Мария Игнатенко
Мы — другие?
Что Минск для белорусов и Беларуси
Что не так с белорусскими городами?
Magnum opus Якуба Коласа, классика белорусской литературы, — большая поэма «Новая земля». Это произведение проходят в каждой белорусской школе. Фактически, весь сюжет поэмы строится на жизни в деревне, в красках описываются праздники, быт и традиции сельских жителей. «Вёска» окружает героев не только в этом произведении, она почти во всей белорусской литературе и культуре (прим. авт.: существует даже распространённый стереотип о том, что вся белорусская литература «пра вайну и вёску», но это далеко не так). Первые стихи про город на белорусском языке появились только в начале XX века и только у Максима Богдановича, уроженца Минска.

По статистике на конец XIX века (по данным школьного учебника по истории Беларуси за 8 класс) в городах пяти белорусских губерний Российской империи только 14,5% населения были белорусами. Бóльшую часть мещанства составляли евреи, содержавшие магазины, мастерские, медицину и учебную системы города. В основном они, оставшиеся осколки шляхты (прим. авт.: шляхта — особое сословие в Речи Посполитой, существовавшей на территории Беларуси до конца 18 века. Шляхта состояла из статусных, но не всегда материально богатых, зачастую ополяченных верхов государства) и приезжие русские формировали культуру, дух города вплоть до Первой мировой. Города были прогрессивными местами с торговлей, политическими движениями, инновационными кинотеатрами, железной дорогой и трамваем. Они просто были губернскими центрами цивилизации.
ул. Губернаторская в Минске, ныне — ул. Ленина.
Источник — https://belhistory.com/course24.html
Но с революцией, двумя мировыми войнами и сталинскими репрессиями, плотно затронувшими всю территорию Беларуси, ситуация в городах в корне изменилась. Еврейское население и наследие выкосил Холокост, русские смешались и растворились в общей массе людей и народов, поляки были репрессированы, и белорусы потекли в города, когда страна развивала промышленность и проходила через индустриализацию, а деревня медленно уходила в прошлое.

В СССР Беларусь фактически стала однонациональной, и более 70% людей в стране сейчас живут в городах. Конечно, города в Беларуси сравнительно небольшие, это далеко не Нанкин (8 млн жителей) и даже не Казань (1,25 млн жителей), это звеняще тихое Гродно (около 350 тысяч жителей) или замершая Вилейка (28 тысяч жителей). Зачастую города, посёлки городского типа и большие деревни даже трудно отличить друг от друга, а их статус может не сильно менять пейзаж, обстановку и занятия местных жителей. В этом отношении Минск значительно выбивается и из образа тихих белорусских поселений и местечек, и из ряда шумных мегаполисов или туристических Мекк Европы вроде Вены, Вильнюса или Праги. За время войн Минск знатно потрепало, и его почти целиком пришлось отстраивать. Поговаривали даже о смене столицы на Могилёв — тот был в большей сохранности и дальше от границы с Польшей.

По-настоящему почти тысячелетний Минск (прим. авт.: первое упоминание Минска в летописях датируется 1067-м годом) ожил только в XX веке. Май Данциг запечатлел его в своих полотнах молодым — строящимся, развивающимся и быстро растущим. Таким, кажется, Минск остаётся и сейчас. Его молодость всё ещё продолжается: строится новая ветка метро, вырастают жилые районы и украшаются окраины. Кажется, уедешь всего на полгода — и уже точно не увидишь город таким, каким ты его оставил. Хотя места в самом центре Минска: проспект Независимости, Троицкое предместье, площадь Свободы — остаются теми странным пейзажами то ли с дореволюционных, то ли с советских открыток, как отмечают многие гости столицы.

(Иллюстрация Май Данциг «Минск. Площадь Победы» (1972).
Источник — https://clck.ru/349czH)
Что не так с идентичностью минчан?
Молодость Минска — это и молодость его населения. Резкая смена этносов и политических настроений в городе в межвоенный период, разрушения Великой Отечественной отразились и на минчанах. Они молоды так же, как и город.

Глеб — лицеист в Минске, однако он родился и вырос в посёлке городского типа недалеко от Молодечно, в Минской области. Он говорит, что даже ему жалко Минск: город пострадал по время Второй мировой войны, а политика советской власти тоже способствовала постепенному исчезновению довоенного наследия Минска. Он видит в Минске 25-летнего молодого мужчину, с тёмными волосами и стройным телосложением. Город молод внешне, но душа его стара.

