Стилизованная под эскиз, придуманный Гоголем к спектаклю 1836 года, декорация выкатывается к зрителям — это выглядит словно «сценический припадок». Чиновники чересчур карикатурны; нет никакого намёка на серьёзность: они зевают, морщатся, буквально валяются на стульях, так сказать находятся не при чине. Они наслаиваются друг на друга и показывают готовность к тому, чтобы высвободить спрятанное внутри них существо. Можно уже не притворяться, «все свои», — выдаёт с заискивающей усмешкой Земляника. Хлестаков, словно оголённый провод, провоцирует короткое замыкание в их двигательной системе. Образ Хлестакова действительно «хлещет»; на протяжении всего спектакля Алексей Девотченко играет до надрыва: вены на его шее пульсируют, а глаза фосфоресцируют звериной страстью, с каждым его движением ощущаешь пугающую потустороннюю энергию — он непредсказуем, и ему веришь потому, что на его фоне некуда деть собственную блеклость и никчёмность. Хлестаков, мимикрируя под «пренеприятнейшее известие», как заклинатель змей гипнотизирует каждого из чиновников, которые вынуждены ему подпевать и поддакивать. Актёрам становится тесно внутри сценических образов, и они поддаются хаосу импровизации, не давая пощады голосовым связкам, а на эмоциональном уровне человеческое более не контролируется, оно подчиняется чрезмерно-первобытному, гротескно-комическому. Зритель может проследить, как несуразные жители уездного городка заражаются демонической харизмой Хлестакова; они подобны тряпичным куклам, которые ждут твёрдой руки, что повернёт их и заставит шевелиться. Им не хочется сочувствовать, их не боишься встретить в реальном мире, но в этом рефлекторном повиновении тёмной силе есть закономерность, которая постоянно напоминает о чём-то «помимо увиденного». Зритель становится участником замкнутого круга: «Я пригласил вас, господа», — четвёртая стена ломается, и Хлестаков растворяется в театральной духоте аплодисментов; растворяется подобно тьме, накрывшей некогда Ершалаим. Тебе хочется на свежий воздух, тебе хочется умыться и посмотреть в зеркало, хочется, чтобы кто-то снял заклятие, сказал: «Так не бывает».