня жаждала подтверждения смерти, повторяя паттерн поведения, заученный еще в детстве. И она получает это подтверждение. Ей остается лишь признать торжество безжизненного.
Восклицание в конце доводит эмоцию до предела, оправдывая все прошлые чувства. Савушкина доказывает многомерность поэтического текста, его глубину. Знаменательно, что восклицательным знаком завершается и труд Дмитрия Коломенского «Праздник на нашей улице...». «Что, доигрался? Чурка безрукий!» доносится комическая развязка стихотворения.

Различие подходов к стихотворчеству современных авторов заключается в выборе тематики и формы. Тем не менее, есть то, что их объединяет: многослойная рефлексия, детализация бытового, переход к сакральному бытию.

Творческое поле цифровой эпохи неоднородно, не малую роль играет в нем фемпоэзия. Ее представительницы относят свои труды к остросоциальным, выступают в борьбе за права женщин, борьбу с насилием, исследуют общие вопросы гендерной идентичности. К примеру, отрывок из стихотворения Лиды Юсуповой из сборника «Приговоры», в котором слова взяты из реальных приговоров российских судов. Бюрократические термины в свободном верлибре безусловное новаторство. «Можно ли назвать это поэзией?» — вопрос еще открытый. Непреложным остается лишь сильный дух женщин-поэтов, привлекающих внимание к актуальным проблемам общественной жизни.
«Жизнь — это творческий задачник: условья пишутся тобой»
В. Полозкова (стихотворение «Стишище»)

«Чего они все хотят от тебя, присяжные с мониторами вместо лиц?..» (В. Полозкова «Черный блюз») господа присяжные появляются, увы, не только у феминисток. Эстрадная поэзия тоже остается активной, не собираясь сдавать позиции. Вот, например, Вера Полозкова — человек, женщина, поэт, певица. А еще амбассадор точных и неожиданных окказионализмов. «Облакастые головы» (= кудрявые головы), «виноватца» (= крошечная вина), «чьятость» (= принадлежность кому-либо) — неполный список «интересностей» в творчестве поэтессы. Внутренние рифмы в рэп-духе добавляют привлекательности к их исполнению. В отличие от Савушкиной, работы Веры строятся на невидимом, порой яростном и однобоком, диалоге (Вы извините за нервозность — но я в истерике почти»). Ее лирическая героиня темпераментна, но этим же симпатична читателю. Таким же эмоциональным образом появляются тексты песен-стихов певицы Земфиры. Известны песенные строчки:

«
В утренний сонный час,
Час, когда все растаяло,
Я полюбила вас,
Марина Цветаева….


»
Это отклик на стихотворение Марины Цветаевой «Анне Ахматовой» (1915). Вневременное послание певицы вдохновителю и образец современного стихотворного творчества в музыке. Пример уважения к минувшему с трансформацией сегодняшнего настоящего.

В целом, образ новой поэзии парадоксален, в ней обнаруживаются, помимо прочего: ирония и самоирония, смешение высокого и низкого, интертекстуальные связи и, конечно, необычные решения. Ее пишут, читают, поют – она отвечает нестандартным форматам, становится «глотком свежего воздуха» для заядлых читателей и обыденностью для новичков.

Современность — человеческая игра. Решать, каким правилам подчиняться и подчинять — наш выбор. Прошагать уже по пройденному пути или обнаружить неизведанный? Бороться до конца или отступить? Игровая ситуация всегда вынуждает принять решение. Заставляет преодолевать чувство собственной ограниченности, расширяя личностные возможности. Предполагает полную реализацию собственных замыслов.

Последними дневниковыми заметками Виктора Гюго были слова:

"aimer, c'est agir" «любить — значит действовать».

Так почему бы не начать творить, если любишь?

Вёрстка:
Елена Трофимова