Лера попробовала затирку (прим. авт.: затирка — национальное блюдо, суп с лапшой ручного приготовления) только в 16 лет, и, отмечая это, тут же вспоминает произведение Михася Стрельцова «Сено на асфальте». Главный герой идёт по улице города и неожиданно видит сено на асфальте. И его вдруг накрывают воспоминания, тоска по дому и какое-то щемящее чувство неполноценности и грусти. Конечно, это произведение — скорее творение об индустриализации 1930-х, но Лера замечает, что и оно актуально для многих минчан и сейчас. Иногда нам не хватает деревни, и это тоже одна из причин, почему Минск — странное и не всегда рациональное явление в культурном подсознании белорусов.
Лера, многие знакомые и даже я сама всё-таки завидуем Глебу, жившему в маленьком рабочем посёлке. Минск, огромный, страшный и непонятный культурной душе белоруса всё-таки заставляет нас что-то терять. Конечно, в городе ты перестаёшь бояться людей (что отметил и Глеб), и привыкаешь к современному темпу жизни и комфорту, но ничто не может заменить подсознательного желания попробовать блинов из печи, отпраздновать Ивана Купалу с кострами в лесу и просто почувствовать жизнь вдали от масс людей, на природе, среди тех «простых рэчаў», как поют N.R.M., что веками окружали твоих предков.

(Глубокое. Так зачастую выглядит глубинка Беларуси.
Фото автора)

А может, всё и так, как нужно?
Саша живёт в Минске с 11 лет. До этого она росла в Борисове, городе поменьше, на 140 тысяч жителей. Сейчас она считает себя скорее минчанкой, хотя и заявляет, что, как и Лера, она в первую очередь белоруска. «Я бы сказала, что в Борисове жизнь течёт медленнее. Там почти никогда не увидишь людей, которые куда-то спешат», — говорит Саша. Во многом с ней трудно не согласиться.

Минск со своим обособленным статусом отдельной административной единицы, званием столицы и титулом города-миллионника резко вырос и демографически, и культурно. «Одним словом, деревня — это совсем не плохо, но, конечно, нужно понимать, что это не вся белорусская культура», — вскользь роняет Глеб, фактически выросший в деревне. Ему, кажется, тоже не хватает одного кусочка белорусской культуры — городского.
Минские машины, люди, дома, широчайшие проспекты — всё постоянно в движении, ты всегда стоишь посреди массы чего-то живого, непрерывного, молодого и порывистого. Ты стоишь среди студентов, творцов, стариков и школьников, смеющихся иностранцев, хмурых клерков и врачей, слушая неповторимый запах метро и объявление диктора: «Асцярожна, дзверы зачыняюцца...». Вокруг кипит жизнь, но кипит она так по-особому, так странно-понятно, что хочется заплакать от счастья прямо здесь, на станции метро, с новыми вывесками и людьми, но старым духом, молотами и серпами на стенах. Кажется, с городом ты не только теряешь, но и приобретаешь. Надо только это услышать.

Станция метро «Октябрьская» в Минске. Фото автора
Беларусь — это пазл, а не лоскутное одеяло, и Минск — та последняя, будто бы неподходящая деталь, но вдруг идеально дополняющая рисунок.
Но что кажется главнее, так это то, что Минск не пытается отрывать себя от этнического белорусского контекста, мы тут белорусы все, а не минчане. Город растёт, люди приезжают и уезжают, новые здания вырастают, а старые — реставрируются, электробусы отправляются в путь по улицам. Пафос, идентичность и бренд приложатся. Пока нужно держаться вместе. Минск — это 1/5 белорусов, мы не можем позволить себе отколоться. Где-то в Беларуси больше католиков, где-то православных, где-то озёр, а где-то — лесов. Где-то едят больше драников, а где-то их готовят редко. Но это всё мелочи, и если на них будут обращать внимание 10 миллионов человек в центре Европы, на равнинных территориях, открытых всем путям и ветрам, то от них скоро мало что останется. Беларусь — это пазл, а не лоскутное одеяло, и Минск — та последняя, будто бы неподходящая деталь, но вдруг идеально дополняющая рисунок.