Конечно, можно сказать, что украинская ведьма и петербургский дьявол творят зло, вызывают страх, несут негативную энергию, то есть мешают простым смертным жить. Но то же самое можно отнести и к другим мистическим существам, в том числе к тем, кого можно встретить за пределами произведений Гоголя. Значит, нужно искать общие черты, присущие только ведьме из «Вия» и дьяволу из «Портрета».
Сходство героев проявляется в их внешности. Но как можно сопоставлять молодую красивую панночку и старого ростовщика? Описывая обоих героев, автор говорит об их «странной живости», которая заставляет усомниться в смерти панночки и неодушевленности портрета. При взгляде на героев невозможно отделаться от мысли, что девушка спит, а мужчина, изображенный на картине, собирается сойти с нее в реальный мир. И вот что странно: люди боятся смерти, но в панночке и ростовщике пугает совершенно противоположное: в них слишком много жизни. «Странная живость» выглядит зловеще, указывая на дьявольскую сущность ростовщика, разрушая гармонию портрета, делая красоту ведьмы страшной. И в «Вие», и в «Портрете» Гоголь использует свой любимый прием: он оживляет неживое, превращая его в пугающие образы из потустороннего мира.